УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«И ты, Брут???» - и «И я, Цезарь…»

«И ты, Брут???» - и «И я, Цезарь…»

В последнее время уже стало традицией перекрёстно-отВЕТное общение Президента и парламента: Верховная Рада принимает закон, Президент налагает на него вето, а парламент успешно президентское вето преодолевает. Такой себе «законодательный пинг-понг». Традицию открыло преодоление вето на Закон, предусматривавший отмену моратория на продажу земли. Тогда многие говорили: «Голосование было ситуативным, интересы парламентского большинства совпали с интересами оппозиции, Президент был обречён на проигрыш». Да и ситуация в стране такова, что народ в своём большинстве готов к товарно-денежным отношениям на селе. Но когда в парламенте было преодолено вето Президента на жизненно важный для него и для самого института Президента вето на закон «О Кабинете Министров Украины» - разразился настоящий скандал. И дело даже не в том, что Президент – согласно Закону – теряет часть полномочий. Дело в том, что Президент вдруг увидел, как его бывшая соратница по Оранжевому лагерю Юлия Тимошенко слаженно и организованно голосует совместно с депутатами из Антикризисной коалиции.

«И ты, Брут???» - восклицал в подобных случаях Цезарь. «И я, Цезарь…» - лукаво отвечал Брут. - «Не ожидал…» - «Сюрприз!!!».

Сюрприз от Юлии Тимошенко не слишком пришёлся по вкусу Президенту и его ближайшему окружению. Что же мы имеем на сегодняшний день в отношениях между Президентом и Верховной Радой по вопросам формирования правительства? Не будем вдаваться в анализ всех 42 поправок, предложенных Президентом и отклонённых парламентом. Но есть очень интересные моменты, свидетельствующие о тотальном проигрыше Президента в войне между институтами власти.

Итак, Президент пытался исключить статью 8 Закона: «В случае невнесения Президентом Украины в Верховную Раду Украины представления о назначении на должность Премьер-министра Украины в срок, определённый Конституцией Украины, представление о назначении на указанную должность вносит в Верховную Раду Украины коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины. Решение коалиции о внесении в Верховную Раду Украины представления о назначении Премьер-министра Украины принимается на общем собрании коалиции и подписывается руководителями депутатских фракций, входящих в состав коалиции». Помните события лета 2006 года. Тогда Президент – де-юре – имел право не вносить на рассмотрение парламента кандидатуру В.Януковича в качестве премьер-министра, искусственно создать ситуацию цейтнота и на этом основании распустить Верховную Раду. Именно этот ход предлагался Президенту радикалами из Оранжевого лагеря. Сейчас представители Антикризисной коалиции решили перестраховаться – дабы в будущем не было подобных неприятных моментов. Президент теперь не может радикально повлиять на волю парламентского большинства и – по большому счёту – он теряет возможность влиять на процесс утверждения премьер-министра. Он может только послушно подписать представление на назначение премьера – либо же объявить бойкот премьеру, что, по сути, ничего не меняет.

Парламент даже отказал Президенту в праве представлять кандидатуру премьер-министра в момент голосования по его назначению! Президента обязали любое кадровое решение, зависящее от него, рассматривать в 15-дневный срок (ранее Президент формально мог тянуть с решением «до Греческих календ»). Президент настаивал, чтобы в информации о кандидатах на должности в правительстве обязательно фигурировали данные о судимостях и чтобы вся информация подавалась на государственном языке. Парламент отклонил предложения Президента. Ещё бы!

Парламент отклонил предложение Президента относительно внесения в закон положения о том, что: «Программа деятельности Кабинета Министров в части внешней, оборонной политики и политики безопасности должна соответствовать актам Президента Украины и посланиям Президента Украины к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины». Теперь – теоретически – Кабинет Министров может иметь своё, отличное от мнения Президента видение путей внешнеполитической и оборонной деятельности страны. Даже не смотря на то, что на профильных министерских должностях будут находиться ставленники Президента.

Парламент также отклонил предложение Президента относительно порядка отставки министров, назначенных по квоте Президента: «Полномочия члена Кабинета Министров прекращаются Верховной Радой Украины в случае освобождения его с должности по представлению Премьер-министра Украины, а Министра обороны Украины и Министра иностранных дел Украины – по представлению Президента Украины». Вместо этого положения введена норма, согласно которой любой министр может быть уволен с должности Верховной Радой по представлению Премьер-министра. То есть, ситуация с Борисом Тарасюком теперь окончательно проясняется.

Но наибольшей потерей для Президента становится утрата контроля над Государственным управлением делами (так называемой ДУС-ей).

После всего этого Президента не стоит считать ограниченным в своих полномочиях – его полномочия определяются Конституцией, и Закон о Кабинете Министров их не нарушил. Но вот в действиях он связан по рукам и ногам. Закон о Кабмине лишает его целого ряда возможных маневров и блокирует некоторые рычаги власти, остающиеся в руках Президента.

Некоторые адепты Юлии Владимировны Тимошенко уже поспешили обвинить свою бывшую любимицу в предательстве Президента. На самом деле предательства как такового не было. Были собственные интересы. И кто говорит, что Юлия Владимировна должна была беспрекословно выполнять волю Президента? В своём стремлении вернуться в кресло премьера она готова идти на любые шаги – а данное голосование делает желанный пост ещё более привлекательным.

Фактически Юлия Тимошенко убила двух зайцев. По отношению к Президенту – это и утончённая месть, и демонстрация собственной значимости. По отношению к Виктору Януковичу – это элемент торга. Произошёл нормальный для практики парламентаризма размен интересов: БЮТ отдал свои голова за преодоление вето по Закону о Кабинете Министров. Антикризисная коалиция обязалась проголосовать за важные для БЮТ документы – Закон об оппозиции и закон о введении императивных мандатов для депутатов местных советов. Таким образом Юлия Тимошенко получила – с подачи Партии регионов – право на управление оппозицией с чётко прописанными правами и полномочиями и возможностью создания трамплина для возвращения во власть – то ли на должность премьера, то ли на президентский пост. Также Тимошенко «прикрепила к земле» местных депутатов, которые в последнее время стали разбегаться и пытаться покинуть лагерь оппозиции. В обмен на ограничение в действиях Президента матушка-Юлия получила возможность ввести крепостное право для депутатов – по образцу и подобию того права, которое матушка-Екатерина вводила в XVIII веке на украинских землях. Стоит ли напоминать, что в мировой практике парламентаризма императивный мандат считается неким нонсенсом, актом, нарушающим демократические принципы?

Но… Выбор сделан. Теперь Президент будет обращаться в Конституционный суд. Вряд ли он найдёт там понимание и поддержку. Дело в том, что Конституционный суд выносит решение о приостановлении действия того или иного Закона в трёх случаях: закон не соответствует Конституции Украины; Закон нарушает права граждан; Закон несёт в себе угрозу национальной безопасности и целостности Украины. Ни одного, ни другого, ни третьего в законе о Кабмине нет. Президент – согласно Конституции – лишь один из институтов власти в стране – но совсем не главный институт. И не единственный.

А в том, что произошло, виновата не Тимошенко, и не такая-сякая Антикризисная коалиция. Виновато окружение Президента, не умеющее действовать по принципу «если пьянку не удастся предотвратить – её необходимо возглавить». Помните Леонида Даниловича? Он умел действовать по этому принципу. А так Ющенко придётся ещё неоднократно наступать на одни и те же грабли. И неча пенять на отсутствие полномочий у Президента – их у него предостаточно. Главное – уметь ими распорядиться.

Кость Бондаренко,Институт Горшенина