УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Даже похоронить Литвиненко не удалось без недоразумений

4,6 т.
Даже похоронить Литвиненко не удалось без недоразумений

Катафалк с телом Александра Литвиненко прибыл на кладбище Хайгейт

Фоторепортаж церемонии похорон

Похороны Александра Литвиненко, как и его смерть, не обошлись без тайн и недоразумений. Когда его тело хоронили на кладбище в Северном Лондоне, где похоронен Карл Маркс, среди присутствующих возник спор, должна церемония быть светской или мусульманской. На месте начались разногласия по поводу того, действительно ли Александр принял ислам.

В Москве у истории Литвиненко появился новый оборот, так как российская прокуратура начала параллельное расследование убийства, не исключив вероятность, что Россия отправит своих сыщиков в Лондон вести собственное следствие.

В Лондоне бурный день начался с церемонии в мечети в Риджент-парк, где присутствовали отец покойного Вальтер, а также чеченский лидер в изгнании Ахмед Закаев, русский диссидент Владимир Буковский и еще несколько человек. С каждой съемочной группы и фотографа взяли 250 фунтов за присутствие на дневной молитве, где было около 300 обычных верующих, некоторые из которых были смущены вниманием СМИ.

Хотя некоторые друзья Литвиненко утверждают, что незадолго до смерти он принял ислам, другие выражают сомнение. Вальтер Литвиненко, который говорит, что понял сына, когда тот обратился в другую веру, заявил после церемонии: "Я хочу поблагодарить всех братьев моего сына по вере, собравшихся сегодня ради него".

Буковский сказал, что покойный не был религиозным человеком, но хотел, чтобы его похоронили в Чечне, потому что ему было стыдно за Россию. Затем он обвинил британское правительство в "политике умиротворения" в отношениях с Россией в связи с этой смертью и назвал Владимира Путина "вампиром".

Родственникам Литвиненко отказали в просьбе внести гроб бывшего агента КГБ в молитвенный зал из-за опасений радиоактивного излучения. Поэтому небольшая церемония была проведена без гроба.

По просьбе жены покойного Марины устроили также и светскую церемонию на кладбище Хайгейт. Вдова присутствовала на кладбище вместе с сыном, 12-летним Анатолием. Были также родители покойного и его первая жена Наталия. В церемонии участвовали друг Литвиненко Алекс Гольдфарб, живущий в изгнании российский миллиардер Борис Березовский, кинематографист Андрей Некрасов и лорд Рэй, патрон и директор кампании Save Chechnya ("Спасем Чечню"). После того как шесть человек, несущих герметически закрытый гроб, опустили его в могилу и Вальтер Литвиненко произнес надгробную речь, в церемонию вступил имам, совершивший мусульманские обряды.

После службы Гольдфарб заявил: "Предполагалось, что церемония будет нерелигиозной, светской, в соответствии с желанием вдовы. К сожалению, появились какие-то люди и, вопреки ясно выраженным желаниям вдовы, выполнили на похоронах мусульманские обряды. Ситуация могла превратиться в неподобающую, но Марина попросила уважать память Александра и позволить этим людям делать то, что они делают. Бог им судья. Я не знаю, чего хотел Александр. Ахмед (Закаев) считает, что он принял ислам, но у меня есть большие сомнения".

Гольдфарб назвал это вмешательство "отвлечением внимания". Он добавил: "Марина – очень сильный человек. Она потеряла мужа, ее выселили из дома, потому что Управление медицинской защиты его опечатало. Ей приходится справляться со СМИ, которые гоняются за ней, а теперь еще и это".

На панихиде в Lauderdale House небольшой хор исполнял There Is a Green Hill, произведения Стравинского и Рахманинова, многие желающие могли высказаться.

Разногласия были урегулированы, когда участники похорон поехали на поминальный обед в центральный Лондон.

В Москве теперь расследуют убийство и покушение на убийство, второе расследование касается одного из трех бизнесменов, встречавшихся с Литвиненко в день, когда он заболел. Генеральная прокуратура заявила, что у Дмитрия Ковтуна тоже наблюдается отравление полонием.

В заявлении говорится, что экспертиза показала, что смерть Литвиненко наступила в результате отравления радиоактивным изотопом, и также Ковтун, встречавшийся с Литвиненко в октябре 2006 года, как выяснилось, был отравлен радиоактивным изотопом.

В среду Ковтуна допросили представители бригады Скотланд-Ярда из девяти человек, находящейся сейчас в России. Бизнесмен и его деловой партнер Андрей Луговой встречались с Литвиненко 1 ноября в гостинице Millennium Hotel в Мэйфер – по-видимому, чтобы обсудить какую-то сделку.

Луговой и Ковтун проходят курс лечения от радиоактивного заражения в Москве и отрицают свою причастность к смерти Литвиненко. Британцы должны были допросить Лугового – бывшего офицера КГБ и, как говорят, главного свидетеля, вчера, но встречу по "техническим причинам" перенесли на сегодня.

В интервью российским СМИ на этой неделе Ковтун намекнул, что тесты, как ожидается, покажут наличие в его желудочно-кишечном тракте следов полония. Это представит его как жертву, нечаянно проглотившую радиоактивный изотоп, полоний-210, а не как человека, который ввез это вещество в Британию.