УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Время перебежчиков. Янукович нанес Тимошенко удар ниже пояса

Время перебежчиков. Янукович нанес Тимошенко удар ниже пояса

Парламентское большинство перестало быть антикризисным, но строить национальное единство под руководством Януковича и Мороза захотят далеко не все законодатели. Правда, таковых стало на 11 больше за минувшую неделю, и среди них оказались довольно неожиданные персонажи.

Неудивительно, что политические консультации у президента оказались неэффективными. Общение с Ющенко для парламентских лидеров и премьера Януковича было вовсе не тем случаем, когда подчиненный, зашедший в кабинет начальника со своим мнением, покидает его с мнением шефа. Призывы Виктора Андреевича формировать государственную стратегию на десятилетия и вести политический диалог в который раз повисли в воздухе. Оппозиционные фракции определенно не собирались отказываться от своих 17 пунктов, а антикризисники, судя по заявлениям их официальных и самозваных спикеров, опьянены ощущением полноты власти. В этом контексте одно из ключевых событий минувшей недели – закрытие программы «Толока» на канале УТ-1. Хотя оно непосредственно не связано с работой Верховной Рады, программу закрыли после участия в ней лидеров оппозиционных фракций Юлии Тимошенко и Вячеслава Кириленко. Похоже, властная коалиция так и не извлекла выводов из событий 2002 – 2004 годов, не учитывает, что украинцы после Майдана серьезно изменились. «Регионалы» и их политические союзники продолжают быть оскорбительно нахально-вызывающими.

Впрочем, стремление некоторых наших сограждан оставаться при власти остается неизменным. Например, лидер Партии промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах еще с начала 90-х настолько интегрирован во власть (губернатор, первый вице-премьер, премьер, снова первый вице-премьер, секретарь СНБО), что ему оказалось очень непросто находиться в оппозиции. Конечно, сказалась и общая неудовлетворенность «нашеукраинцев» их передачей в оперативное подчинение Юлии Тимошенко. После выступления во вторник, 20 марта, когда Анатолий Кириллович с парламентской трибуны сделал реверанс в сторону президента и призвал отказаться от «политического эгоизма». Как оказалось, этот отказ сам Анатолий Кинах воспринимает как свое вхождение в правительство Виктора Януковича.

Но прежде, чем подарить стране нового министра экономики, коалиция в очередной раз прокатила Владимира Огрызко в качестве кандидата на пост министра иностранных дел. На этот раз экзекуция была быстрой, Владимир Станиславович лишь подчеркнул, что у коалиции есть возможность найти выход из кризиса. Но парламентские большевики были неумолимы – за Огрызко проголосовали всего 195 законодателей. После этого фракции «Наша Украина» и БЮТ покинули сессионный зал, а коалиция уже привычно начала принимать законы, дальнейшая судьба которых больше зависит от твердости Виктора Ющенко.

Интересно, рискнет ли президент ветировать принятый в целом законодателями закон «О земельном кадастре», без которого оценка и последующая продажа украинской земли представляется нереальным. Или, к примеру, вернуть парламентариям закон, продолжающий до июля 2007 года ликвидацию банка «Украина», который позволит вернуть кредиторам финансового учреждения еще более 800 миллионов гривен. Не отказалась коалиция принять и разработанные бютовцем Сергеем Мищенко, работавшим прокурором Киевской области, изменения в закон «О прокуратуре». Они предполагают, что Генеральный прокурор назначается и отправляется в отставку Президентом Украины с согласия Верховной Рады, не реже раза в год докладывает о состоянии законности в стране парламенту, резолюция недоверия законодательного органа является основанием для увольнения Генерального прокурора. Впрочем, реальной возможности уволить Александра Медведько у главы государства и без того нет.

Президент сделал ход конем и предложил кандидатуру Арсения Яценюка на пост министра иностранных дел. Судя по тому, насколько полно антикризисники поддержали Арсения Петровича, можно предположить, что они были готовы к подобному развитию событий. 426 голосов в поддержку кандидата в чиновники – рекорд, который вряд ли когда-нибудь будет побит. Если бы не отказавшиеся поддержать президентского выдвиженца руховцы, затаившие на Ющенко обиду за обстоятельства увольнения своего лидера Бориса Тарасюка, то результат был бы и вовсе запредельным. Уход Яценюка в МИД с Банковой должен порадовать Виктора Балогу, которому приходилось делиться полномочиями с миллионером-вундеркиндом от госуправления. Да и стать своим во внешнеполитическом ведомстве, отличающемся кастово-закостенелыми порядками, Яценюку будет непросто.

Остальных новобранцев правительства Януковича антикризисная коалиция утверждала уже собственными силами. Сменивший на посту министра экономики Владимира Макуху Анатолий Кинах получил 255 голосов (его поддержали, что естественно, соратники по Партии промышленников и предпринимателей), проверенный еще при Леониде Кучме чиновник, ставший министром строительства и регионального развития, Владимир Яцуба получил 253 голоса, а новый куратор жилищно-коммунального хозяйства, недавно бывший мэром Комсомольска на Полтавщине, Александр Попов заручился поддержкой всего 248 законодателей. После заполнения министерских вакансий антикризисники голосовали довольно рутинно. Внимания заслуживают разве что предложенные социалистом Сергеем Матвиенковым изменения в законе «О металлическом ломе», принятые в первом чтении и запрещающие расчеты за наличные при приеме промышленного металлолома.

В четверг, 22 марта, парламентарии заслушали информацию заместителей министров обороны и иностранных дел Леонида Полякова и Андрея Веселовского о ведении переговоров о размещении элементов системы ПРО в Украине. Оба чиновника заверили, что переговоры на эту тему между Киевом и Вашингтоном не ведутся, но их практически не слушали. Похоже, включение этого вопроса в повестку дня с последующим солированием коммунистов на тему недопустимости участия Украины в американской программе ПРО стали платой за лояльность КПУ премьеру и антикризисной коалиции. Да и дать очередной сигнал о лояльности Кремлю коалиция была совсем не прочь. В праведном порыве коммунисты даже забыли о том, что две РЛС в Украине – в Крыму и Закарпатье – работают на российскую систему ПРО. Впрочем, чтобы не дразнить гусей, коалиции пришлось отправить проект своего постановления на доработку в профильный комитет.

Интересно отметить, что коалиция стремилась имитировать нормальный процесс законотворчества. Например, избрав троих членов Высшего совета юстиции, антикризисники отказались назначить главой комитета по делам молодежи, спорта и туризма бютовца Андрея Шкиля. Зато коалиция не стала мешать ритуальной попытке руховцев вызвать на ковер Генерального прокурора для отчета об обстоятельствах смерти Вячеслава Чорновола в 1999 году и поддержала внесенное «нашеукраинцем» Николаем Кульчинским постановление о мероприятиях по празднованию 70-летия со дня рождения Василя Стуса. С подачи коммунистов Адама Мартынюка и Валентина Матвеева 245 депутатов поддержали в первом чтении закон о временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях парламента, регулирующий, среди прочего, действие парламентской комиссии в случае осуществления Верховной Радой процедуры импичмента.

23 марта можно назвать днем триумфа властной коалиции. Она не только сменила свое название, став коалицией национального единства, но и пополнилась 9 новыми членами, вдобавок к двоим депутатам, объявившим о своем вхождении в коалицию еще 22 марта. Если переход части представителей Партии промышленников и предпринимателей после назначения Кинаха министром экономики был логичным, то появление в рядах коалиции бютовцев Олега Надоши, Сергея Полищука и Александра Ковтуненко стало настоящей сенсацией. Еще несколько дней назад они обрушивались с жесткой критикой на Януковича и его союзников, но теперь они оказались плечом к плечу с премьером. Политический кульбит группы энергичных бютовцев имеет не только практический, но и психологический характер. Отныне в рядах объединенной оппозиции надолго поселилось недоверие, все в ней будут подозревать всех, и собрать ее в кулак будет чрезвычайно непросто. Поэтому объявленная реанимация Комитета национального спасения, предложенная Юлией Тимошенко, не выглядит адекватной реакцией на усиление коалиции, ведь ключевые роли в КНС играли не только Виктор Ющенко, но и Анатолий Кинах и Алексей Ивченко.

Еще до брифинга, проведенного Юлией Тимошенко и посвященного ситуации в парламенте, коалиция национального единства «передала привет» лидеру БЮТ в виде предварительного отчета парламентской комиссии, расследующей злоупотребления на украинском рынке газа. Комиссия, которой руководит коммунист Алла Александровская, обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность списания долгов корпорации «ЕЭСУ» перед государственным бюджетом. Промежуточный отчет другой ТСК, расследовавшей обстоятельства избиения депутатов Киевсовета во время его заседания и законность повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в столице, парламент также принял к сведению. Кроме того, парламент заменил министра здравоохранения Юрия Поляченко его первым заместителем Юрием Гайдаевым, выдвиженцем КПУ.

Итак, в коалиции национального единства, по подсчетам Виктора Януковича, уже 260 парламентариев, и это определенно подстегивает соратников Виктора Федоровича к ее увеличению. Предложений, от которых сложно отказаться, бывает много, и далеко не все оппозиционеры могут позариться на денежные подачки или преференции в бизнесе. Но не стоит упрощенно считать, будто консолидация двух третей депутатского корпуса – это исключительно арифметически-механический процесс. Наоборот, 300 депутатских голосов – обоюдоострое оружие, умение пользоваться которым не приходит сразу после достижения заветного числа под руководством одного человека.