УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Днепроэнерго»: битва не окончена?

«Днепроэнерго»: битва не окончена?

Государство больше месяца назад выиграло очередное и, казалось бы, последнее сражение на судебном поле за крупнейшую отечественную генерацию «Днепроэнерго». Но война с захватчиками на этом отдельно взятом объекте еще далеко не окончена. Тема «Днепроэнерго» может показаться уже слегка избитой, однако события вокруг предприятия обещают получить в ближайшие дни и недели новое развитие …

Ситуация с «Днепроэнерго» вообще уникальна и беспрецедентна в истории украинской энергетики. Это был единственный за все время ее существования случай, когда государство в лице представителя НАК «Энергетическая компания Украины» проголосовало за увеличение уставного фонда одной из крупнейших украинских генераций. При этом само правительство имело в нем свыше трех четвертей акционерного капитала.

Вспомним, как это было…

ОАО «Днепроэнерго» является одним из крупнейших в Восточной Европе производителей электроэнергии. На долю компании приходится пятая часть тепловой генерации Украины.

В состав ее входят три тепловые электростанции – Приднепровская, Криворожская и Запорожская. В декабре 2001 г. было возбуждено дело о банкротстве «Днепроэнерго». Общая сумма претензий, подтвержденных судом, составила 1,39 млрд грн. Поэтому комитет кредиторов «Днепроэнерго» в ноябре 2003 г. инициировал санацию компании. Хозсуд Запорожской области в мае 2005 г. утвердил план санации, согласованный с основным акционером общества — НАК «Энергетическая компания Украины».

27 августа 2007 года акционеры «Днепроэнерго» на собрании решили увеличить уставной фонд на 52,07% – до 149 млн 185,8 тыс. грн в связи с присоединением к ООО «Инвестиционное общество» (учредителями которого являются компании ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса» и ОАО «Павлоградуголь», входящие в Донецкую топливно-энергетическую компанию Ахметова). Увеличение УФ предполагалось провести путем дополнительного выпуска 2 млн 43 тыс. 434 простых именных акций номиналом 25 грн.

Как главный аргумент в пользу фактического размывания госпакета постоянно звучало, что в результате присоединения «Инвестиционного общества» к «Днепроэнерго» последнее сможет получить от инвесторов более 1 млрд грн для расчетов с кредиторами и по текущим реструктуризованным долгам. Этот шаг должен был предотвратить банкротство и распродажу имущества по частям. Кроме того, инвесторы обязались внести порядка 1,1 млрд грн инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов и социальных программ, что должно было запустить реализацию программы развития запорожской генерирующей компании на период до 2030 года.

Таким образом, Донбасская топливно-энергетическая компания на тот момент получала дополнительные 28% акций генкомпании, контролируя до этого лишь 12%. При этом в госсобственности оставался контрольный пакет ОАО.

Cегодня в НАК ЭКУ твердо убеждены, что госкомпания, (как любой отстаивающий национальные интересы субъект) априори не должна голосовать за увеличение уставного фонда за счет вхождения частного акционерного капитала. Ведь допэмиссия в таком виде значительно размывает госпакет - с 76,04% до 50% + 1 акция, тем самым ослабляя контроль за предприятием и ущемляя интересы государства.

Но, учитывая, что директивы по голосованию были получены непосредственно из правительства, то руководство НАК ЭКУ, находясь в подчинении КМУ, обязано было их выполнить. Даже если это и противоречило национальным интересам.

Эксперты не окрыли Америку, когда заговорили об уже традиционной методике покупки Ринатом Леонидовичем актива: обеспечивать себе победу и экономию денег лоббистскими ходами, льготными схемами без открытой конкуренции, борьбы и торгов с конкурентами.

Первыми тревогу забили миноритарные акционеры, среди которых ООО "ИК "Бизнес-Инвест", владеющее 0,00655% акций (или 152 штуками), потребовав пересмотра допэмиссии. В августе – ноябре прошлого года в их поддержку прозвучали недвухзначные месседжи тогда ещё оппозиционной Юлии Тимошенко. Она открыто угрожала вернуть ахметовский пакет «Днепроэнерго» в госсобственность, на чём в значительной степени строилась и экономическая составляющая предвыборной кампании нынешнего премьера.

В ноябре подконтрольные Ринату Ахметову компании — «Шахта «Комсомолец Донбасса» и «Павлоградуголь», — полностью погасили задолженность ОАО «Днепроэнерго» — 928 млн грн. Долги получили Госрезерв (500 млн грн), Минфин (150 млн грн) и предприятия НАК «Нафтогаз України» (46 млн грн). Такие шаги призваны были серьёзно укрепить позиции олигарха в контроле над предприятием. После санации доля ДТЭК в уставном капитале «Днепроэнерго» должна была вырасти до 44% (!). Но Ахметовской мечте не дано было сбыться: ожидаемые изменения так и не были внесены в реестр компанией-регистратором «Укрнафтогаз».

События приняли обратный ход 21 декабря 2007 года, когда Запорожский апелляционный хозяйственный суд признал недействительными все решения собрания акционеров ОАО «Днепроэнерго» от 27 августа 2007 года, в том числе и об увеличении уставного фонда, в ответ на соответствующий иск от «Бизнес-Инвеста», пытавшегося оспорить законность выпуска.

Правда, уже в январе Высший хозяйственный суд признал допэмиссию ОАО «Днепроэнерго» законной и отменил решение Запорожского апелляционного хозсуда, чем затянул процесс возврата управления генерацией государству. Однако реальное сражение за энергокомпанию было еще впереди.

В конце января 2008 г. ООО ИК «Бизнес-Инвест» обжаловала в Верховном суде Украины постановление ВХСУ от 25 января т.г., подтверждающее законность увеличения УФ «Днепроэнерго». Верховный Суд Украины первоначально назначил рассмотрение кассации “Бизнес-Инвеста” на 19 февраля т.г., однако заседание тогда несколько раз переносилось.

4 марта т.г. коллегия судей Хозяйственной палаты ВСУ приняла решение перенести рассмотрение кассации ООО “Бизнес-Инвест” на 8 апреля.

На фоне начавшегося в первые месяцы нового года активного наступления миноритариев весьма «трагично» выглядел провал законопроекта, призванного на вечные времена закрепить за Ринатом Ахметовым контроль над «Днепроэнерго». Депутаты отказались принять изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс, которые фактически превращали Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) в последнюю инстанцию при разрешении имущественных споров. Учитывая, что ВХСУ принял сторону Рината Ахметова в споре за контроль над «Днепроэнерго», олигарху было бы крайне выгодно, чтобы именно решение Высшего хозяйственного суда стало последним в этом судебном процессе, однако совладельцу СКМ не удалось склонить депутатов на свою сторону.

А вот Юлия Тимошенко с момента утверждения на посту премьер-министра постепенно отстранилась от конфликта. Так о запланированном на 21 марта 2008 года собрании акционеров в Запорожье Тимошенко заявила: "Что касается собрания, я думаю, там владеет ситуацией министр топлива и энергетики. Я в эти вопросы сейчас не вникаю. Мы ждем решения суда".

В свою очередь, глава Министерства топлива и энергетики Юрий Продан накануне собрания акционеров ОАО «Днепроэнерго», заявил: «В повестке дня собрания два вопроса – смена правления и наблюдательного совета. Мы будем голосовать по обоим».

По итогам таки состоявшегося 21 марта с.г. собрания акционеров набсовет и ревизионная комиссия ОАО «Днепроэнерго» были полностью сформированы из представителей НАК «Энергетическая компания Украины», а люди из ДТЭК полностью выведены из этих органов. На том основании, что мероприятие не удалось провести по заранее оглашенному месту, так как этому противодействовали не только охранные структуры, но и отдельные народные депутаты, в СМИ сразу же распространилась версия о незаконности такого собрания. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) (уже неоднократно демонстрирующая свое расположение к ДТЭК), также поспешила назвать его незаконным.

По инициативе НАК ЭКУ было решено продолжить собрание 27 марта. В повестку дня были внесены вопросы, связанные с распределением прибыли по итогам 2007 года, акционеры должны были заслушать отчеты Правления, набсовета и ревкомиссии по итогам деятельности компании в 2007 году, а также утвердить основные направления деятельности общества на 2008 год. Кроме того на собрании планировалось рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в устав и внутренние нормативные документы ОАО.

Однако это очередное собрание акционеров по причине неявки регистратора «Укрнафтогаза» не состоялось. По информации в ЭКУ, компания-регистратор просто побоялась прибыть на место из-за реальной угрозы силового захвата реестра. А мандатная комиссия, контролируемая людьми из ДТЭК, конечно же, отказалась регистрировать представителей НАК «Энергетическая компания Украины» с 76,04% пакетом акций по выпискам из реестра. В НАК ЭКУ подчеркивают, что отказ мандатной комиссии проводить регистрацию был ничем не мотивирован. Кроме того, мандатная комиссия пыталась проводить так называемую фиксацию акционеров. В этой связи ЭКУ обратилась в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку с просьбой разъяснить легитимность процедуры фиксации, поскольку она не регламентируется действующим законодательством.

В результате, по итогам регистрации территориальное управление ГКЦБФР по Запорожской области составило протокол, в котором собрание 27 марта было признано несостоявшимся из-за отсутствия «Укрнафтогаза».

Ситуация с последним заслуживает отдельного внимания. Давление на этого известного в Украине регистратора осуществляется уже давно, так как компания отказалась вносить изменения в реестр акционеров после допэмиссии в «Днепроэнерго». Дошло до того, что Генпрокуратура возбудила в отношении должностных лиц "Укрнафтогаза" уголовное дело, а Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку лишила регистратора лицензии. Еще в феврале руководство компании направило премьер-министру, министру юстиции, Департаменту государственной исполнительной службы Министерства юстиции и НАК ЭКУ обращение, в котором излагались факты неправомерного давления, которые прямо связывались с регистрацией допэмиссии на «Днепроэнерго». Кульминация наступила 7 марта, когда сотрудники прокуратуры Днепровского района изъяли системные блоки всех компьютеров в офисе «Укрнафтогаза»: так пытались предотвратить намечающееся собрание акционеров.

После несостоявшегося собрания акционеров «Днепроэнерго» от 27 марта правление генерации принимает незаконное решение о передаче реестра временному регистратору – «Проминвестбанку», аффилированному со структурами Ахметова.

Однако самое резонансное событие в этой эпопее состоялось 8 апреля. Тогда Хозяйственная палата Верховного суда Украины удовлетворила кассацию ООО «Бизнес-Инвест» на решение Высшего хозяйственного суда Украины и признала незаконными все решения общего собрания акционеров ОАО «Днепроэнерго» от 27 августа 2007 года. Фактически это означает, что допэмиссия отменена и государство вернуло в свою собственность около четверти всех акций: ставится окончательная точка в юридической части решения данного конфликта. Вердикт Верховного суда означает также, что аннулирована не только допэмиссия, но и решение августовского собрания относительно избрания наблюдательного совета «Днепроэнерго». А, стало быть, отменено и избрание этим самым набсоветом председателем правления генкомпании Юрия Бочкарева.

В продолжение истории 18 апреля Киевский окружной административный суд по иску акционера-физического лица признал неправомочным решение Кабинета министров Украины от 13 июня 2007 г., которым НАК ЭКУ разрешалось голосовать за увеличение уставного фонда «Днепроэнерго», чем ликвидировал формально-административные предпосылки для проведения допэмиссии.

В ответ 14 мая по иску миноритарного акционера против ЭКУ в интересах ДТЭК Хозяйственный суд Запорожской области своим решением признал несостоявшимся собрание акционеров энергогенерирующей компании «Днепроэнерго» от 21 марта.

Дальнейшие перспективы развития ситуации с возвратом госуправления генерацией в НАК ЭКУ видят исключительно в юридической плоскости. Хотя решение Верховного суда окончательно и апелляции не подлежит, менеджеры ДТЭК продолжают осуществлять оперативный контроль над предприятием, невзирая на ряд судебных решений. В ДТЭК уже успели попугать перспективами обжалования «нарушения прав частного акционера» в европейских судах. Стоит также помнить, в Украине от принятия судебных решений до их исполнения нередко проходит длительное время. По мнению некоторых юристов, решение Верховного суда может быть отменено на основании вновь открывшихся обстоятельств. Так в свое время Верховный суд принял решение о законности приватизации компанией VS Energy ОАО "Одессаоблэнерго", однако потом признал конкурс незаконным на основании вновь открывшихся обстоятельств.

В НАК ЭКУ надеются на положительный исход инициированного госкомпанией на 18 июня внеочередного собрания акционеров «Днепроэнерго». Чтобы наконец заслушать отчеты о работе правления, наблюдательного совета и решить вопрос о распределении прибыли за 2007 год. В НАК ЭКУ рассчитывают на то, что эта дата станет поворотной для восстановления нормальной работы предприятия. Хотя тут отдают себе отчет, что просто так рейдеры оружие не сложат, поэтому следует ожидать провокаций и в буквальном смысле вооруженного отпора.

Острота проблемы генерации ощущается еще и в связи с запланированной продажей части энергетических активов государством, что было не так давно анонсировано правительством. Без фактического восстановления государственного контроля над ОАО «Днепроэнерго» реальный интерес к покупке госпакета 60%+1 акция энергокомпании со стороны потенциальных инвесторов выглядит довольно сомнительным. Оценивая приватизационные перспективы генерации, стоит также учитывать, что в целом за время судебных споров и противостояния государства рейдерам на «Днепроэнерго» (с 1 февраля по 8 апреля 2008 года) капитализация предприятия снизилась на 1,25 млрд грн.

Вред от неразрешенного спора колоссален: это не только демонстрация слабости позиций государства, но и прямые экономические потери для предприятия. Поэтому скорейшее восстановление реального контроля НАК ЭКУ над «Днепроэнерго» наиболее соответствует как общенациональным интересам, так и финансовому здоровью генерации.

Продолжение следует