Нужник*: третьяковские деревни

Нужник*: третьяковские деревни

Все взаимосвязано. Причины и следствия. Деньги не пахнут. Они же (деньги) воюют против денег. Но не в Украине. Здесь все складывается парадоксально. На публике человек придерживается неких политических взглядов, жестко критикует оппонентов и демонстрирует непримиримость. В кулуарах он активно общается с теми же «непримиримыми» оппонентами, обсуждая… совместные бизнес-проекты. Все взаимосвязано. Круговорот политических и экономических «веществ» по-украински.

Александр Третьяков, малопримечательный по нынешним временам персонаж, опять старается выйти на первые роли. И если в публичной политике вряд ли это получится – все-таки Третьяков не отличается сильным умом, яркой харизмой и адекватным пониманием ситуативной политической конъюнктуры, - то реанимация многообещающего (в украинских реалиях) статуса «серьезного теневого решальщика», «нужника» (человека, способного достать любую дефицитную вещь) - вполне достижимый проект.

Понять Александра Юрьевича, испытывающего в последние годы невыносимые муки из-за собственной незначительности и бесполезности, можно. В своей недолгой теневой карьере он уже достигал серьезного пика влиятельности. Пусть скоротечного и скандального, но, тем не менее, вознесшего А.Ю. на заоблачные высоты. Третьяков идеально разменял положение «человека-тягающего-за-хозяином-кошелек» на официальную должность первого президентского помощника с расширенными полномочиями (об этом ярком пятне в биографии героя - ниже). Правда, сегодня Третьякова опять называют «мальчик-кошелек», которой на встрече серьезных людей должен сидеть в уголке и молчать. И тем самым раз за разом бьют по его недетским амбициям и феминизированному душевному состоянию.

Очевидно, что экс-помощника президента его нынешний незначительный статус абсолютно не устраивает. Помимо эмоционально-этических переживаний, нынешнее третьяковское положение не позволяет ему решать текущие (лоббистские) дела. Скажем, еще вчера Третьяков был вполне равноценным партнером… нынешнего вице-премьера Дмитрия Табачника, с которым они, как поговаривают, пытались перетянуть на себя весомую часть полиграфической отрасли. В частности, подмять мощные печатные комбинаты, которые ранее принадлежали государству и которые разбросаны по всей Украине. Сегодня – равного партнерства не получается, и Третьякову приходится выполнять функции своеобразного VIP-курьера.

Кстати, о Табачнике. Вполне может статься, что идеологом нынешней активности Александра Юрьевича выступает именно Дмитрий Владимирович, который через своего протеже решает более сложные стратегические задачи. И если этот тезис принять в расчет, то тогда нынешняя активность «мальчика-кошелька» приобретает совсем иное звучание – не пропрезидентское (как утверждает сам Третьяков), но антипрезидентское. Еще о Табачнике. Раньше у этих двух персонажей под рукой была общая фирма с невыразительным именем «ТИКО». Вполне обычное дело. Сегодня общих фирм вроде бы нет. Случайные пересечения родственников или ближайших друзей в учредительских документах мы не считаем. Но есть кое-что другое. По странному стечению обстоятельств, оба наших героя периодически пересекаются в одном офисном пространстве, а потому посетители, пытающиеся добиться приема у Дмитрия Владимировича, неожиданно попадают в радушные приемные Александра Юрьевича. Просто нелепица какая-то. А может, пересечение параллельных миров таки имеет место? Чиновник высокого статуса из команды «заклятого друга президента» Януковича и довереннейшее лицо этого же президента ведут общий прием озабоченных граждан…

Часть 1: строитель медиа/холдингов

Программу собственной политической реанимации Третьяков подкрепил сразу двумя базовыми проектами. Одним публичным, вторым – теневым. Впрочем, как всегда. Ничего нового. Первый проект – активное строительство весьма специфического медиа/холдинга под общим названием «Главред-медиа». Хорошая инициатива, которая действительно могла бы усилить влиятельность новоиспеченного медиамагната. Но дело в том, что свое строительство Третьяков ведет весьма хаотично, скупая в основном малопривлекательные активы, которые не отличаются коммерческой или «влиятельной» ценностью.

Второй проект еще оригинальнее - Третьяков практически заменил Давида Жванию в роли главного финансиста выборного мегаблока «Народная самооборона / Наша Украина».

Александр Юрьевич буквально рвался занять место теневого кошелька в блоке и тем самым восстановить свое влияние. Хотя бы через финансы. Правда, в отличие от Давида Важаевича, который всегда говорил о своем политическом спонсорстве отрыто, Третьяков по-прежнему предпочитает прятаться в тени и «решать дела по-пацански». Очевидно, А.Ю. все еще стесняется собственного публичного статуса и не готов переходить на новую – прозрачную – ступень участия в политическом процессе. В этой связи возникает сразу два подленьких вопроса. Зачем строить «влиятельный медиахолдинг», собирая в единый котел медийное вторсырье и не насыщая его полноценными инвестициями? А также, зачем финансировать предвыборный блок, которым управляет другой большой игрок – Виктор Балога?

По первому вопросу все ясно. Хотя и глупо. В наше время. Глупо, потому что столь незамысловатым образом Третьяков хочет банально «раздуться». Набрать хоть какого-то политического веса. Усилить свое влияние. Превратиться во владельца полноценной торговой площадки – «либо мы договариваемся полюбовно, либо мои ресурсы разрушат вашу репутацию». Третьякову есть на кого равняться - перед глазами успешные примеры «торгово/политического медиамагнатства» Вадима Рабиновича, Андрея Деркача и Петра Порошенко. Именно наличие более/менее серьезных медиаактивов позволили этим игрокам в свое время выйти на определенный уровень влияния. У Александра Юрьевича с этим (то есть влиянием) всегда были серьезные проблемы. И хотя он предан Ющенко (что позволяло выстраивать кулуарную карьеру), его всерьез никто не воспринимал. А потому и появилась шальная мысль «раздуть» свое влияние за счет второстепенных медиаресурсов. Правда, в самом строительстве уже происходят довольно-таки странные явления. Непонятно – зачем? Непонятно – как? Непонятно – на какие деньги? Наконец, непонятно – кто?

Общеизвестно, что практически все активы Третьякова происходят из второго/третьего эшелона. Т.е. ценность их крайне сомнительна. Если не сказать большего. Особенно удручающий контент имеют его телеканалы – «Сити» и «Кино». Хотя каналы под новыми брендами работают уже достаточно, чтобы обнаруживать свои потенциалы и цели. Пока же, это, по сути, бессмысленные капиталовложения. Впрочем, реального влияния на телевидение Третьяков все же не имеет – у него в кармане всего лишь незначительные доли, тогда как контрольный пакет находится у владельцев брендового канала «1+1». Что только запутывает ситуацию. Зачем серьезным стратегическим телеинвесторам участвовать в проекте с Третьяковым, который медиа рассматривает исключительно как способ «раздуться», но не развить бизнес?

Чуть лучше с интернет-медиа – сайт «Главред» все-таки изредка публикует качественные тексты и потому претендует на некую промо/площадку. Чего не скажешь о печатном журнале «Главред». Абсолютно сырой и концептуально не выстроенный проект. Хотя и чрезвычайно затратный. Сайт «Телекритика» пока еще держится. Но только за счет участия в проекте… его создателя Натальи Лигачевой, которую Третьяков связал определенными обязательствами. Что будет после ухода Лигачевой? Пока неизвестно.

Еще хуже обстоят дела с прочими печатными медиа. Третьяков по странной причине выкупил у Бориса Ложкина абсолютно провальный проект «Известия в Украине», имеющий крайне незначительный тираж и практически отсутствующий на рынке формирования мнений. Зачем финансировать затратную ежедневную газету, если она не в состоянии пробиться в свою нишу? А уж о формировании элитного общественного мнения через этот проект и вовсе говорить бесполезно.

Из этой же оперы – приобретение и раскрутка еще одной российской франшизы – «Новой газеты». В России это чрезвычайно радикальный бренд (что, в общем-то, понятно). Но вряд ли подобное издание наберет вес и влияние в довольно-таки свободной Украине. Кстати, о франшизе. Известно, что Третьяков обратился в компанию «Axel Springer», издателям влиятельного журнала «Newsweek» с предложением запустить украинское приложение. Ждет ответа. Напрасно. Тому же Джеду Сандену владельцы «Newsweek» мгновенно отказали по причине того, что он уже выпускает собственный подобный журнал – «Корреспондент».

В этой связи несколько непонятно последнее приобретение Александра Юрьевича – невзрачный журнал «Профиль Украина». Зачем? Если ты хочешь выпускать мировой бренд, вряд ли имеет смысл подбирать на рынке «проекты-неудачники». Наконец, через топ-менеджмент (прежде всего, через Ирину Геращенко) Третьяков опосредованно влияет на агентство УНИАН. Вроде бы, это позволяет участвовать в формировании текущей повестки дня, подбирать правильных спикеров для комментирования горячих событий. Но только не в случае с Третьяковым – у него нет команды профессионалов. Его протеже, как правило, рассматривают участие в третьяковских проектах сугубо как добротную, «жирную» синекуру.

Возможно, А.Ю. выстраивает какие-то слишком длинные стратегии и потому склонен покупать невлиятельные, но дешевые масс-медиа с дальним прицелом. Но ведь с другой стороны, именно сегодня (как говорится, «здесь и сейчас») он пытается «раздуться» и превратиться во влиятельного игрока. Цели и методы достижения этих целей явно не соответствуют друг другу. Впрочем, с «Профилем» не все так просто. Как известно, руководитель своего нового  журнального  проекта Третьяков сделал небезызвестную Алену Громницкую, работавшую в свое время у Леонида Кучмы (что нам сейчас малоинтересно) и Юрия Бойко, нынешнего министра топлива и энергетики (что куда интереснее). Последняя деталь крайне важна для понимания того, в чью неформальную команду – кроме, разумеется, президента Ющенко – входит Александр Юрьевич Третьяков. Табачник и Бойко – действительно перспективные партнеры. Особенно в контексте того, что президент развернул полноценные боевые действия против компании «РосУкрЭнерго», которую протежирует именно Бойко…

В продолжение сериала «Нужник *: третьяковские деревни» читайте :

  часть 2: серая мантия

(о сладких мгновениях в должности первого помощника президента)

  часть 3: воспитанник Левочкина

(о роли Третьякова в группе Бойко/Левочкин/Фирташ).

* - название советского кинофильма 80-х годов, в котором повествование шло о нужном человеке, способном быстро достать любую дефицитную вещь. Нужный человек.