УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Попытки массового самоубийства в Харькове не было. Было «членовредительство»

Попытки массового самоубийства в Харькове не было. Было «членовредительство»

Именно такой версии придерживается харьковское управление исполнения наказаний, о чем сразу было сообщено в главный департамент в Киеве и в аппарат уполномоченного по правам человека.

Впрочем, существует и альтернативная версия произошедшего. Восьмого мая примерно в 17.00 часов вечера в камере №125 был проведен обыск. Руководство СИЗО получило информацию о наличии запрещенных к хранению вещей. Запрещенные вещи были обнаружены: радиоприемник, бритвы, отвертка. Все противозаконные находки немедленно изъяли. Кстати, в камере 125 сидит на данный момент 39 человек. Это камера, где все «квартиранты» - неоднократно судимые.

Троим подследственным очень не понравились действия сотрудников СИЗО. В отношении одного из них (уроженец Чернигова, 70-го года рождения, неоднократно судим, считает себя принадлежащим к воровскому миру и продолжателем «воровских традиций») еще ранее было возбуждено уголовное дело за нарушение режима в одной из колоний Киева.

Факт обнаружения запрещенных вещей, которые, по подозрению сотрудников СИЗО, принадлежали в том числе и этому подследственному, было чревато очередным выговором или строгим выговором. А это могло негативно повлиять на ход идущего уже следствия. Так, по крайней мере, предполагают в изоляторе.

Через два часа после обыска, во время планового вечернего обхода, сотрудники СИЗО обнаружили в камере №125 21 человека с порезами на руках. Остальные 18 присоединиться к такой акции протеста отказались.

21 сокамерник «в знак солидарности» порезали себе руки лезвиями от одноразовых бритв. Одноразовые бритвы не являются запрещенными к хранению и даже продаются в магазине СИЗО. Мотивы поступков, по крайней мере, - в своих объяснительных, написанных после инцидента, большинство не связывают непосредственно с обыском. Многие возражают вообще против судебной системы, действий прокуроров, незаконным, по их мнению, переводом из одной камеры в другую.

Резать себе руки – своеобразная тюремная традиция. Так поступают не только в СИЗО, но и во время оглашения приговора, во время этапирования к местам лишения свободы. По утверждению замначальника харьковского управления исполнения наказаний Александра Дегтяря, порезы не были сильными, скорее - царапины. Сами инициаторы, со слов Алексанедра Дегтяря, сделали себе небольшие надрезы, чтобы спровоцировать остальных. Обильной крови, судя по уверенности руководства управления исполнения наказаний, не было.

А начальник Харьковского СИЗО Иван Первушкин сообщил, что ни одной машины скорой помощи восьмого мая не вызвали – мол, обошлись силами своего лазарета. Пострадавшим от собственных бритв была оказана медицинская помощь: зеленка, йод. Кое-кому наложили скобы на раны.

Вот уже второй день в Харьковском СИЗО аншлаг – рябит от представителей областной прокуратуры, проверяющих из главного департамента управления исполнения наказаний. Главным же результатом «акции» протеста стало то, что пятеро инициаторов вскрытия отправлены в карцер. С остальными провели профилактическую беседу.

И руководство СИЗО, и начальство Харьковского управления исполнения наказаний отрицают какое-либо ужесточение или давление на подследственных. В Харьковской прессе муссируется пока не подтвержденная версия о том, что в апреле спецподразделения милиции неоднократно тренировались на заключенных СИЗО и тюрем. Есть и еще одна версия. До праздников были проведены усиленные проверки. Так называема операция «Щит» должна была пройти по всем украинским тюрьма. Это не спецоперация, а плановая проверка. Она призвана предотвратить появление в камерах спиртного, наркотиков и других запрещенных предметов. В это время вводится усиленное дежурство в тюрьмах и в СИЗО.

Запрещенные предметы действительно изымаются, и в случае с Харьковским СИЗО появление в камере, например, радиоприемника, пока остается загадкой. Так что теперь в учреждении пройдет внутренняя проверка.

Соответствует ли официальная версия Харьковского СИЗО и управления исполнения наказаний: подследственные поцарапали себе руки одноразовой бритвой в знак протеста против обыска и против всей судебной системы – проверят областные власти. Как заявил заместитель губернатора Сергей Стороженко, инцидентом в СИЗО занялись местные правозащитники. По их данным, такие акции протеста в СИЗО происходят не впервые.

Мария Поляковская, Харьков.