УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Леонид Парфенов: "Худшего олигарха, чем государство, не существует"

789
Леонид Парфенов: 'Худшего олигарха, чем государство, не существует'

На Леонида Парфенова не действует страх, харизма Тимошенко и доводы сторонников государственного ТВ

Год назад уволенный с НТВ ведущий информационно-аналитической программы "Намедни" Леонид Парфенов стал главным редактором еженедельника "Русский Newsweek".

Впрочем, усевшись в новое кресло, он тут же заявил, что с телевидением окончательно не порывает. Хотя многие месяцы до работы в журнале опальный российский журналист пытался устроиться на другие телеканалы: Первый канал, "Россию", СТС, куда приходил со своими проектами, но ни один из них так и не предложил ему работу.

Зато, по слухам, сразу несколько украинских центральных каналов проявили интерес к личности Парфенова и наперебой приглашали его поработать в Киеве, а накануне парламентских выборов интерес к автору "Намедни" еще больше усилился. Говорят, в начале года Парфенов серьезно обсуждал несколько предложений, но решил вернуться к разговору в сентябре.

И вот, в минувшую субботу Парфенов снова оказался в Киеве. Он приехал снимать на Владимирской горке рекламный ролик для документального сериала "Российская империя", который вскоре пойдет в эфире украинского телеканала К-1. Корреспондент "Сегодня" стал единственным из киевских журналистов, которому удалось подкараулить Парфенова и узнать его мнение о свежих политических событиях в Украине, "легионерстве" и возможности его трудоустройства в Киеве.

— Украинские телеканалы уже сделали вам предложение?

— Внятного — нет.

— На каких условиях вы бы согласились?

— Я хочу посмотреть на эти условия. Я, вообще-то, не очень верю в это "легионерство".

— А вот Савик Шустер заговорил по-украински....

— (Усмехнувшись.) Боюсь, что мне это не под силу. У Савика — своя судьба, у меня — своя. Я не очень это представляю. Кроме того, я главный редактор еженедельника "Русский Newsweek". У нас очень веселая, хорошая редакция, которая делает вполне актуальный, востребованный продукт. У журнала очень большой объем продаж за последние месяцы. В любом случае, сделать выпуск, срочно поменяв обложку и тему выпуска, и подписать его в пятницу, учитывая, что отставка правительства у вас состоялась в четверг, это для нас было естественной профессиональной задачей. Справились к двум часам ночи.

— Как вы отнеслись к решению Ющенко отправить в отставку Тимошенко и ее правительство?

— "Русский Newsweek" вышел с заголовком на обложке — "Ющенко перестал юлить". Это, конечно же, шутка, как и большая статья под названием "Дольки апельсина" о расколе в украинском руководстве. Что касается поступка Ющенко — обнадеживает, что это происходит открыто. Этого не понимают те, кто к этому относится со злорадством, в том числе и в России, а таких много. Это живой процесс, и он не происходит, как аппаратные игры, втайне от людей.

— Как в России воспринимают последние события, происходящие в Киеве?

— Есть определенное количество людей, тоскующее, что Россия не влияет на Украину прямо, то есть, что Украина не принадлежит России. На мой взгляд, просто украинцы не хотят быть "недорусскими", они хотят иметь собственную судьбу, что вполне естественно. Странно, что многие мои соотечественники не поняли этого в отношениях со странами Балтии, потом со странами соцлагеря. Собственно, этого не понимали ни в 56-м с Венгрией, ни в 68-м с Чехословакией, ни в 81-м с Польшей. Но это неизбежный процесс. Люди не хотят сидеть на вокзале и ждать какого-то русского поезда, который их куда-то отвезет. Они хотят ехать сами, особенно если видят, как туда уже уехала не только Польша, но и, например, Словакия. А Россия занята, прежде всего, собой, и слава Богу. И было бы лучше, если бы Россия занималась своей судьбой, а не пыталась влиять на чужие. Я слишком сильно верю в некий объективный ход процессов, он все равно возобладает. Я был здесь в октябре-ноябре прошлого года, когда еще ничего не было понятно. У меня было одно убеждение, что люди действительно хотят своей судьбы. И они ее уже выбрали. Сумеют ли они свой выбор реализовать сейчас? Не было понятно, но то, что они реализуют это в следующий раз, — совершенно очевидно. Так же, как Польша — я видел ее в 81-м году, в 88-м, и было понятно, что фарш невозможно вернуть назад, и мясо из него не восстановишь. Увы, и я это знаю по своей профессиональной судьбе тоже, жизнь наша тем короче, чем быстрее скорость разворачивания процессов.

— На вас лично действует харизма Тимошенко?

— Знаете, на меня ничья харизма не действует.

— В Украине снова возобновились споры о создании общественного вещания. Так ли уж важно для страны существование общественного ТВ?

— Не важно. Важно, чтобы оно не было государственным, не находилось под государственным контролем. Это страшный конфликт интересов, когда власть контролирует телеканал, это идиотизм.

— Пусть лучше олигархи?

— Ради Христа! Пожалуйста. Наверное, нужно пройти через этот этап. Ничего страшного. Главное, не должно быть монополии. Но государство не должно контролировать ТВ в принципе. Другой вопрос — для олигарха это бизнес или не бизнес. Если не бизнес, то он прогорит на этом деле. Информационные войны? Это можно прожить раз, прожить два. Это же неэффективно, это же все кончается. Не надо только пугать олигархами. Худшего олигарха, чем государство, не существует. А самое главное, хочу подчеркнуть, — это конфликт интересов. Потому что если власть контролирует телеканал и является ньюсмейкером этого телеканала, то все, что передается, — это не информация, а пиар. У власти есть свое представление о том, как должна выглядеть она сама, как должны выглядеть ее союзники, ее недруги. Кого она сегодня хвалит, выставляет фронтменом, кого убирает насовсем, и так далее.

— Какая жизненная ситуация может всерьез вас напугать?

— В профессиональном отношении, я надеюсь, что ничего не боюсь. Вы же судите обо мне по профессиональной деятельности. По крайней мере, я не попадал в ситуацию, когда меня что-либо всерьез страшило. Мне неинтересно было бы заниматься этой профессией, если бы я чего-то боялся. Какой резон? Деньги не такие большие. Я не могу придумать мотивов, которые держали бы тебя в этой профессии, если ты в ней несвободен.

Денис БЕСCАРАБ "Сегодня"

http://today.viaduk.net