Борис Акунин взял интервью у Ходорковского

1,4 т.
Борис Акунин взял интервью у Ходорковского

Текст беседы, проходившей в форме переписки, публикуется в октябрьском номере русской версии журнала Esquire.

Писатель Григорий Чхартишвили, известный под псевдонимом Борис Акунин, взял интервью у Михаила Ходорковского.

В интервью Ходорковский рассказал о причинах возникновения и обстоятельствах дела "ЮКОСа". По его словам, в 2003 году обострилось противостояние двух группировок в Кремле, которые боролись за влияние во время ожидаемого второго срока президента Владимира Путина. Ходорковский условно называет эти группировки либералами и силовиками, сообщает Lenta.ru.

Экс-глава ЮКОСа рассказал Акунину и о том совещании в Кремле в 2003 году, с которого начались его неприятности, закончившиеся арестом. "Я понял, что без политической поддержки на самом верху ничего не получится. И вопрос о коррупции было решено поставить у президента. Тему поддержали Волошин и, будете удивлены, Медведев, который, будучи тогда заместителем главы администрации президента, готовил совещание с Союзом промышленников и предпринимателей. ... Совещание получилось громкое. Это было 19 февраля 2003 года. Я тогда говорил о гигантском коррупционном рынке в стране - 30 млрд долларов, то есть 10 процентов ВВП", - пишет Ходорковский.

К первым он относит, в частности, Дмитрия Медведева, занимавшего в то время пост вице-премьера, ко вторым - тогдашнего заместителя главы администрации президента Игоря Сечина и "кучу чиновников "второго эшелона". Ходорковский отмечает, что Владимир Устинов и Николай Патрушев - в то время генпрокурор и директор ФСБ соответственно - "до последнего момента держали нейтралитет".

"Я с открытыми глазами поднялся "из окопа" тогда, на февральском совещании у президента. Летом еще не было очевидно, что мы проиграем, но то, что кризис близко, и то, что барьеров у наших оппонентов нет, было понятно. Не знаю, стоит ли называть фамилии, но "та сторона" - это Сечин и куча чиновников "второго эшелона" (то есть поддерживающих его не только из убеждений, но и в надежде на служебное продвижение или из-за имеющегося на них компромата). Это и Заостровцев, и Бирюков, и многие другие. К слову, Устинов и Патрушев до последнего момента держали нейтралитет. Это правда. На "этой стороне" были Волошин, Медведев, Касьянов, Чубайс, Илларионов, Дворкович, даже Греф - до определенного момента", - говорит Ходорковский.

"К октябрю 2003 года стало ясно, что мы проиграли этот раунд. Масштабы и формы мести наших оппонентов нами, конечно, недооценивались. Никто не думал, что будет разрушена компания, что полностью подавят судебную систему, что заткнут независимые СМИ. Все это было довольно трудно себе представить. Но то, что я буду в тюрьме, что компанию у меня отберут, это я понимал уже тогда", - написал Акунину Ходорковский.

Вспоминая о суде, Ходорковский сказал, что против него с Платоном Лебедевым ни один человек не дал показаний, сообщает Newsru.com. Хотя этих людей принуждали к таким показаниям. "Да, сволочей еще хватает, но настоящих граждан уже больше, и идет дальнейший процесс превращения толпы в сообщество граждан. Величайшая ошибка Путина в том, что он, вольно или невольно, притормозил этот процесс, процесс становления гражданского общества. Сейчас есть надежды на возобновление этого процесса, что делает меня счастливым. Может, мои слова и глупо звучат", - отметил Ходорковский.

В интервью Ходорковский также прокомментировал свои статьи, написанные в колонии. Речь идет о таких публикациях, как "Мораль и справедливость" и "Левый поворот", посвященных кризису либерализма в России. В частности, Ходорковский выступил против призывов к либеральной общественности не сотрудничать с властью.

Читайте по теме:

Ходорковский может претендовать на досрочное освобождение

На Ходорковского «вешают» ряд громких убийств

Медведев готов помиловать Ходорковского

Ходорковский и без еды чувствует себя хорошо

Ходорковского не освободят, он плохо покаялся

Подготовила Маша Городецкая