УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Национальная идея: договор между гражданином и государством

1,4 т.
Национальная идея: договор между гражданином и государством

Какие проблемы существуют в формировании украинской общенациональной идеи? Определяются ли они антагонизмами или эгоизмом, непрофессионализмом политических сил?

Проблема является типичной для современной Украины. Попытки найти простые ответы на вызовы XXI века в прошлом Украины, без осмысления мировой истории и глубинного анализа дня сегодняшнего неизбежно сводят ответ к частностям и подмене понятий. Так, у всех на слуху заявленный Украиной курс на вступление в ВТО. Что это значит с точки зрения национальной идеи, национальных ценностей, национальных интересов? То же можно сказать о вступлении в НАТО, статусе русского языка, евроинтеграции, военной доктрине, Болонском процессе, конституционной реформе и т.д.

Все эти вопросы непосредственно влияют на нашу жизнь, но в разной степени, в разные сроки и влекут различные последствия в перспективе. Вести дискуссию о целесообразности той или иной программы или реформы можно только тогда, когда выработана система критериев оценки их полезности для общества, есть возможность просчитать все последствия на глобальном уровне, спрогнозировать все возможные результаты для нации и государства.

Ведь какую функцию выполняет сформулированная национальная идея кроме определения стратегии развития? В первую очередь, она необходима для самоидентификации гражданина. Кто я, гражданин Украины XXI века: славянин, православный, европеец, украинец, представитель процветающей страны, гастарбайтер, бедный родственник благополучной Европы, младший брат или старший сын? В чем мой национальный интерес: свобода перемещений по Европе, защита моего рабочего места от иностранцев, свобода общения, единая религия, возможность служить в цивилизованной армии, национальный язык? Что для меня представляет наибольшую ценность: материальное благополучие, семья, демократия, чувство личной безопасности, гарантии занятости? Чем я готов пожертвовать: частью своих имущественных прав, свободой слова, частью доходов, безопасностью, национальной идентичностью? И, наконец, что мне делать сегодня и завтра, как спланировать свою жизнь, куда пойти учиться, что я готов отдать, сколько и чем заплатить, чтобы быть успешным в той стране, том обществе, которое называется Украина?

Новая парадигма развития – это проблема не только Украины, но и других европейских стран и Европы в целом. Глобализация рушит государственные границы и общественные устои, исчезают империи и появляются новые государства, требуется переосмысление основ, принципов существования наций. Еще вчера основой государственности был национализм и единая религия, развития – колониализм и империализм, решения противоречий – война, а гарантией безопасности – обладание ядерным оружием и вхождение в состав военных блоков. В результате, к началу 21 века основой структуризации мира стала группировка стран не по религиозному, национальному или географическому принципу, и даже не по объемам ВВП, но по уровню благосостояния и качеству жизни. В Европе граница между процветанием и прозябанием прошла по границе бывшего соцлагеря, а страны бывшего СССР попали в некую карантинную зону, из которой теоретически можно перейти в клуб успешных государств, однако условия и сроки такого перехода остаются неопределенными. Данное распределение могло бы стать закрытой моделью устройства Европы, если бы не наличие следующих факторов:

1. Европейский союз испытывает нарастающий дефицит рабочей силы, связанный со старением европейских наций и падением рождаемости;

2. Терроризм продемонстрировал неэффективность систем коллективной безопасности;

3. НТП не обеспечил энергетическую и сырьевую независимость экономики Европы от третьих стран;

4. Стремление новых европейских государств войти в Европейский Союз;

5. Угрозы появления недружественных государств и блоков на границах Европейского Союза;

6. Вероятность возникновения военных конфликтов на границах Евросоюза и втягивания в него стран – членов Евросоюза;

7. Экономическая конкуренция Евросоюза с США, Китаем и Японией;

8. Антидемократические тенденции развития России и ее стремление к региональной гегемонии;

9. Важность приграничных государств для транзита ресурсов и товаров для Евросоюза; 10. Внутренние противоречия и проблемы между странами Евросоюза (этнические, религиозные, с новыми членами ЕС, миграционные и пр.)

Таким образом, сегодня чрезвычайно важной оказалась проблема формирования таких национальных идей, которые не уничижают другие этносы, не подрывают их важные ценности (язык, традиции, верования и пр.) и в то же время объединяют граждан в единую нацию. Сегодня попытка реализации этого происходит в Европе. Интегрируя в себя новые страны, Европа формирует единую экономическую, правовую, финансовую базу, способствующую дальнейшему развитию своего сообщества.

Очевидна готовность Европы к расширению за счет мусульманского населения. Однако для этого необходима готовность стран идти на определенные компромиссы ради создания некой новой целостности, дающей больше возможностей своим гражданам. Всем известные «карикатуры Мухаммеда» являются вызовом и проверкой для мусульман. Ныне шествующий по миру «Код Да Винчи» является испытанием христианского мира: готов ли он вопросы веры и религиозной терпимости перевести из ранга национальных, государственных приоритетов в ранг частных вопросов, представляющих собой сферу свободы выбора индивидуума.

Со стороны стран, двигающихся в ЕС, налицо две основные тенденции: стремление открыться и интегрироваться в европейское сообщество, о чем свидетельствует тот факт, что ряд мусульманских стран (Турция, Азербайджан, Туркмения) приняли латинский шрифт вместо арабской вязи, а также патерналистское отношение, проявляющееся в неготовности к конвергенции. Страны не хотят терять свои национальные государственные институты, например, передавать права европейскому банку и делать другие шаги, которые могут ограничить их независимость. Подобные явления происходят и внутри самих государств, идущих в ЕС.

Поэтому, говоря о демократическом выборе, определяемом всеми основными игроками политики, мы должны понимать, что он обуславливает признание первичности свободы выбора личности и следование определенным единым принципам, принятым в этом сообществе. Национальная идея демократического общества должна учитывать основные атрибуты личного выбора: язык общения, образ жизни, выбор профессии, ориентация, желаемое количество детей и прочие потребности граждан, а государство как институт – способствовать тому, чтобы они имели жизненную силу, свободное развитие и реализацию в рамках конституции.

Итак, национальная идея – это гласный договор между гражданином и государством о взаимных обязательствах и гарантиях, принципах личной и общественной жизни, этическая платформа, позволяющая человеку причислять себя к определенной нации, гордиться этой принадлежность и передать это чувство по наследству.

В связи с этим для таких многонациональных государств, как Украина, положение о наличии двух государственных языков требует внимательнейшего рассмотрения. Ведь в этом случае два языка признаются главными, а все остальные – второстепенными, второсортными. Это влияет и на национальную идею, замыкая ее все в той же, уже отжившей парадигме, где язык является альфой и омегой любых дальнейших отношений.

С подобной проблемой сталкивается Европа, однако ее в определенной степени решают существующие традиции межъязыкового общения – там все знают английский язык. Благодаря этому английские специалисты довольно продолжительное время имели абсолютное преимущество при найме на работу в разных странах, однако теперь по этой же причине они его потеряли. Сегодня английский язык стал языком делового общения в Европе и в мире. Теперь любой образованный человек знает два языка: свой родной и английский, и тем имеет преимущество перед британцем, снижая его конкурентоспособность. Поэтому сейчас в Британии ставят вопрос об обязательном изучении иностранных языков в школах и университетах (французского, немецкого, русского, китайского и т. д.).

С другой стороны, если мы, объявив европейский вектор, придем в Европу с единственным государственным украинским языком, какое место мы там получим? Мы заставим Европу разговаривать на украинском языке или сами начнем говорить по-английски? Европа дает свободный переток денежных средств, товаров и рабочей силы. Следовательно, к нам приедут специалисты из Европы. Тогда какие же работы останутся украинцам? Те, которые достаются немым?

Поэтому, говоря о национальной идее, мы должны понимать, как она работает с индивидуумом и государством в целом, и каковы ее проявления в мире. Национальная идея нужна государству. Она является визитной карточкой страны. По ней нас будут принимать другие страны и сообщества. Кто мы как страна, как нация? Каковы наши ценности? Кого мы уважаем? Что для нас незыблемо? Как с нами коммуницировать? Содержим ли мы потенциальную внутреннюю угрозу для европейской идеи?

Все эти вопросы требуют своего отражения в национальной идее нашего государства.

Каковы возможные конструкции национальной идеи?

Можно выделить две основные конструкции построения общеукраинской национальной идеи и способы их проявления в жизни.

1. Стержневая конструкция. Национальная идея являет мощную цель, вокруг которой концентрируются ресурсы. Это своего рода кол для штурвала корабля-государства административного типа. Она позволяет держаться фиксированного курса независимо от обстоятельств, однако в критических штормовых ситуациях, при превышении уровня устойчивости она может быть сломлена. Тогда кораблю грозит гибель.

2. Осевая конструкция. В этом случае общенациональная идея подобна оси часового механизма (государства демократического типа), вокруг которой вращаются ценности и интересы разных этнических групп, живущих на территории страны. Эта система позволяет находить свой интерес и возможности для развития и реализации всем: от индивида до группы и, в конце концов, национальной общности. Такая система не статична, она способна разрастаться, а при возникновении внутреннего напряжения – легко перестраиваться.

Сейчас Украина решает вопрос: Какую систему строить, как строить и где взять средства? Велик соблазн воспользоваться опытом ближайшего соседа. Россия традиционно выбрала стержневую конструкцию в ее наиболее архаичном исполнении – пирамида власти, на вершине которой непогрешимый правитель, чья власть освящена единой церковью, а основой стабильности является широкая база поддержки наименее обеспеченных, а, следовательно, наиболее зависимых от государства слоев населения. Система чрезвычайно затратная и финансируется продажей природных ресурсов, гарантирует стабильность, но ценой такой стабильности является ограничение гражданских прав, свертывание рыночных реформ и, как следствие, общественная деградация, экономическая отсталость, зависимость от конъюнктуры цен на ресурсы и самоизоляция. В такой системе главное – точно рассчитать углы нападения, чтобы создать эффективную защиту. Здесь также важно контролировать ресурс, потому что главной ценностью России являются ее природные ресурсы. И чтобы их защитить, Россия решила их накрыть, что возможно лишь при жесткой вертикальной системе контроля: административной, военной, государственнической, где во главу угла ставится государство, а не личность. Естественно, что Россия стала объектом критики со стороны демократических стран и желанным образцом для украинских левых, не скрывающих свое неприятие независимого демократического украинского государства.

В Украине при отсутствии достаточных запасов нефти и газа, главным капиталом, ресурсом и фактором развития являются люди. Это соответствует исторически сложившемуся психотипу украинца – «созерцательный индивидуализм», подчиняющий общинный интерес личному, предполагающий тщательный анализ и рационализм при принятии каких-либо решений. Приснопамятное «моя хата с краю» означает: мой мир и мои интересы являются главной ценностью. Следовательно, общеукраинский интерес является совокупностью интересов отдельных граждан, семей, организаций, а не абстрактного понятия «Украина». Этим мы коренным образом отличаемся от наших ближневосточных соседей, для которых абсолютной ценностью было и остается ощущение себя частью «единого, большого и сильного государства», будь то Московия, Российская империя, СССР или Российская федерация.

Таким образом, раскрытие потенциала людей, живущих здесь, должно быть первоочередной задачей. Не понимать и не учитывать эти различия, значит предлагать нашему народу заведомо неприемлемые модели государственного устройства и управления! Пробуксовывание административной реформы, неоднозначное восприятие идеи Евро-Атлантической интеграции, споры о вступлении в ВТО, определение статуса языков и многие другие болячки дня сегодняшнего являются результатом игнорирования мнения, интересов и ожиданий отдельного гражданина, ради которого и вокруг которого строится государство Украина. Общество самодостаточных, зажиточных, успешных людей – основа счастливой нации, к ней тянутся другие народы, ее охотно приглашают вступить в элитный клуб наиболее успешных государств. Демократическая национальная идея – это виза для Украины, стремящейся в Евросоюз.

Андрей Ротовский, Президент Украинской Лиги по связям с общественностью, кандидат философских наук, доцент.

Юрий Штепа, Первый вице-президент Украинской Лиги по связям с общественностью, кандидат экономических наук, доцент.

Инфографика - www.umservice.net