УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Ющенко должно быть приятно, когда его называют "тато"

Ющенко должно быть приятно, когда его  называют 'тато'

В революционную зиму Анатолий Толстоухов был, в буквальном смысле, последней опорой опального Премьера Януковича. Министр КМУ не покидал «боевого поста» даже когда правительственное здание со всех сторон «обложили» демонстранты. Он единственный из высших чинов оставался тут до последнего. Толстоухов знал: выйди он из КМУ, зайти назад уже не получится.

Судьба, впрочем, распорядилась несколько иначе: в августе 2006-го он стал одним из первых, кого новоутвержденный Премьер позвал в команду. Толстоухов снова въехал на Грушевского, на ту же должность, но в другой кабинет. Окна его не выходят более на те самые склоны Мариинки, где оранжевые барабанщики закатывали министру Кабинета Министров «концерты по заявкам». Годом ранее в этих же стенах трудился Олег Рыбачук, а изначально кабинет предназначался для экс-президента Кучмы, на время его визитов в дом правительства.

Толстоухов вполне дружелюбен с журналистами, но широкой публичности все же избегает. За время отлучки из исполнительной власти он почти не изменился. Его по-прежнему смело можно назвать одним из самых осведомленных, опытных и искушенных игроков на высшем Олимпе. Толстоухов - один из немногих, к чьему мнению Янукович действительно прислушивается, вполне справедливо считая его компетентным.

«Программа Кабмина не будет программой Партии регионов!»

На какой стадии сейчас подготовка Программы правительства, каким будет документ «на выходе»?

В Программе прописываются долгосрочные перспективы, минимум – на ближайшие пять лет. В то же время особо выделена составляющая, касающаяся 2007-года.

На одном из первых заседаний правительства еще до начала работы над Программой мы определили круг самых острых проблем, требующих неотложного решения. Напомню: проект бюджета на будущий год представляется Верховной Раде одновременно с планом социально-экономического развития грядущих двенадцати месяцев.

Наш Кабмин намерен работать комплексно. Только при таком подходе можно будет говорить о какой-то стабильности, преемственности и ответственности.

Максимальный «век» Кабмина в Украине – два года. Янукович очень самоуверен, раз строит столь масштабные планы.

Правительство проработает весь срок, отведенный ему Конституцией. То есть до следующих выборов. Премьер-министр не единожды заявлял об этом, в том числе – с трибуны ВР.

В свое время Валерий Пустовойтенко, будучи уверенным в сохранности кресла, тоже загадывал на десять, кажется, лет вперед.

Больше, чем на десять, его программа охватывала период до 2011 года. Но в этом следует видеть не амбиции Валерия Павловича работать столько времени, а правильный подход к планированию жизни страны. На переломных исторических этапах это особенно важно.

Сегодня мы не имеем достаточной степени единства в обществе и во власти, я называю это «кризисом истории». Вместе с тем в ближайшие 44 года страна может потерять 16 миллионов населения, что сопоставимо с потерями начала прошлого века. Это я называю «кризисом перспективы». Между двумя кризисами не может не жить третий – кризис политики. По сути! Чтобы его обуздать, необходим качественно иной подход. Не на год и даже пять, а на все пятьдесят…

Все-таки, чего будет в документе больше: программы Партии регионов или «Десяти шагов навстречу людям», как обещал Виктор Федорович?

Программа Кабмина не будет программой Партии регионов! Узкопартийные интересы не могут доминировать над государственными. Этого не было ужев первом правительстве Януковича, нет и в нынешнем.

Найдется ли в ней место для пункта о придании русскому языку статуса второго государственного?

Документ будет полностью соответствовать положениям Универсала национального единства, в том числе и в вопросах языков.

«Кучму называли «дедом»

Утверждение Верховной Радой Программы правительства, гарантирует Кабмину годичную неприкосновенность. Впрочем, от возможной отставки, по примеру 2004-го, это все равно не спасает.

В тот период и Конституция, законы находились ”в лапах” политической целесообразности Сегодня ситуация качественно иная: парламент, правительство работают в рамках правового поля.

Премьер Янукович и спикер Мороз – члены одной коалиции, очевидно, они не будут конфликтовать между собою столь отчаянно, как, допустим, Тимошенко и Литвин. Вместо этого, кажется, обостряется конфликт между КМУ и СП.

Поручения главы государства, подписывавшиеся ранее в огромном количестве и влекшие, как правило, не предусмотренные ни одною бюджетною статьей, расходы, не могут служить нам прямым руководством к действию.

Речь не идет об ограничении полномочий Президента, просто Кабмин становится, наконец, тем, чем должен быть по отношению и к главе государства, и к парламенту и т.д.

А если Президенту, какое-то из решений КМУ покажется неправомерным, он имеет возможность приостановить его, обратиться в Конституционный суд.

Во времена Кучмы о таком и мыслить не смели!

Правильно, тогда такого не было! Потому как если КМУ принималось решение нужное, но, кому-то, возможно неугодное, с Банковой тут же поступало распоряжение: «отменить!». Все, без всяких комментариев!

Соревнование за первенство между Ющенко и Януковичем неизбежно…

Я не вижу конфликта Премьера и Президента. Конфликтующие между собой люди не договариваются встречаться каждую пятницу для того, чтобы решать рабочие вопросы, а обмениваются, вместо этого, ударами.

Косвенным признаком «старшенства», по крайней мере, раньше, было то, кого нардепы и министры называли «папой». Прежде так именовали только президента…

Кучма был главой системы исполнительной власти, все, работавшие в этой системе, являлись кадровым выбором Кучмы. Ничего удивительного в том, что его так называли. Его еще «дедом» звали.

А теперь «регионалы» говорят про Ющенко «тато».

Если они действительно так говорят, да, еще и на украинском языке, то ему должно быть вдвойне приятно.

«Донбасс – не случайный район!»

Очевидно, в связи с массовым пришествием в структуры власти «донецких», Президент вынужден будет воспользоваться другой кучмовской практикой – «сдержек и противовесов»… За счет усиления СП или СНБО, например…

СНБО и раньше пытались и сейчас, наверное, станут, использовать не только по его прямому, так сказать назначению, зафиксированному законом, но и в каком-то ином формате.

Нового в этом ничего нет, но те, кто предпримут подобные попытки, живут прошлым и в прошлом.

И что, конъектурное кучмовское прошлое уже умерло?

Покуда живы слабости человеческие, особенно – в коридорах власти, оно всегда будет как живая вода…Только при чем здесь кучмизм?

Значит, вы не видите предпосылок к тому, чтобы КМУ, ВР, СНБО и СП выступали сейчас самостоятельными центрами влияния?

Таких предпосылок стало значительно меньше. Украина впервые получила ситуацию когда можно говорить о новом этапе целостного развития и действовать в этом направлении.

Тем не менее, внутри собственной фракции Янукович не имеет надежной поддержки. «Его люди» ушли с ним в Кабмин, тогда как в Раде ключевые позиции занимают «люди Аметова-Колесникова»… А им инициативы Виктора Федоровича далеко не всегда по душе.

Для полета нужны два крыла и у меня нет оснований считать, будто внутри ПР что-то не так. Если в основе этих разговоров лежат слухи, циркулирующие в парламентских кулуарах, то я скажу так: слухи – это мухи, их не комментируют, а устраняют слухобойкой.

За последние два года «регионалы» столько всего добились, столько пережили… глупо даже предполагать, будто какие-то частные вопросы способны сейчас разрушить единство.

Противостояние «старых» и «новых» «донецких», кажется большим, чем просто «частными вопросами».

Один умный человек некогда сказал: «Донбасс – не случайный район. Район, без которого строительство коммунизма останется простым добрым пожеланием». Я перефразирую: «Донбасс – не случайный район. Район, без которого строительство независимой Украины просто невозможно».

Именно поэтому «донецкими» теперь заполнены все боле ли менее значимые посты?

Назначения происходят только после консультаций с другими субъектами коалиции, так что оснований считать, будто «донецкие» «опять посадили» в какое-то кресло «своего», нет.

Есть ли «регионалы», представители самой многочисленной фракции, в президии уже Рады? Подумайте, возможно, баланс власти выстраивается именно за счет доминирования в одной ее ветви одной политсилы-участницы коалиции, в другой – другой…?

…Судя по всему, чаще всего об этом говорят «нашеукраинцы». Так, пусть сперва зададутся вопросом: почему они упустили свой шанс, почему они ни в этой коалиции, почему не могут влиять на процессы конкретными делами? Еще: почему, не войдя в коалицию, они получили мест в правительстве больше, чем коммунисты и социалисты вместе взятые?

«НУ» и рада бы завизировать коалицию, да не хочет быть в ней «младшим братом», жалуется: «ПР нас притесняет».

Это не мужской разговор, а разговор каких-то неудовлетворенных и обиженных. Мало ли, кому чего хочется! Исходить надо из существующих реалий, а не ностальгировать о прошлом.

Поэтому-то они и торгуются. Известно: НУ настаивает на подписании коалиции, основанной на тексте Универсала, ПР – на тексте договора, парафированного ею с «оранжевыми» еще в июне. Первый документ, как считается, содержит больше конкретики. Там, например, четко выписан институт госсекретарей, который так не нравится «бело-синим».

По мнению абсолютного большинства членов КМУ, этот институт, на данном этапе, будет искусственен и может стать дополнительным источником, если не политического, то управленческого напряжения. Однажды мы это уже проходили.

Таким же источником напряжения, как правительственные комитеты? Странное дело: сократили только те из них, которые возглавляли «нашеукраинцы»… Как это получилось?

Как получилось? Точно так же, как «нашеукраинцы», не войдя в коалицию, получили кресла в КМУ! А объединенный правительственный возглавил Премьер!

И им, равно как и другим министрам, гарантированны теперь пожизненные льготы, предусмотренные новым профильным законом.

Проект закона находится еще на стадии разработки. Я вовсе не уверен, что конечный его вариант будет содержать положения, о которых вы говорите.

Кроме пожеланий членов Кабмина, есть еще общая ситуация, степень готовности общества к восприятию тех или иных положений.

Обществу, по-вашему, понравится столь привилегированный статус министров?

На мой взгляд вэтих моментах лучше не перебарщивать… Все в рамках разумного и действительного.

«Не могу сказать, что мы стали единой командой»

Кабмин работает уже полтора месяца, успело ли возникнуть чувство единой команды?

Не могу сказать, что мы стали единой командой, но, то, что мы не лебедь, рак и щука, тоже очевидно.

«Нашеукраинские» министры, тем не менее, держатся особняком…

Я не был свидетелем дискуссий, от которых бы попахивало конфликтом.

Во время революции вы жили в заблокированном Кабмине. Готовы ли повторить подобный подвиг, в случае возникновения некого форс-мажора?

Подвига тут нет. Исполнение своих должностных обязанностей, в той ситуации, я понимал именно так. Революция дала каждому право выбора, я свой выбор сделал.

Часто теперь, наверное, барабанщиков с парковых склонов вспоминаете?

Нет, чего их вспоминать?

А почему этот ваш выбор не был, в последствии, осуществлен в пользу членства в избирательном списке ПР? Янукович, насколько известно, лично на этом настаивал.

Я тогда объяснил Виктору Федоровичу: как человек, готовящийся встречать свое пятидесятилетие и, как член партии с десятилетней истории, я не могу сделать такой шаг, даже если, в одном случае, мне гарантирован мандат, а, в другом случае, я могу оказаться вне парламента. Я благодарен ему за доверие и понимание.

Которое он подтвердил, пригласив вас в свой Кабмин одним из первых. Правда, на кресло Министра КМУ был еще один претендент – Сергей Левочкин…

Мне неизвестно о том, ктона это кресло претендовал еще. Однако, в том, что Премьер выбирал между людьми достойными, я не сомневаюсь.

Как вы расцениваете назначение Левочкина на пост руководителя премьерской службы?

Эта служба должна стать качественно иной, следовательно требует человека еще достаточно молодого, но уже опытного, которому доверяют.

Какие у вас с ним отношения?

Самые лучшие. Нам делить нечего, кроме работы.

Сильно ли изменился за эти два года сам Янукович?

В чем-то, в частности – в способности аккумулировать идеи, держать удар, он остался прежним. В чем-то, конечно, изменился. Он очень сильно вырос и, даже на Западе, в кругу тех, кто радостно поддерживал его поражение, понимают: вчера они имели дело не с Януковичем, как таковым, а с искусственно созданным образом.

Созданным лагерем тогдашней оппозиции или власти?

И теми, и другими в равной степени.

Вот, вы образованный человек, работаете в одном Кабмине людьми, неспособными грамотно написать название собственной должности. Вас это не смущает?

Неприятно, что этому придается такое значение…

Если я сейчас попрошу вас написать пару слов на английском, не являющемся для вас родным, не уверен, что вы не сделаете пару ошибок. Тем более ошибки сделает большинство тех, кто высмеивает сегодня оплошности министров, так что ж, они европейски безграмотны?

Есть ли дальнейшие перспективы у вашего электорального проекта «ЭКО +25%»?

Яне являюсь членом партии, для меня этот проект был не политическим, а экологическим. Свою роль он, так или иначе, сыграл: возникнув из ничего, оказаться, в результате, на одном уровне с партиями, имеющими 10-15 летнюю историю, согласитесь, немало.

Общаетесь ли вы с Пустовойтенко?

Был определенный перерыв, но сейчас мы снова общаемся так, как будто перерыва не было. Возможно, что-то из наших отношений ушло, но жизнь продолжается и надо оставаться молодыми.

Ушла, наверное, политика.

Не только

Соня КОШКИНА