УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Юрий Гримчак: "Когда Янукович выступает на каком-нибудь митинге, он даже выглядит неестественно"

690
Юрий Гримчак: 'Когда Янукович выступает на каком-нибудь митинге, он даже выглядит неестественно'

С каждым днем Украина приближается к грядущим выборам 2006 года. Готовится к ним и Донетчина — очень непростой, неоднозначный и стратегически важный для многих политических сил регион, выборы в котором, по всеобщему убеждению, всегда проходили довольно сложно. Сложными будут и выборы-2006, однако, как уже сейчас прогнозируют специалисты, на этот раз сложности будут несколько другими. Своего рода «генеральной репетицией» предстоящей кампании стали выборы мэра города Константиновки, обнажившие сразу несколько новых особенностей настроений жителей Донецкой области.

Как проявит себя Донбасс в ходе предвыборной кампании и выборов марта 2006 года? Каким образом можно сегодня охарактеризовать мироощущение этого региона? Каким будет расклад основных политических игроков во время выборов в Донецкой области? Какая модель политической борьбы наиболее импонирует Донетчине? Об этом и многом другом — в интервью с заместителем председателя Донецкой облгосадминистрации по политико-правовым вопросам Юрием ГРИМЧАКОМ, отвечающим за связи с политическими партиями и общественными организациями.

— Юрий Николаевич, как вы оцениваете сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию, настроения в Донецком регионе? Что изменилось в этой сфере за первые полгода работы новой власти?

— Первое, что я бы отметил, — это то, что яростное неприятие достаточно большим количеством донетчан тех процессов, которые происходили и происходят в Киеве, яростное неприятие новой власти — отошли в прошлое. И я не хочу сказать, что сегодня все просто смирились: сегодня все в Донбассе понимают, что есть Президент, с ним надо работать, сотрудничать, он избран, и его признал народ, а затем и весь мир. И поэтому таких волнений, которые наблюдались в нашей области в начале года, в первый квартал, мы сегодня уже не увидим.

— А как сейчас ведут себя политические партии на Донетчине? Начали ли они подготовку к выборам?

— Что касается наших партий, то, насколько мне известно, почти все они уже начали готовиться к выборам. Они проводят какие-то свои организационные, подготовительные мероприятия, разворачивают штабы, рисуют планы, кто, как и с какими лозунгами на эти выборы пойдет.

Партия регионов недавно провела собрание своего Политсовета, начала задумываться о своих избирателях. Это нормально, ведь у них есть, я считаю, вполне обоснованное опасение, что те избиратели, которые на выборах голосовали за Виктора Януковича, сейчас перетекут к другим партиям — или к союзникам, или к противникам…

Не менее интенсивно готовится к выборам НСНУ: они разворачивают свои структуры по всей области. Готовится и «Батьківщина», сейчас они привлекают в свои ряды новых людей.

— Как вы прогнозируете развитие ситуации во время выборов-2006?

— Сейчас я могу сказать только то, что эти выборы будут сложными в Донецкой области, — собственно, как и любые другие выборы. Но сегодня меня больше всего беспокоит, скажем так, потеря доверия людей к выборам — я бы так охарактеризовал это общее ощущение. «Зеркалом» могут служить прошедшие на позапрошлой неделе у нас в области выборы мэра г. Константиновки. Это достаточно большой город, в котором проживает около 100 тыс. населения. Так вот мэра выбрали только 5 тыс. человек. Пять тысяч из ста. То есть было 18 кандидатов, и победитель набрал около 5 тыс. голосов. А явка избирателей была где-то около 23%. И эта ситуация является зеркальным отражением настроения всей Донетчины: это яркое свидетельство того, что регионом овладела апатия. Безусловно, в какой-то степени это объясняется летним периодом: жара, люди больше думают об отдыхе, чем о политических баталиях, но снижение политической активности налицо. Это отрицательный факт.

С другой стороны, есть и положительный. Я общался со многими людьми, участвовавшими в выборах в Константиновке. Так вот: очень многие из них говорили, что это были первые честные выборы в Донецкой области за последние годы. То есть были реальные представители кандидатов на избирательных участках, правоохранительные органы действительно обеспечивали правопорядок, соблюдение законодательства и создавали равные возможности для всех, а не вмешивались в выборы.

— Можно ли уже говорить о каком-то сложившемся раскладе политических сил на Донетчине на предстоящих выборах?

— Силы, я думаю, останутся те же, что и прежде. Вопрос состоит только в уровне блокирования: ведь можно блокироваться на местном уровне. Наибольшим, конечно же, на сегодняшний день авторитетом в Донецкой области пользуется Партия регионов. Но я не думаю, что они смогут быть единственными, основными игроками. Будет несколько игроков — в основном, это, конечно, провластные партии и Партия регионов.

— Тем не менее, Виктор Ющенко в ходе своего визита в Донецк призвал Партию регионов, что называется, «подать голос», ведь ее попросту не слышно в Донбассе. В частности, он отметил, что ей надо стать серьезнее, взрослее и интереснее. Как вы оцениваете уровень Партии регионов сегодня?

— Поймите, Партия регионов изначально создавалась не как идеологическая партия, а как партия власти. Ну а любая партия, если она создавалась именно как партия власти, переходя в оппозицию, естественно, теряет достаточно большое количество сторонников, функционеров и т. д.

Чем отличалась предыдущая оппозиция от нынешней? Достаточно взглянуть персонально. Виктор Андреевич Ющенко — экс- председатель Национального банка, достаточно успешный премьер- министр, один из лидеров оппозиции, человек, который лично активно участвовал в митингах, шествиях, борьбе. Юлия Владимировна — тот же путь. Александр Мороз — председатель Верховного Совета, лидер оппозиционной партии много лет. Но в то же время, эти люди легко переходили из состояния «при власти» в состояние «на баррикадах» и сейчас вернулись обратно. А предыдущая власть… Ну не представляю я себе Леонида Даниловича во главе митинга, в качестве лидера протестующих. Или Виктор Федорович: когда он выступает на каком-нибудь митинге, он, на мой взгляд, даже выглядит неестественно.

Поэтому на сегодняшний день, на мой взгляд, Партия регионов переживает некоторый кризис из-за того, что она не готовилась как партия именно в чистом виде этого понятия. И теперь уже только их дело, как они будут выходить из этой ситуации, как они будут взрослеть и становиться интереснее и серьезнее. Возможности для этого у них есть. Причем, их плюс в том, что у них действительно есть люди, которые искренне верят в свою правоту.

— Изменилось ли отношение донетчан к партии «Народный союз «Наша Украина»? Визит Президента в Донбасс ярко продемонстрировал, что в Донецкой области есть гораздо больше сторонников этой силы, чем мы привыкли думать.

— Начну с того, что вообще-то сторонников Виктора Андреевича в Донецкой области, согласно тем соцопросам, которые мы проводили еще в сентябре прошлого года, было уже 20%. И сегодня мы их просто смогли увидеть, ведь изменился сам настрой. Если раньше девушка, идущая по городу в оранжевой майке, могла запросто подвергнуться массе оскорблений, то сегодня оранжевый уже не воспринимается как какой-то «вражеский» цвет. Люди перестали бояться, скрываться. Скажем, в тот памятный день несостоявшегося съезда «Нашей Украины» в Донецке 31 октября 2003 года в регионе было также много сторонников Виктора Ющенко, но тогда многие из них приехали из других областей, а во время его последнего визита присутствовало столько же, если не больше сторонников — жителей Донбасса. Они пришли сами, их никто не собирал.

Второй существенный момент — то, что сегодня и зарплаты растут, и Донецкая администрация, правительство, Президент стараются сделать как можно больше для улучшения жизни народа, и что бы там противники не говорили, эти действия все равно находят отклик у людей. И сегодня ситуация в отношении Ющенко, в отношении «Нашей Украины» меняется. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, скажем, той же «Нашей Украине», но изменения есть, и эти изменения — в лучшую сторону. Во время визита мы могли наблюдать такую картину: люди стремились сами услышать своего Президента, они буквально стекались ко дворцу молодежи, а людей, которые желали проникнуть в зал и поговорить с Ющенко лично, было просто невероятное количество. Для того и была организована прямая трансляция на улице перед «Юностью», чтобы люди, которые не смогли лично присутствовать на встрече, смогли услышать все, что говорил Президент. И что мы видели? В зале было очень тяжело сидеть, а на улице, на солнцепеке стояли тысячи людей, которые по 6—7 часов внимательно слушали Ющенко и ждали, когда он выйдет из дворца, чтобы пообщаться с ним.

— Как этот визит повлияет на дальнейшую жизнь Донбасса? Изменит ли он что-то в жизни региона?

— Я думаю, что основной идеей этого визита и основной мыслью, которую донес Президент до донетчан, было то, что сегодня нет победителей и побежденных, сегодня есть единая Украина и есть Президент всех украинцев. Еще я бы отметил его фразу о том, что он не помнит прошлых обид, прошлых оскорблений, и решил прошлое оставить прошлому и вместе идти в будущее. И я уверен, что этот посыл Президента изменит настроение многих людей в Донбассе. Мы видим, что признание Президента произошло, но все-таки какая-то настороженность, опасение еще существуют. Эту настороженность снимут его недавние слова в Донецке.

— В ходе своего выступления Виктор Ющенко затронул очень много проблем. Одной из них была кадровая проблема, которую поднимали также многие из выступавших. Как вы считаете, насколько эта проблема серьезна и что нужно делать с кадрами на Донетчине?

— Вы знаете, я достаточно внимательно слежу за ситуацией, которая складывается не только в Донецкой области, но и во всей Украине в целом. На основании этого могу сказать, что у нас сегодня нет такого региона, в котором не было бы кадровых проблем. Это — реальность: люди, которые много сделали для победы, вдруг не получили каких-то желанных бонусов и потому протестуют. Но, на мой взгляд, в Донецкой области кадровый вопрос решался более демократично, чем везде. Была создана кадровая комиссия с участием партий, которые поддержали на выборах Виктора Ющенко, с участием представителей облгосадминистрации, научных кругов, которые должны были прежде всего смотреть на профессионализм предложенных кандидатов на должности. И все назначения прошли через кадровую комиссию. Это было живое общение, обсуждение, и сказать, что губернатор сам, не принимая во внимание мнение общественности, принимал какие-то решения, на мой взгляд, нельзя. Как раз наоборот: ни один человек, кандидатура которого была предложена, а он не прошел через кадровую комиссию, не был назначен в администрацию. Я лично интересовался ситуацией, я запрашивал данные по районам, из которых явствует, что во главе многих районов стоят представители «Нашей Украины», «Батьківщини», СПУ, партии «Захисників Вітчизни», ПППУ и др. То есть присутствует вся палитра! Но акцент, повторюсь, делался все же не только на эту палитру, но и на профессиональные качества кандидатов. Результаты работы администрации тоже очевидны. Президент ставил перед нами задачу раз в квартал подводить итоги деятельности обладминистрации по целому ряду параметров. И вот по этому ряду параметров, в первом квартале мы занимали 12 место в Украине по общим оценкам, а сегодня мы занимаем уже седьмое место. Конечно, мы должны занимать более высокое место. И все же положительная тенденция налицо.

— Во время так называемого «кадрового скандала» многие представители «Нашей Украины» «своими людьми» считали только двух человек у власти — вас и вашего коллегу Александра Братанова. Насколько вы ощущаете себя «своим» для этой силы? Чувствуете ли вы сейчас себя в команде — команде губернатора?

— Возможно, мои слова прозвучат не совсем корректно, но все же я должен сказать, что я никогда не ощущал себя «оранжевым». Я — социалист, я придерживаюсь немножко другой идеологии… Да, я участвовал в тех событиях, которые происходили. Да, моя партия поддержала Виктора Ющенко. Да, я провел на Майдане три недели, будучи полевым командиром, и уехал я оттуда 8—9 декабря, когда был уверен, что революция победила. Я через это прошел. Но сказать, что я сейчас себя чувствую «оранжевым» или там «красным» я не могу. Наверное, все-таки больше «рубиновым» — цвет социалистов. А насчет того, чувствую ли я себя членом команды, то тут я тоже должен высказать несколько крамольную мысль: когда ты приходишь на высокий пост, то тебе надо отвечать за какие-то конкретные вопросы. И в данном случае ты мало вспоминаешь, что ты — представитель победившей стороны. Я не считаю, что здесь работает какая- то старая команда. Есть новая команда, которая занимается решением новых проблем. И если бы мы не сотрудничали между собой, то мы бы давно провалились, и нас всех уже поменяли бы. Три месяца моей работы здесь показали, что если мы хотим нормального развития Донецкой области, то мы вынуждены находить взаимодействие по многим вопросам.

— Выступая на Донетчине, Президент озвучил мысль, что формулой стратегического успеха Украины является взаимопонимание, единство и партнерство. В этих же понятиях, если можно так выразиться, заложена формула счастливой Украины. А какова, по-вашему, формула счастливой Донетчины?

— В общем-то, все эти три составляющие актуальны и для Донбасса. Я бы только добавил к этому уважение. Нравится это кому- то или нет, но Донецкая область привыкла испытывать уважение — к ее потенциалу, к ее людям, которые работают зачастую в достаточно трудных условиях… И с другой стороны, Донецкая область — реальный локомотив промышленности сегодня. И уважение к этому потенциалу — это то, чего хотелось бы сейчас жителям Донбасса. И еще важно, чтобы мы, живя в Донбассе и уважая сами себя, все же жили по принципу верховенства закона. Тогда у нас все получится.

Анна ХРИПУНКОВА, «День»