УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Николай Томенко: «Если я приму решение уйти из Кабмина — это будет заявление об отставке, а не предмет для дискуссии»

858
Николай Томенко: «Если я приму решение уйти из Кабмина — это будет заявление об отставке, а не предмет для дискуссии»

Чем ближе старт новой предвыборной кампа­нии, тем очевиднее зависимость эффектив­ности работы правительства от взаимопони­мания внутри самого Кабмина. Команда Юлии Тимошенко, чей состав подбирался с учетом интересов различных политических сил, с первых дней кроме решения задач, продик­тованных программой правительства, вы­нуждена преодолевать внутренние конфлик­ты. О перспективах работы правительства в условиях приближающихся выборов в парла­мент «ДС» говорила с вице-премьером по гу­манитарным и социальным вопросам и за­местителем главы партии «Наша Украина» Николаем Томенко.

Николай Владимирович, удалось ли правительству переломить отношение к проблемам гуманитарной сферы как вто­ростепенным?

— Удалось. Первое, с чего мы начали, была заработная плата людей, работаю­щих в гуманитарной сфере: в образова­нии, науке, культуре и медицине. Уро­вень их доходов фантастически отставал от средней зарплаты в промышленности. То, что до конца года в этой сфере средний рост жалованья будет составлять 57%, — это важный момент. Кроме того, прави­тельство реализует и другие социальные программы, в которых увеличивает соцвыплаты в 5-8 раз. Мы построили свою работу таким образом, чтобы у нас 2005-й — не избирательный год — был го­дом качественного прорыва в вопросе со­циальных выплат, а 2006-й будет годом большего компромисса между социаль­ным характером бюджета и экономикой развития. В этом смысле нас трудно будет обвинять, что мы работаем на выборы. Вторым шагом стала условная инвентари­зация того, что нам осталось в нашей сфе­ре от предшественников. Например, сего­дня мы пересматриваем ситуацию в обра­зовании. Минобразования отобрало уже 70 лицензий у несуществующих филиалов вузов или у филиалов, где практически нет никакой базы и преподавателей. То есть там фактически за деньги выдавали дипломы.

Каков нынче, на ваш взгляд, уровень взаимопонимания в правительстве, можно ли с прежним оптимизмом назвать его единой командой?

— Конечно, легче было бы создать пра­вительство, условно говоря, Ющенко-Тимошенко, чтобы они вдвоем согласовали список тех людей, которые по определе­нию являются одной командой. Но был принят другой подход, и он имеет свои плюсы и минусы. Мы реально работаем в коалиционном правительстве, понятно, что существуют и идеологические, и про­граммные противоречия, есть более либе­ральная и более социально ориентирован­ная часть правительства, более патерна­листская и более рыночная. И при приня­тии решений, особенно в части дотаций и преференций какой-то отрасли, возникает противостояние. Я не думаю, что это самое страшное: главная проблема нашего Кабмина в том, что дискуссия, происходив­шая на заседании правительства, стано­вится общественной. Когда, допустим, мы приняли решение, это должна быть пози­ция всего правительства, и мы ее должны отстаивать. А у нас, к сожалению, этого не получается. Поэтому в смысле страте­гии мы — единая команда, но по тактичес­ким вопросам, связанным с тем, как дейст­вовать в каждой конкретной ситуации, чувствуется, что все-таки это коалиция, а не единая команда.

Призыв партии «Наша Украина», обоих Рухов и «Батьшвщини» к объеди­нению был услышан в Народном союзе «Наша Украина»?

— Сегодня все упирается в логику понимания формирования команды, а в дан­ном случае — и партийного списка, и не только в ВР, но и в органах местного самоуправления. Существует два подхода. Один — публичный и открытый, политический, и второй — бизнесово-закрытый. Дискуссия идет именно о них. Если не бу­дет взят за основу открытый демократи­ческий подход при формировании предвыборного списка, естественно, будут вопро­сы у многих политических партий: стоит ли снова играть в ситуацию, когда ограни­ченный круг политиков, а среди них груп­па не самых бедных в нашей стране лю­дей, будут составлять партийный список, и посему возникнет то обстоятельство, что снова не выполняется ключевой тезис Президента о разделении политики и биз­неса. Я сторонник единого списка Ющенко-Тимошенко, при условии, что он будет формироваться совместными усилиями на единых прозрачных принципах. У меня есть свое понимание данного блока: я в этом списке вижу все политические пар­тии, которые были в блоке «Наша Украи­на» и в БЮТ, — это была наша общая команда во время президентской кампа­нии. Мне сложно представить там быв­шую Аграрную партию, партию «Сдшсть» и другие политические силы, которые так и не отменяли своих решений о поддерж­ке Виктора Януковича. Они имеют право на изменение своей точки зрения, но они никогда не были органичными в команде Ющенко-Тимошенко. Аграрная партия имеет достаточно авторитетного лидера, которым является Владимир Литвин, бывший одним из архитекторов команды Леонида Кучмы, — он имеет достаточно шансов и возможностей сам конкуриро­вать на выборах. В силу определенных идеологических отличий Александр Мо­роз тоже будет позиционироваться как са­мостоятельная политическая сила.

Каковы на сегодняшний момент шан­сы, что такой единый блок Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко все-таки бу­дет создан?

— Шансы довольно большие, но и тут существуют два подхода. Одна край­ность — это создание мегаблока, в кото­рый войдут социалисты, партия Литвина и т. д. Шансов появления такого блока не­много: существуют объективные причи­ны, почему он не должен возникнуть. Это наименее вероятный вариант. Средняя ве­роятность, что все идут отдельно. И наиболее вероятный — это создание единого списка в системе координат вокруг блока Виктора Ющенко и блока Юлии Тимо­шенко.

Заявления о том, что вас вместе с ва­шими однопартийцами по экс-ПРП пытаются «выдавить из правительства», со­хранили свою актуальность?

— ИСергей Терехин, и Виктор Пинзеник уже ощутили на себе давление сил, недовольных рядом решений, к примеру, жесткой позицией министра финансов в отношении свободных экономических зон или льгот для страхового бизнеса. Также многим политикам не нравится публич­ный и открытый характер обсуждения ме­ханизмов принятия решений. Кроме того, мы слишком долго были в оппозиции, чтобы не говорить об ошибках власти. Есть ошибки новой власти, но они персо­нифицированы. Нужно не просто гово­рить, что вот, мол, ошибается большая ко­манда. Есть, скажем, конкретный предсе­датель областной администрации, есть конкретный чиновник, который делает ошибки. По поводу обновления прави­тельства я думаю, что вопрос обострится уже в сентябре, потому что все прекрасно понимают, что нахождение в Кабмине представителей тех или иных партий пря­мо связано с избирательной кампанией. Я считаю, что избирательная кампания не будет кампанией обсуждения стратегии развития Украины, это будет кампания обсуждения, как работать правительству и, собственно, состава нового народного правительства.

Не было искушения последовать за Романом Безсмертным и подать в от­ставку?

— Якак человек, который воспитывал­ся в системе конкретных решений, знаю, что такое идти в отставку. Я был одним из тех, кто первым ушел в отставку, когда началась акция «Украина без Кучмы». Поэтому если я приму решение уйти из Кабинета министров — это будет отстав­ка. Я не буду это делать предметом дис­куссии. Пока же я считаю, что у прави­тельства, при активной работе премьер-министра Юлии Тимошенко и нашей команды, есть возможность выполнять и программу Президента, и программу Кабмина.

Олег Полищук, «Деловая Столица»