УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Литературный конкурс. Качельку не поделили

642
Литературный конкурс. Качельку не поделили

Случалось ли вам когда-либо наблюдать как в однотипных жизненных ситуациях похожи поступки людей и животных? Нет, я не имею в виду то, что происходит на уровне инстинктов, и знакомо нам еще со школьного курса биологии. Речь идет о поступках на сознательном уровне. Удивительную историю в этом контексте услышала я от одного ученого-натуралиста много лет назад.

Это было в средине июня, в самый пик полярного дня. Мы с дочерью путешествовали по Кольскому полуострову, и за неделю проехали от Мурманска до Кандалакши. Тогда я впервые увидела не только белые ночи, но и летний снег на и без того белых кочках цветущего багульника, и оленей в тундре, и великолепную коллекцию цветного камня в музее Мончегорска, и подземную электростанцию, и нерест семги, и уникальный для заполярья Лапландский заповедник. В этом то заповеднике и произошла та самая история.

            Наш автобус, съехав с шумной трассы, углубился в лес и остановился возле небольшого деревянного домика на опушке леса. Этот домик был научной базой одного из Ленинградских институтов. Время от времени сюда по очереди приезжали разные ученые, чтобы собрать материалы для своих исследований. Вот и тогда нас встретил один из таких ученых. Среди предметов его изучения были медведи – настоящие хозяева этих лесов.

В то лето, незадолго до нашего визита, в гостях у этого ученого побывала пятилетняя внучка. К приезду маленькой гостьи дедушка смастерил небольшую детскую площадку с песочницей, доской-качалкой и красочной подвесной качелькой на турнике. Каждый раз, пока внучка играла на площадке, дедушка неизменно находился рядом. Погуляв с девочкой, он отводил ее на закрытое крыльцо и строго-настрого приказывал не покидать это безопасное место. Сам же продолжал работу во дворе. Так было и в день происшествия. Ученый уже почти заканчивал свои дела по другую сторону дома, как вдруг услышал громкий смешанный крик. Через секунду его глазам открылась такая картина: на детской площадке по обе стороны качельки-качалки лицом к лицу, в нескольких шагах друг от друга стояли и орали его внучка и маленький медвежонок.

Опыт и знания натуралиста подсказывали, что наибольшая опасность в данный момент исходит не от медвежонка. Где-то поблизости обязательно должна была находиться медведица, и панический крик ее малыша мог спровоцировать нападение. Не делая резких движений, ученный осторожно и быстро подкрадывался к внучке. Одновременно он внимательно ощупывал взглядом окрестность, и очень скоро увидел то, что искал. Медведица стояла метрах в пятидесяти от них и переваливалась с ноги на ногу, мотая головой, как маятником. Это был признак сильного волнения. Затем она вытянула вперед голову и издала громкий призывный рев, который заставил медвежонка броситься к своей маме, а внучку – к дедушке. Дед схватил внучку и мгновенно скрылся с ней в доме. Уже в доме ученый отвесил ребенку шлепок под зад, а сам тут же вернулся на веранду. Уж очень хотелось натуралисту посмотреть, чем закончатся события во дворе.

А там медвежонок, кряхтя и попискивая, преодолевал поваленное дерево, разделявшее его с мамой на последнем этапе пути. Потом запыхавшийся зверек встал перед рассерженной медведицей на задние лапки с виноватым видом, мол, извини, качелька соблазнила. И тут медведица со всего размаху правой  передней лапой дала под зад непослушному зверьку, да так, что тот перекувыркнулся через голову. Затем мама подошла к малышу, облизала его, и они спокойно скрылись в зелени леса.

Идентичность поступка шокировала ученного. Когда через несколько минут он возвратился в дом, его внучка все еще стояла посреди комнаты, широко открыв испуганные глаза.

- Твой обидчик тоже получил по попе от своей мамы, - смеясь, сообщил дедушка внучке.

Затем дедушка крепко обнял  девочку, и они помирились.

            Интересно, кто же и от кого перенял повадки, а вернее сказать, такие непедагогические, но очень действенные принципы воспитания подрастающего поколения.