УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Горбачев развалил империю "щиро", по-украински

Горбачев развалил империю 'щиро', по-украински

Михаилу Горбачеву всего 75. Мало кому из «последних императоров» выпадает такая судьба – уже почти на 15 лет он пережил государство, которое тщетно пытался реформировать.

Уготовано ему было нешуточное: сокрушить систему, царившую почти на половине земного шара, которая претендовала на мировое господство и не подавала никаких, по крайней мере, внешних признаков истощения. ЦРУ в то время всерьез «предсказывало» «начало кризисных явлений в СССР в начале ХХІІІ века».

Никакими хитроумными способами и диверсиями нельзя было так развалить систему, как это удалось Горбачеву – и все глотком свободы для тех, кому свобода противопоказана. Был ли это хитрый план? Скорее всего, нет. Ведь именно Горбачев до последнего цеплялся за СССР, когда все его защитники и главные сегодняшние воздыхатели в панике разбежались.

Горбачев, очевидно, в попытках реформировать строй действовал в соответствии со своими инстинктами, которые были ярко антиавторитарны. Нам, украинцам, наверняка было бы лестно предположить, что раз эти инстинкты не русские, то они украинские.

С Украиной Горбачева связывает немало.

Горбачев продолжил ряд советских руководителей, так или иначе связанных с Украиной, которых кадровый голод империи вытолкнул наверх (Хрущев, Брежнев и т. д.).

Родом он из Ставропольского края, сплошь заселенного в XVIII - XIX веках запорожскими казаками и простыми выходцами с Украины. Мать Михаила Горбачева – украинка. Его дед – Пантелей Гопкало, родом из Черниговщины, который в самые «красные» времена держал в доме икону, привезенную из Печерской лавры. Другой его дед Андрей Горбачев – из соседней Воронежской губернии, также в значительной степени украинской по составу населения.

В 1933 году, когда Мише Горбачеву было всего два года, территории населенных преимущественно украинцами районов Кубани и Ставрополья, так же как и территорию Украины, после насильственного изъятия продовольствия окружили советские войска. Население из голодающих районов не выпускали, в результате чего погибло не менее 1 миллиона кубанцев и ставропольцев, преимущественно украинцев по национальности. В результате этноцида – голодомора, репрессий и насильственной переидентификации украинцев – официальное «переписное» количество украинцев Северного Кавказа на протяжении 30-х годов сократилось в десять раз - с 3,1 миллиона человек до 0,3 миллиона.

Именно возникшая проблема с местными партийными кадрами на Ставрополье оставила шанс на вхождение во власть Михаилу Горбачеву, семью которого не обошли сталинские репрессии. Оба деда Михаила Горбачева были репрессированы. Один дед судим не был, но 14 месяцев отсидел, а другого выслали в Сибирь безо всякого суда. Черниговский дед стал "активным членом контрреволюционной правотроцкистской организации", а воронежский – более скромно, просто "саботажником".

Сегодняшние российские критики Горбачева утверждают, что он – предельно нерусский правитель России. Очевидно, они правы. Горбачев не начал ни одной завоевательной войны, не убил своего сына, и даже не уморил в лагерях миллион-другой своих сограждан. Продолжим тем, что он почти не употребляет алкоголь, а из напитков предпочитает молоко. Горбачев также не тиранил свою жену, что, в общем, довольно необычно для царей и генсеков.

Во время пребывания мужа во главе страны Раиса Горбачева сопровождала его на всех исторических встречах в верхах: в Женеве, на Мальте, в Вашингтоне; вместе с ним она посещала Германию, Великобританию, Ватикан. Все ведущие газеты мира всерьез оповещали о ее беседах с Нэнси Рейган и Барбарой Буш, что было невозможно представить в связи с женами любых других советских лидеров.

Огромное влияние и на Горбачева, и, соответственно, на всю советскую политику, оказала жена Горбачева Раиса, в девичестве Титаренко. Как и сам Горбачев, она была наполовину украинкой. Ее отец происходил из семьи раскулаченного крестьянина с Черниговщины (дед Раисы исчез в лагере) и был отправлен на работу в Сибирь.

Михаил Горбачев признавался, что неоднократно обращался к своей жене за советом. Наиболее серьезные проблемы они обсуждали на даче, дабы избежать подслушивания со стороны КГБ. Возможно, есть определенный символизм в том, что Горбачевы поженились в 1953, в год смерти Сталина.

Именно в украинской политической существуют традиции отстаиваемого Горбачевым понимания власти, как инструмента достижения некой общественной «гармонии».

И наоборот, в России власть всегда означает принуждение, и чем более сильно и демонстративно власть принуждает, тем более популярна она у россиян.

Горбачев, действуя по своей логике, не учел того, что в России свободу толкуют как свободу от всего, и "сняв со страны намордник", очень трудно спрогнозировать, как она себя без этого намордника поведет.

Очевидно, Горбачев наивно верил в то, что его сограждане более всего желают свободы и готовы ею с умом и толком распорядиться. Возможно, так оно и было когда-то где-то в станице на Кубани или Ставрополье. Но не в России в целом. Уже на заре карьеры Горбачев признал, что "сталинизм развратил не только палачей, но и их жертвы. Предательство стало распространенной болезнью". Он не учел того, что в России свободу издавна "дают" сверху, а не "добывают" снизу.

Сегодня в России Горбачева, мягко говоря, недолюбливают.

Мало кому в России сегодня приходит идея создать власть «с человеческим лицом». Наоборот, как показывают опросы общественного мнения, россияне разочаровываются в Путине именно как в «недостаточно жестком» лидере.

Поэтому попытка Горбачева создать имперский режим с человеческим лицом полностью провалилась – страна просто не выдержала такой операции над собой.

«Если крах советской системы произойдет без третьей мировой войны, - отмечал физик Лев Ландау, - это будет чудом». Чудо произошло.

Александр Палий, для «Обозревателя»