В пятницу Президент Ющенко совершил однодневный визит в Польшу для участия в энергетическом саммите. Лейтмотивом этого международного форума стал вопрос строительства нефтепровода «Броды – Гданьск» (продолжение украинской трубы «Одесса – Броды») - с целью поставки каспийской нефти в Европу в обход России.
Астана выбирает Россию
Как дата польского саммита, так и его несимпатичные для Москвы задачи ранее широко анонсировались. Весьма красноречив в этом плане состав стран-участников, определенных польской стороной: Украина, Литва, Грузия, Азербайджан и Казахстан. Представителей России Лех Качиньский на встречу не приглашал.
Но случилось одно весьма огорчительное обстоятельство: в Польшу не приехал, пожалуй, главный игрок в этой нефтяной партии – президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Причиной его отсутствия стал визит в Астану - всего за день до польского саммита - главы РФ Владимира Путина. Заявления, сделанные Назарбаевым в четверг по результатам переговоров с российским президентом, объясняют его неучастие в польском саммите. «Казахстан весьма привержен тому, чтобы большая часть, если не вся (его нефть), проходила именно по территории России», - сказал он, в частности.
Столь категорический вердикт из уст президента Казахстана накануне международной встречи в Польше стал, конечно, следствием приезда в Астану Путина. Хотя чаша весов склонялась в пользу такого решения Назарбаева – благодаря соответствующим усилиям российской стороны - уже давно. И сенсацией оно не стало ни для Ющенко, ни для Качиньского, ни для международных экспертов и политиков.
Не очень убедительная подготовка
Напомним, что Украина и Польша провели в последние месяцы довольно активную предварительную работу по привлечению каспийской нефти для запуска в аверсном режиме нефтепровода «Одесса – Броды» и, соответственно, для обоснования строительства польского участка трубы.
Еще 7 марта нынешнего года прошли переговоры по этому поводу между Виктором Ющенко и Лехом Качиньским во время встречи в Варшаве. Украинская сторона высказала тогда претензии в связи с пассивностью европейских компаний относительно инвестирования в достройку нефтепровода «Одесса – Броды» до Плоцка. Качиньский же указал в ответ на необходимость гарантий со стороны Азербайджана, Казахстана и Грузии – как стран экспортеров и транзитеров нефти. Понятно, что польский президент намекал тем самым на печальную судьбу украинской трубы «Одесса – Броды», проложенной как раз без гарантий ее заполнения топливом.
Тем не менее, Лех Качиньский совершил уже 28-29 марта турне в Казахстан, а 30-31 марта в Азербайджан. Подтолкнула Качиньского к действиям, вероятно, и весть о том, что ЕС может выделить финансирование на строительство нефтепровода в 400 млн. евро - в случае надежных гарантий поставок каспийской нефти.
На азербайджанскую нефть в ближайшей перспективе Качиньский, скорее всего, особенно не рассчитывал. Ведь известно, что Азербайджан совсем недавно начал транспортировку своей нефти в Европу трубопроводом «Баку – Тбилиси – Джейхан» (через Турцию). Проектная мощность этой трубы – до 50 млн. тонн в год. А в 2006 году прокачка по ней составила всего около 8 млн. тонн. Так что, Азербайджану потребуется еще немалый срок, чтобы полностью загрузить этот нефтепровод.
Но Баку имеет довольно высокие темпы наращивания нефтедобычи. На совместном с президентом Польши брифинге по итогам состоявшихся в марте переговоров Ильхам Алиев заявил, что «Азербайджан имеет возможность поставлять в Европу нефть и газ. Польша могла бы здесь сыграть важную роль».
Совсем иначе складывается ситуация с нефтью у Казахстана. По скорости увеличения добычи нефти Казахстан нисколько не уступает Азербайджану, но возможности ее транспортировки уже практически полностью исчерпаны.
Сегодня Астана добывает около 68 млн. тонн нефти ежегодно, из них 57 млн. тонн идет на экспорт. По прогнозам правительства, к 2015 году объемы нефтедобычи в Казахстане достигнут 130-150 млн. тонн в год. Пока что Казахстан экспортирует нефть по трем направлениям: в Россию по нефтепроводу «Атерау – Самара» (15 млн. тонн нефти в год), в Европу через Россию по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) (около 30 млн. тонн.) - далее через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, и по маршруту Атасу - Алашанькоу в Китай (10 млн. тонн).
Казахстан, в принципе, хотел бы иметь возможность экспортировать свою нефть в Европу и через украинский трубопровод «Одесса – Броды». При встрече в конце марта с польским лидером Назарбаев предложил достроить украинский нефтепровод до конечного пункта в Польше - Гданьска, пообещав заполнить трубу своей нефтью. Но при одном условии: казахстанский президент предложил привлечь к достройке трубы российские компании.
Причина лоббирования российских интересов заключается в том, что Астана видит возможным доставку своей нефти до Черного моря не через Азербайджан и Грузию, а по трубопроводу КТК путем увеличения его мощности до 67 млн. тонн в год. Самым же крупным акционером упомянутого консорциума является Россия, труба пролегает по российской земле и, следовательно, от Москвы будет зависеть очень многое.
Выбор именно такого маршрута доставки нефти до Черного моря Назарбаев объяснил при встрече с Качиньским в Астане следующим образом: «Пока что железной дороги через Кавказ нет. Ее нужно строить. Нужно строить в Супсе терминал, в Батуми. Выходит, как мы передадим (казахстанскую нефть)?».
И в этом он прав, поскольку нужной железной дороги через Азербайджан и Грузию не просто нет - еще не принято даже решения об ее строительстве. В начале марта Астану посетил президент Грузии Михаил Саакашвили, предложив Назарбаеву присоединиться к железнодорожному проекту Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку. Однако ясного ответа на эту инициативу от казахстанского лидера грузинский президент не получил.
Теперь же Казахстан, похоже, нашел решение проблемы транспортировки своей нефти. Как сообщил Назарбаев после встречи в минувший четверг с Путиным, он договорился с президентом России о расширении Каспийского трубопроводного консорциума. Причем, в плане совместных действий записано, что расширение КТК должно идти параллельно со строительством нефтепровода «Бургас – Александруполис». Прокладка последнего из Болгарии в Грецию начинается по инициативе России в этом году - с целью, в том числе, преодоления трудностей с пропуском танкеров через турецкие проливы из Черного моря в Средиземное.
Крупнейший экономический промах Украины
Конечно же, все это абсолютно не устраивает Европу и, в первую очередь, Польшу. Они хотели бы получать каспийскую нефть, минуя Россию. Хотя Украине с экономической и технической точек зрения все равно, с какого черноморского порта будет поступать каспийская нефть танкерами в Одессу – из грузинского Поти или российского Новороссийска. Лишь бы загрузить «горемычную» украинскую трубу. Для тех, кто уже позабыл историю строительства и функционирования нефтепровода «Одесса – Броды», напомним некоторые сведения.
Решение о строительстве одесского нефтетерминала было принято правительством в начале 1993 года, а реально работы начались в конце 1995 года. Прокладка же нефтепровода «Одесса – Броды» стартовала 1 сентября 1996 года. В августе 2001 года строительство трубы «Одесса-Броды» было завершено. А 19 декабря 2001 года – открыт морской нефтяной терминал «Южный» (построен резервуарный парк объемом 200 тыс. куб. м). Терминал, расположенный в 35 км восточнее Одессы, способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн с годовым объемом перевалки сырой нефти – 9 млн. тонн. В целом же пропускная способность нефтепровода составляет 9-14,5 млн. тонн нефти в год. Затрачено на все работы Украиной было около $0,5 млрд.
И вот тут-то выяснилось, что сырья для заполнения трубы «Одесса – Броды» нет. По замыслам украинского руководства нефтепровод «Одесса-Броды» должен был стать частью глобального восточноевропейского проекта нефтяного транспортного коридора «Баку - Супса - Одесса - Броды – Гданьск». Однако Запад выбрал главным маршрутом транспортировки нефти с каспийских месторождений в Европу нефтепровод «Баку – Тбилиси – Джейхан» (через Турцию). Об этом в феврале 2002 г. главный советник госсекретаря США по вопросам дипломатии в энергетической отрасли Каспийского региона С. Манн сообщил тогдашнему украинскому премьеру А. Кинаху.
Построенный Украиной нефтепровод залег в земле мертвым грузом на целых три года. Только осенью 2004 года «Одесса-Броды» начал использоваться в реверсивном режиме для русской нефти. Но в полсилы: за 2005 г. компанией «ТНК-ВР Украина» нефтепроводом «Броды - Одесса» было прокачано только 5,8 млн. тонн нефти, взамен договорных 9 млн. Малоприбыльное реверсное направление перекачки российской нефти из Бродов в Одессу, с последующей отправкой танкерами в Европу через Босфор, используется и по сей день.
Польша, Украина, Грузия, Азербайджан, Литва – нефтяное ПУГАЛо для Москвы
И вот, наконец-то, в пятницу на польском энергетическом саммите было принято важное решение. Участники переговоров, за исключением представителей Казахстана, заявили про достижение «политической договоренности» о создании консорциума по достройке украинского нефтепровода «Одесса – Броды» до польского Гданьска. Консорциум по нефтепроводу «Одесса – Гданьск» будет создаваться на первом этапе госкомпаниями, а затем, подчеркнул Лех Качинский, возможно вхождение в проект частных фирм. Виктор Ющенко пояснил, что, вероятно, консорциум получит в концессию и существующий участок нефтепровода «Одесса – Броды». Он также сообщил, что под эгидой ГУАМ будет построено две железные дороги: маршрутами Баку – Тбилиси – Поти и Ахалкалаки – Тбилиси – Баку.
Основными же объемами нефти трубу «Одесса – Гданьск» обеспечит Азербайджан. Ильхам Алиев пояснил, что Азербайджан после достижения экспорта нефти по нефтепроводу «Баку – Тбилиси – Джейхан» в 1 млн. баррелей в сутки намерен направлять дополнительную добычу нефти в «Одессу – Гданьск». По его словам, пока нет гарантий вхождения в проект Казахстана, но консорциум рассчитывает на то, что казахская нефть тоже будет транспортироваться через Одессу.
Итак, решение принято. Хотя вряд ли сегодня можно с большой уверенностью утверждать, что все намеченное получится. Американские компании, вложившие большие деньги (порядка $3 млрд.) в нефтепровод «Баку – Тбилиси – Джейхан», будут иметь удовлетворительную рентабельность его функционирования лишь при загрузке, близкой к проектной. Следовательно, им не понравится, если Азербайджан начнет отгружать часть сырья другим потребителям при частично заполненной трубе на Джейхан. Не случайно Ильхам Алиев сделал в Польше оговорку о необходимости дополнительных расчетов. Надежды же на нефть из Казахстана могут не оправдаться.
Кроме того, в экономическом плане такой способ транспортировки каспийской нефти в Европу очень дорог. А если мировые цены на черное золото значительно снизятся, то этот проект будет весьма убыточным.
Впрочем, экономическая целесообразность отодвигается в данном вопросе, похоже, на второй план. России также не очень просто далось решение о расширении нефтепровода КТК, имеющего на сегодняшний день отрицательную рентабельность. Но проблема стоит остро: Запад хочет снизить свою энергетическую зависимость от Москвы, а Россия – наоборот.
В этот геополитический конфликт интересов вовлечен и Киев. Причем, внутри страны среди главных политических сил имеются весьма неоднозначные взгляды по данному поводу. На сегодняшний день у Украины нет проблем с импортом нефти и, по словам министра топлива и энергетики Ю. Бойко, государство может быть уверено в завтрашнем дне. В 2007 году ожидается даже увеличение транзита нефти через Украину на 12-14 млн. тонн. Спрашивается: к чему тогда вся эта возня с каспийской нефтью в обход России?
Ответ на этот вопрос, пожалуй, очевиден. В Европе хорошо помнят, как Москва демонстративно закручивала газовый вентиль в январе 2006 года на границе с Украиной. Несколько европейских государств пострадали тогда тоже. И про цену в $230 для «брыкающейся» Грузии в прошлом году. А совсем недавно подобные проблемы, но уже с нефтью, испытала на себе даже Белоруссия. Ну и самый свежий пример: прекращение поставки из России углеводородов в Эстонию – после переноса памятника Воину-освободителю. А ведь Украина идет в Европу? Или в ЕЭП?