УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Повлияет ли на экономику страны рыночный статус?

Повлияет ли на экономику страны рыночный статус?

Признание Украины страной с рыночной экономикой — радостный повод только для политиков. Влияние же рыночного статуса на экономику минимально

30 декабря Европейский Союз официально признал Украину страной с рыночной экономикой. По словам Юрия Еханурова, 27 января на такой шаг решатся и США.

Казалось бы, государство, получив статус страны с рыночной экономикой, приобретает ряд преимуществ — например, улучшение условий для внешней торговли и вступление в клуб экономически цивилизованных стран. Однако на деле «справка о рыночности» сама по себе экономику не меняет, более развитой не делает, ключевых ее проблем не решает и к бурному росту макропоказателей не приводит. Поэтому, получив долгожданный статус страны с рыночной экономикой, Украина выиграла немного.

Что такое рынок

Определение рыночной экономики довольно размыто. Согласно экономической теории, главный признак свободного рынка — конкурентное ценообразование на основе спроса и предложения без вмешательства государства. Такие условия — якобы краеугольный камень существования всех развитых экономик. К товарам, произведенным странами без свободного рынка, с высокой степенью госрегулирования, где цены не являются конкурентными, государства Европы и США относятся с большим подозрением. Поэтому стремление развивающихся стран обзавестись всемирно признанным заключением о том, что их экономика — рыночная, — вполне обоснованно.

Пожелания/требования для каждой отдельной страны у западных экспертов разные. Общие требования к рыночной экономике, согласно директивам Еврокомиссии, таковы: низкая степень вмешательства государства в деятельность предприятий, наличие прозрачного корпоративного законодательства, отсутствие бартерных сделок, прозрачная процедура приватизации, защита прав собственности. В то же время Украину до сих пор оценивали по несколько иным критериям (см. Требования). Впрочем, пожелания ЕС и США крайне расплывчаты — ни в Тарифном акте США, ни в директивах ЕС не указано, например, чем «низкая» степень контроля государства над средствами производства отличается от «высокой», либо что подразумевать под термином «гарантии стабильной деятельности частных предприятий». А значит, статус рыночной может быть предоставлен экономике практически любой страны, выражающей намерение сотрудничать с Западом.

Интересно, что, по мнению ряда западных аналитиков, Украина давно является страной с рыночной экономикой. Особенно учитывая, что стран с исключительно рыночными механизмами в мире вовсе не существует, и роль государства в регулировании экономики довольно велика в каждой из развитых стран. По словам Марка Девиса, ведущего экономиста представительства Всемирного банка в Украине, экономика нашей страны уже давно является рыночной: частный собственник может приобретать недвижимость и землю, нанимать работников и т. д. По данным ЕБРР, в 2004 году индекс либерализации цен в Украине, равно как и на тот момент уже «рыночной» России, составил 4 пункта при максимальном значении индекса в 5 пунктов.

При этом заявки на получение статуса Украина подавала Еврокомиссии не раз, но до ноября-2005 неизменно получала отказ. Другим государствам бывшего соцлагеря повезло больше. Россия стала «рыночной» в 2002 году, Казахстан — в 2001-м. Сложно оценить, насколько далеко эти страны зашли в либерализации собственных рынков, но их географические размеры и сырьевая база сыграли не последнюю роль в принятии решения о статусе евро-комиссарами.

Единственные счастливчики, получившие статус гораздо раньше других «бывших» — страны Балтии. Это стало возможным благодаря близости Прибалтики к Европе как географически, так и ментально, а также хорошими взаимоотношениями лидеров прибалтийских и западных стран. Параллельно Прибалтика вступила в ВТО. Пример показателен: статус рыночной экономики действительно увеличивает вероятность вступления страны во Всемирную торговую организацию. Впрочем, Китай, став членом ВТО, так и не получил официального статуса свободного рынка, поэтому к стране по-прежнему применяются самые жесткие антидемпинговые меры.

Аналитики считают, что предоставление статуса — не более чем европейский политический сигнал Украине. По словам Марка Девиса, два года назад Украина не получила статус рыночной экономики от стран ЕС из-за отсутствия в украинском законодательстве процедур банкротства, соответствующих международному праву. «С тех пор в этой сфере практически ничего не изменилось, однако статус предоставили», — говорит экономист. Так что присуждение статуса, судя по всему, связано, в большей степени, с «европейским выбором Украины» и в меньшей — с отменой льгот в машиностроении и ликвидацией СЭЗ и ТПР. О непрозрачной процедуре банкротства евро-комиссары решили не вспоминать.

Возбужденный антидемпинг

Где действительно рыночный статус дает преимущества, так это при антидемпинговых расследованиях. Кстати, в этом и состоит его основное (и практически единственное) преимущество. В случае если расследования по поводу возможного демпинга касаются производителя из стран с нерыночной экономикой, западные регулирующие органы используют не реальные данные производителей об издержках и особенностях производства в стране-ответчике, а обобщенную информацию, основанную на собственных измышлениях. Проще говоря, взятую с потолка. Априори считается, что в странах с нерыночной экономикой неправильное ценообразование, а следовательно — цены тамошних экспортеров являются демпинговыми. Причем право голоса в таких расследованиях «нерыночный» ответчик не имеет и выступить в свою защиту не может. Отсюда множество торговых санкций в отношении товаров и производителей из развивающихся стран.

Хотя на самом деле степень государственного вмешательства в экономику стран переходного периода не так уж высока, распространяется лишь на некоторые категории товаров, и большая часть продукции производится в рыночных условиях, подтверждением чему является Украина. А Запад при этом сам не гнушается субсидированием, налоговыми льготами и прочей помощью своим производителям.

Кроме «справедливого» отношения к Украине со стороны торговых партнеров в антидемпинговых расследованиях, наша страна с получением статуса рыночной экономики становится более привлекательной на мировой бизнес-арене. Причем «рыночный» статус необходим не только для имиджа, но и для вступления в ВТО. Наличие статуса также может положительно повлиять на кредитный рейтинг страны (сейчас, по шкале Standard&Poors он находится на уровне «В+» — стабильный).

Предоставление статуса может повлиять на торговый баланс Украины, учитывая структуру украинского экспорта, в которой 45% занимает продукция горно-металлургического комплекса. Вследствие этого экспорт нашей страны чувствителен не только к конъюнктуре внешних рынков, но и к статусу рыночности, поскольку большинство антидемпинговых расследований проводится именно в этом секторе. С 1995 года в отношении украинских производителей возбуждено 20 антидемпинговых расследований, большая часть из них — против металлургов. Например, в 1997 году США временно приостановили антидемпинговое расследование по обрезному углеродистому прокату, поставляемому из Украины. Несмотря на протесты Минэкономики Украины и производителей продукции — ММК им. Ильича, Азовстали и Криворожстали — в конечном счете, Украина пошла на уступки и обязалась поставлять товар в Штаты по минимальным экспортным ценам и в рамках квоты, определенным Министерством торговли США. В случае невыполнения этих условий Америка пригрозила ввести 82% антидемпинговую пошлину на ряд других украинских товаров. Этим правилам наши металлурги следуют до сих пор. Если расследование будет начато заново, неизвестно, удастся ли Украине, избежать еще более жестких санкций, ведь, в отличие от ЕС, США решение о рыночном статусе украинской экономики пока еще не приняли. Даже в том случае, если американский сенат все-таки признает экономику Украины рыночной, прежние санкции в отношении украинского импорта вряд ли отменят.

Впрочем, предоставление Америкой статуса — не более чем имиджевая мера: доля США в украинском экспорте составляет всего 4-5%. Да и после отмены всех возможных препон рост поставок наших товаров в Америку вовсе не гарантирован. Урезание антидемпинговых мер со стороны США для Украины полезно исключительно с точки зрения политики — многие страны в своей внешней политике ориентируются на «голос Америки».

А вот европейское признание украинской экономики — действительно пригодится нашим экспортерам. Ежегодно страны ЕС потребляют около 30% украинского экспорта, поэтому благоприятные внешнеторговые отношения с Евросоюзом Украине очень выгодны. На стальные трубы и химикаты, производимые в Украине, до сих пор действуют антидемпинговые пошлины со стороны ЕС, поэтому с получением рыночного статуса они, скорее всего, будут пересмотрены.

Елена Белан, экономист The Bleyzer Foundation, считает, что предоставление статуса станет позитивным сигналом для иностранных инвесторов. При условии улучшения инвестиционного климата, это поспособствует притоку прямых иностранных инвестиций, что повлияет на рост ВВП, а также экспорта. Хотя эти позитивы если и проявятся, то не в первые годы «жизни на рынке». По мнению Марка Девиса, наличие статуса является лишь одним из условий для экономического роста, однако это условие если и необходимое, то недостаточное. Но в любом случае, уверены эксперты, статус особо не изменит реальный сектор экономики Украины.

Хотя опыт развивающихся государств показывает, что вслед за признанием экономики страны рыночной может начаться резкое увеличение макропоказателей. Например, в Латвии экономическая стагнация, длившаяся в течение нескольких лет, буквально на следующий год после признания экономики рыночной сменилась стабильным ростом. О связи статуса и экономического роста свидетельствуют также успехи России, ставшей «рыночной» три года назад, и Казахстана. Хотя логичнее предположить, что на деле импульс развитию дал не номинальный статус свободного рынка, а совсем другие факторы.

Российскую экономику, например, развивали рост мировых цен на сырье и завершение корпоративных войн в базовых отраслях, экономику Казахстана — тот же ценовой бум на сырьевых рынках и усилия государства по формированию конкурентоспособной финансовой системы. Статус «рыночной экономики» — скорее признание успехов этих стран.

Елена Шкарпова, «Контракты»

www.kontrakty.com.ua