УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Почему тандем не вышел?

Почему тандем не вышел?

Победа Барака Обамы в Миссисипи была неотвратима, как смена времен года.

Пресса, которая тоскует без драматизма, ухватилась было за один опрос, который демонстрировал сокращение разрыва между кандидатами демократов: он давал Обаме 46%, а сенатору Хиллари Клинтон - 40%, - но остальные показывали, что Обама ведет с перевесом от 14% до 24%.

Подсчитаны еще не все голоса, но на данный момент окончательный счет выглядит как 59% : 40% в пользу Обамы. Он завоевал голоса примерно 90% афроамериканцев, которые составляют в этом штате больше половины избирателей-демократов. До этого они дали Обаме убедительные победы в других южных штатах - Южной Каролине. Алабаме, Джорджии и Луизиане.

Исключение составил Техас, где чернокожие избиратели на прошлой неделе оказали Обаме не столь единодушную поддержку. В его штабе начали опасаться, уж не начало ли это какой-то пагубной тенденции, но в Миссисипи все вернулось на круги своя.

Там разыгрывались 33 делегата предвыборного съезда Демократической партии США. Поскольку демократы в отличие от республиканцев предпочитают принцип пропорционального представительства, часть из них достанется сенатору Клинтон, за которую, например, голосовали примерно 7 из 10 белых женщин Миссисипи.

Но победа в этом штате позволила Обаме скомпенсировать утрату 11 делегатов, завоеванных его соперницей неделю назад, когда Хиллари выиграла в Огайо, Род-Айленде и Техасе и этим спасла свою кандидатуру от неминумой гибели.

Республиканцы исходят из принципа "победитель получает все", поэтому сенатору Джону Маккейну удалось уже нокаутировать своего соперника Майка Хакаби, и он может посвятить себя сбору средств на единоборство с избранником или избранницей демократов.

И тот, и другая по сравнению с ним купаются в деньгах: Обаме пожертвовали в феврале 55 миллионов доллларов, Хиллари - 35 миллионов, а Маккейну - всего 12 миллионов.

Накануне первичных выборов в Миссисипи из стана сенатора Клинтон послышался ряд намеков на то, что им с Обамой, возможно, следовало бы объединить усилия, то есть баллотироваться вместе. Как видит этот тандем лагерь Хиллари, она будет баллотироваться в президенты, а Обама - в вице-президенты при ней.

Еще недавно многие сомневались, что Хиллари пойдет на такой вариант. Например, наблюдатели отмечали, что она явно недолюбливает Обаму и рядом с ним держится напряженно, тогда как с их общим соперником Маккейном она ведет себя непринужденно и очевидно ему благоволит.

Говорили, что ее вывел из себя эпизод на выступлении Буша "О положении страны", когда Обама дружелюбно беседовал в зале со своим новообретенным сторонником сенатором Эдвардом Кеннеди, не замечая Хиллари, хотя она стояла в метре от них и была одета в красное платье, которое бросалось в глаза.

К тому же, в отличие от нее, Обама харизматичен и постоянно отвлекал бы внимание на себя. Этого никакому президенту не хочется.

Но идея их тандема кажется многим демократам соблазнительной, и когда ведущий Си-эн-эн Вулф Блицер упомянул ее в начале февраля во время очередного диспута среди демократов, зал разразился аплодисментами.

В последние дни к идее тандема стала более благосклонно относиться и Хиллари.

Перед голосованием в Миссисипи у Обамы было 1579 делегатов, а у Хиллари - 1473. Из-за системы пропорционального представительства она будет уже не в состоянии ликвидировать разрыв во время оставшихся праймериз, хотя убедительная победа в огромной Пенсильвании, где голосование будет проходить 22 апреля и где на кону 158 делегатов, возможно, позволит ей его сократить. Но вряд ли намного, и Обама скорее всего придет на съезд с перевесом в 110-140 делегатов.

Такие наблюдатели, как бывший советник Клинтонов Дик Моррис, давно похоронили Хиллари, и хотя другие аналитики пока не считают пациентку безнадежной, перспективы ее не блестящи. Видимо, поэтому Клинтоны начали поговаривать сейчас о смычке с Обамой, который, однако, пока не находит эту мысль лестной для себя или продуктивной.

"При всем уважении, - заявил он в понедельник, - я завоевал в два раза больше штатов, чем сенатор Клинтон, я завоевал больше голосов, чем сенатор Клинтон, у меня больше делегатов, чем у сенатора Клинтон. Так что я не понимаю, как тот, кто на втором месте, может предлагать пост вице-президента тому, кто на первом".

Обама также напомнил, что лагерь Хиллари не устает доказывать, что он не готов занять пост американского главнокомандующего, и ехидно заметил: "Я что-то не пойму. Если я не готов, почему они думают, что из меня получится такой замечательный вице-президент?", передаёт Русская служба БИ-БИ-СИ.

Идея совместного выдвижения пока определенно не нашла отклика в стане Обамы и вряд ли найдет его в будущем, если последние перепалки между двумя лагерями войдут у них в привычку. То советница Обамы называет Хиллари "монстром" и говорит, что в борьбе за власть та ни перед чем не остановится. То советница Хиллари заявляет, что Обама добился всего лишь благодаря тому, что он чернокожий.

Как водится, кандидаты потом дезавуируют своих советников, извиняются, а иногда даже от них избавляются, но каждый такой выпад оставляет оскомину, которая делает мечту о тандеме все менее осуществимой.