УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Самый страшный кошмар Натальи Витренко пришел на «Обоз»

Самый страшный кошмар Натальи Витренко пришел на «Обоз»

11 мая на «Обозревателе» состоялась веб-конференция директора Центра информации и документации НАТО в Украине Мишеля Дюре.

Читатель: Что такое НАТО? Зачем ему нужна Украина? Зачем Украине НАТО?

Мишель Дюре: Я хочу вам ответить, как гражданин одной из стран-членов НАТО и как представитель альянса. НАТО является единственной на сегодня организацией в мире, которая позволяет через решения, которые принимаются на базе консенсуса, совместные операции, которые поддерживают демократические страны, расширять стабильность и укреплять демократии и которые являются страховкой против внешней угрозы. Надо понимать все-таки, что сегодняшнее НАТО не является НАТО бабушки и НАТО дедушки. И это не касается только Украины, это касается и нашей страны тоже. 20 лет тому назад мы были только организацией коллективной обороны. Сегодня мы трансформируемся в организацию коллективной безопасности, задача которой является борьба против глобальных угроз разными путями. Я понимаю, что НАТО является одной из возможных моделей, что дебаты идут в Украине и в разных странах, и в конечном итоге это будет выбор каждого гражданина определить, в каком направлении его страна должна идти. И НАТО всегда будет уважать это решение, потому что НАТО является демократической организацией.

Читатель: Кто придумал НАТО, европейцы или американцы, и если европейцы, то как Вы относитесь к слогану «НАТО — европейская организация»?

Мишель Дюре: НАТО было создано союзниками после Второй Мировой войны. Никто не придумал НАТО, кроме Мудрости. Если альянс еще не сменил свои основополагающие документы такие, как Вашингтонский договор, это говорит о том, что отцы и в Европе, и в США были мудрые.

Читатель: Назвіть, будь ласка, ті позитивні дії, які виконує НАТО.

Мишель Дюре: Дозвольте мені навести один приклад. НАТО ніколи не нападало на жодного зі своїх членів, а країни-члени Варшавського договору нападали під час «холодної» війни. Окрім того, сьогодні немає передбачуваних конфліктів між нашими членами, які вирішують всі свої двосторонні проблеми відповідно до міжнародних норм. І хочу додати, що з точки зору економіки країни НАТО виробляють більшість ВВП. Це означає, що стабільність в галузі безпеки надає стабільність в галузі економіки та інвестицій.

Читатель: Яким чином приймаються рішення в НАТО?

Мишель Дюре: Рішення приймають в НАТО шляхом консенсусу. Знайти консенсус між 26 країнами означає дуже багато кофі-брейків і чашок кави та чаю в кафетеріях :)

Читатель: В скольких войнах участвовало НАТО за время своего существования? Кого НАТО защищало из своих членов?

Мишель Дюре: НАТО вело военные операции в первый раз в 1995 году в Боснии-Герцеговине, а потом, как известно, в 1999 году во время кризиса в Косово. Эти операции, особенно операция 1999 года, остановила геноцид, и сегодня авторы этого геноцида судятся и будут судиться в Международном суде в Гааге под эгидой международного сообщества. В этом моменте мы поняли, что угрозы для безопасности могут находиться за пределами самого альянса и, как вы видите, сегодня идет трансформация и концепции, и понимания, и инструментализации самого слова «безопасность».

Читатель: Украинцев запугивают фантастическими суммами, в которые стране обойдется перевооружение украинской армии для вступления в НАТО. Оправданы ли такие опасения?

Мишель Дюре: Конечно, в любом случае, будет интеграция в евроатлантические структуры или нет, затраты на реформы будут большие, если серьезно относится к реформам. В НАТО никто никого не кормит, кроме своих. НАТО является организацией коллективной безопасности, где каждая страна имеет свой голос, равноправна, и принимает участие в бюджетах по своим возможностям. Я сам лично убежден в том, что коллективная безопасность с любой организацией дешевле стоит, чем нейтральность. Особенно для молодых демократий. Но это мое личное мнение, которое все-таки основывается на фактах.

Читатель: Какие будут действия НАТО, если ЧФ отказывается выходить из Севастополя?

Мишель Дюре: Присутствие ЧФ Российской Федерации в Севастополе является для НАТО двухсторонним вопросом между Украиной и РФ. В любом случае, не существует никаких документов в НАТО, которые ограничивали бы вступление одной страны в альянс, если на ее территории размещены легально и на основе международного права военные объекты.

Читатель: Какие отношения у НАТО с Россией?

Мишель Дюре: Россия является нашим стратегическим партнером. Мы сегодня, кстати, начинаем ралли НАТО-Россия с Владивостока до Калининграда. Это информационная акция организована вместе с российским государством. Она показывает, что что-то нас объединяет. Сегодня Россия и НАТО сотрудничают в рамках Совета Россия-НАТО, который позволяет всем членам вместе, через консенсус, решить вопросы, которые совпадают с интересами этого совета. Это значит, что Россия и НАТО борются вместе против терроризма. Примерами тому могут служить участие Черноморского флота Российской Федерации в операции «Активне зусилля» в Средиземном море, участие России и НАТО в борьбе с торговлей наркотиками в Центральной Азии и Афганистане путем тренинга специалистов, улучшение совместимости вооруженных сил РФ и НАТО.

Понятно, что Россия не хочет вступать в альянс, но понятно также, что без России и без Украины стабильность в евроатлантической зоне невозможна. Сегодня мы живем в новой ситуации безопасности, где речь больше не идет о врагах, но об угрозах. Терроризм, распространение оружия массового уничтожения являются общими проблемами и для НАТО, и для России, и вы понимаете, что вместе развивать совместные подходы является логичным.

Читатель: Не собирается ли НАТО закупать какую либо технику на Украине? Не погибнет ли наш военно-промышленный комплекс после вступления в НАТО?

Мишель Дюре: НАТО не закупает оружие. Покупка оружия остается в компетенции наших индивидуальных членов. Единственное совместное «натовское» оружие — это несколько радиолокационных самолетов и научно-исследовательские корабли. Думать, что НАТО покупает оружие, является одним из самых больших мифов в бывшем Советском Союзе.

Читатель: Может ли быть увеличена зарплата военным после вступления Украины в НАТО?

Мишель Дюре: Честно говоря, это будет решение украинского государства — Министерства обороны и Министерства финансов. Я помню один разговор с одним польским офицером три года назад. Когда ему задали такой же вопрос, он ответил, что зарплата не очень увеличилась, но ему вернули оптимизм.

Все ответы Мишеля Дюре читайте здесь.

фото Толстый и Тонкий/ОБОЗ