УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Депутат Борис Беспалый: «Недовольство собой — двигатель прогресса»

912
Депутат Борис Беспалый: «Недовольство собой — двигатель прогресса»

До окончания сессии Верховной Рады осталась неделя. Пора подводить итоги работы депутатов. Один из руководителей партии «Народный союз «Наша Украина» и парламентской фракции, советник Президента Борис Беспалый убежден, что эффективность работы народных избранников измеряется отнюдь не количеством принятых законов. По его мнению, сейчас депутаты больше озабочены предстоящими выборами, чем законодательным обеспечением развития страны...

— Борис Яковлевич, очередная сессия Верховной Рады подходит к завершению. Удовлетворены ли вы работой депутатов за эти месяцы? Что считаете главным достижением прошедшей сессии?

— Наверное, нельзя быть на сто процентов удовлетворенным работой парламента, в том числе, и своей. Ведь недовольство собой — двигатель прогресса. Что удалось сделать? Самое главное, на мой взгляд, — то что нам удалось выправить многие перекосы избирательной кампании. Результат этой работы — максимально социальный бюджет, за который, как вы помните, проголосовали даже оппозиционные фракции. Но самое важное даже не то, что мы выписали на бумаге хорошие социальные вещи, но и подвели под теорию реалистическую базу для исполнения этого бюджета. А вообще, на прошлой сессии все происходило закономерно: команда Президента и премьера старалась наполнить бюджет, а оппозиционные фракции планомерно вставляли нам палки в колеса. Причем делали это довольно изощренно: вносили в парламент такие законопроекты, которые давали бы дополнительные расходы из бюджета. Схема проста: вносится социальный закон, который всем хорош, кроме одного — для его выполнения нет денег в бюджете. Президент, таким образом, попадает в ловушку: если наложит на закон вето, его начнут критиковать, дескать, такой социальный закон «запорол»! А если подпишет, то это поставит в тупик правительство, которое не будет знать, где ему взять дополнительные средства для его реализации. Вот такой замкнутый круг. И таких законов принято достаточно много. Кстати, если посчитать все эти «расходные» законы, то не исключено, что они потянут еще на один государственный бюджет.

— А кто конкретно заинтересован в том, чтобы вносить такие заведомо невыполнимые законы?

— Конкретные фамилии назвать сложно. Просто есть команда Ющенко и Тимошенко, которая заинтересована в том, чтобы страна развивалась, улучшала благосостояние людей и так далее. Некоторые же пытаются завоевать избирателя другими тезисами: дескать, у нас классный парламент, а Президент и премьер никуда не годятся. О ком я говорю? О тех, кто в парламенте представлен, а в правительстве или в местной власти — нет. Если переходить на персоналии, то, прежде всего, это человек, который пока не пожал протянутую Президентом руку — Владимир Литвин. Кроме того, это эсдеки, регионалы, коммунисты. Хватает тех, кто пытается пройти в следующую Верховную Раду на критике правительства. Правда, мало кто задумывается, что все эти парламентские игры, как всегда, отражаются на простых людях.

— Как бы вы оценили сотрудничество парламента и правительства?

— Взаимная симпатия, безусловно, есть. Практически по всем вопросам, в том числе и по принципиальным, вроде бюджета или таможенных тарифов, рано или поздно взаимопонимание находится. Но опять-таки: слишком часто в Верховной Раде доминирует сиюминутный депутатский интерес. Но одно дело — те группы, которые не представлены в правительстве. Их еще можно понять, когда они тормозят принятие некоторых законов. А вот как объяснить поведение некоторых фракций, имеющих своих министров в Кабмине? Это, кстати, еще одна проблема: в парламенте нет консолидированного голосования всех правительственных фракций. По логике, они должны либо голосовать за правительственные инициативы, либо отозвать своих министров. А так получается, что они, имея министерские портфели, голосуют против правительства, и при этом нормально себя чувствуют. Да еще и агрессивно ведут.

— А внутри фракции «Наша Украина» нет внутренних противоречий? Ведь явно есть недовольные, которые считают, что их вклад в победу народного Президента и последующие «дивиденды» неадекватны?..

— Да нет, здесь никаких проблем нет. Хотя, с моей точки зрения, энергию и потенциал некоторых моих коллег можно было бы использовать разумнее и более оптимально. Я не имею в виду обязательное повышение в должности, мне трудно считать повышением переход в исполнительную власть. Ведь статус народного депутата достаточно высок, просто у министра больше рычагов для влияния на процессы в стране. Так вот, у нас во фракции нет людей с неудовлетворенными амбициями. Кроме того, не забывайте, что процесс формирования власти еще не закончен. Не исключено, что будут какие-то ротации в правительстве, много вакансий появится после выборов.

— По-вашему выходит, что никаких проблем во фракции не существует…

— Есть, конечно, некоторые объективные проблемы. Ведь блок Виктора Ющенко «Наша Украина» изначально был полипартийной системой. И сейчас фракция представлена, как известно, тремя группами: «Народный союз «Наша Украина», НРУ и ПРП. И пока нет никакой ясности, кто с кем пойдет на выборы. Поэтому, безусловно, наблюдается определенная настороженность между некоторыми членами фракции. Но это все временные процессы, которые пройдут, как только мы окончательно определимся с форматом будущих парламентских выборов.

— Для начала, наверное, нужно закончить формирование партии. Кстати, на каком этапе находится этот процесс? А то «Народный союз» что-то часто стали критиковать…

— Так любую партию будут критиковать. Особенно новую, развивающуюся, да еще и такую популярную! Но, естественно, без трудностей не обходится. В основном все проблемы связаны с тем, что мы перешли из оппозиции во власть, и теперь нужно как-то адаптироваться к новым условиям. Прежде всего, нам нужно было массовое народное движение организовать в массовую партию. И не просто организовать, но и поставить людям определенные цели. Кроме того, очень важно не допустить, чтобы партию «оккупировали» не те, кто боролся за победу «оранжевой революции». Ведь есть целая каста хорошо организованных карьеристов, которые в то время, как мы боролись за демократию, боролись за собственные кошельки. Нам нужно сохранить «Народный союз» как «оранжевый проект».

— И какие механизмы внутри партии позволяют отсеивать нежелательных людей?

— Прежде всего, действует принцип: для того, чтобы войти в «Народный союз», нужны две рекомендации от тех, кто уже является членом партии. Конечно, мы понимаем, что такая защита довольно иллюзорна. Но у нас есть еще один мощный заслон: списки принятых членов партии утверждаются на уровне областных организаций. Только не подумайте, что мы принимаем в партию исключительно тех, кто имеет удостоверение участника «оранжевой революции». Я ничего не имею против тех, кто работал на других кандидатов. Но давайте рассуждать здраво: может ли человек, который на выборах выступал в другом лагере, занимать какую-то руководящую должность в «оранжевой» партии? Думаю, нет.

— А еще президентское окружение критикуют за то, что они советуют Виктору Ющенко самому возглавить партию. Как вы относитесь к этой идее?

— «Народный союз «Наша Украина» — это партия Виктора Ющенко. Кто бы что ни говорил. И нам тем более нужно, чтобы именно с ним ассоциировалась эта партия, потому что есть опасность создания разных клонов для того, чтобы запутать избирателей. Поэтому во главе партии должен стоять сам Ющенко. И даже не так важно, будет ли он возглавлять партийный список. Просто избиратели должны знать, какой список является командой Президента.

— Какие у вас отношения с киевским мэром Александром Омельченко? Говорят, он стремился занять должность председателя Киевской городской организации НСНУ, однако съезд предпочел другого кандидата…

— Александр Омельченко, как вы знаете, пришел к нам после президентских выборов и сказал: я пересмотрел свои концепции и хочу быть в команде Президента. Мы абсолютно нормально восприняли его заявление. Ведь, несмотря на то, что у нас в свое время были политические разногласия, он ничем себя не дискредитировал, чтобы мы закрыли перед ним двери. Ведь команда Омельченко присоединилась к нам уже после выборов, а до этого мэр поддерживал других кандидатов. Правда, надо отдать ему должное, он действовал четко в рамках закона. И даже когда добивался того, чтобы знаменитая трибуна революции на Майдане не была возведена, то обращался в суд, а не пустил бульдозеры. В любом случае, мог ли человек, который «судился» с трибуной революции, стать одним из партийных руководителей? Что касается избранного председателя Киевской городской организации Николая Мартыненко, то именно он во время выборов был уполномоченным представителем блока «Сила народа» по Киеву. Поэтому ничего удивительного в его избрании нет.

— Борис Яковлевич, насколько я поняла, вы не верите в создание предложенной Президентом парламентской коалиции между партиями Президента, премьер-министра и председателя Верховной Рады?

— В перспективе этого блока я уверен настолько, насколько вообще может быть уверен человек. Но хотел бы сделать уточнение: блок Ющенко и Тимошенко уже есть, его не надо создавать. Конечно, многие хотят его разрушить, однако мы не в обиде на наших конкурентов за то, что они хотят нас ослабить. На то они и противники! Но если спросить простых людей, хотят ли они, чтобы Ющенко и Тимошенко конкурировали между собой, то вряд ли они ответят положительно. Что касается Владимира Литвина, еще раз хочу повторить: он пока не пожал руку, которую ему протянул Президент. Мяч на его половине поля. Пока его позиция не ясна: на словах он вроде бы и не против блокироваться, но его действия говорят об обратном. Владимиру Михайловичу нужно быстрее определяться. Мы всегда готовы протянуть ему руку. Ведь он не сделал ничего такого, за что его можно было бы считать нашим идеологическим и политическим противником.

— Как вы считаете, в следующем парламенте будет много новых лиц? Или останутся те же люди?

— Думаю, будет мало новых политических сил. Ведь избирателям безразлично: Ваня, Петя, Маша или Наташа. Им важно, какая нажимается кнопка: за приватизацию или против, за евроинтеграцию или евроизоляцию. Поэтому политические силы останутся теми же, что представлены в парламенте сейчас. Не стоит перечислять тех, кто пройдет, а кто нет. Но скажу одно: Ющенко и Тимошенко будут иметь большинство в следующем созыве Верховной Рады.

— И последний вопрос: что бы вы сказали тем, кто, не увидев быстрого улучшения, начинает разочаровываться в новой власти?

— Прежде всего, слишком мало времени прошло, чтобы увидеть реальные изменения. А вообще, я бы сказал так: чем меньше у вас иллюзий, тем меньше потом разочарований. Не стоит обольщаться, что все изменится сразу и быстро. Давайте подождем парламентских выборов, когда сменится местная власть. Вот потом и поговорим о реальных изменениях…

Беседовала Виктория Чирва

http://cn.com.u