newspaper
flag
УкраїнськаУКР
flag
EnglishENG
flag
русскийРУС
img

Тележурналист «5 канала» Роман Скрыпин: «Каждый день в 8 утра Порошенко начинает рассказывать, о чем я должен говорить в эфире."

768
Тележурналист «5 канала» Роман Скрыпин: «Каждый день в 8 утра Порошенко начинает рассказывать, о чем я должен говорить в эфире.'

«5 канал» получил в Вашингтоне приз ОБСЕ «За Журналистику и Демократию»

Видео дня

Еще не так давно, на заре нашего неза­висимого государ­ства, объяснить за границей темным и некомпетентным лю­дям, что такое Украина, можно было только при помощи «Динамо» (Киев). Если тусовка подворачивалась более-менее интеллигент­ная, на помощь приходил Тарас Шевченко или Александр Довженко. Хотя риск остаться непонятым все равно присутствовал.

И вот прошло совсем немного лет, как из унылой советской республики Украина пре­вратилась в симпатичный брэнд. Неожи­данно для всех и для себя мы прорубили ок­но в мир и не только благодаря своим спор­тивным достижениям.

Хотя, по большому счету, все наши ос­новные победы затмила президентская предвыборная кампания, она же «помаранчевая революция», о которой сегодня знают даже дикари племени умба-юмба. Поэтому, когда в последнем блокбастере Стивена Спилберга «Война миров» внезапно проз­вучало: «Украина погрузилась во мрак» (а речь в кино, между прочим, идет о далеком и страшном будущем), я поняла, что мы таки порвали всемирный рейтинг.

И вот очередное победное очко. На этот раз его принесли державе не поверите кто. Журналисты! Удушливым июльским днем в маленьком, но славном городишке Вашингтоне «5 канал» Украинского телевидения в лице молодого и отважного Романа Скрыпина получил 10-й ежегодный приз ОБСЕ «За Журналистику и Демократию».

Я не стану подробно объяснять, за что «5 каналу» дали приз. Чтобы не быть совсем уж голословной, уточню: дали за журналис­тику и демократию — понятия, до недавне­го времени считавшиеся в нашей стране взаимоисключающими.

Сегодня уже скучно говорить о том, что революция, о которой никто никогда не подозревал, вершилась не на Майдане, а в мозгах. И когда перемены зацепили одну из самых безнадежных сфер — печатную и непечатную прессу, а журналисты стали ухо­дить с насиженных мест, оставаться без за­работка и отказываться от эфиров; когда на выхолощенном до предела, до маразма, до полного безобразия «українському телебаченні» возник продукт с парадоксаль­ным названием «канал чесних новин», Ро­дина впервые удивила меня по-настояще­му.

Я, идеологически безграмотная и бес­предельно далекая от политики девушка, которую наш несостоявшийся президент смущал в первую очередь феноменальным количеством орфографических ошибок в одном слове, судила о положении страны по лицам ведущих «5 канала».

Каждое утро, нажимая одну и ту же кноп­ку пульта, я напряженно вглядывалась в Вересня, Шевченко и Скрыпина, пытаясь уга­дать, что меня ждет в этой жизни. Привычка не верить на слово, к сожалению, так быст­ро не проходит.

В прошлом году приз ОБСЕ (Организа­ция по безопасности и сотрудничеству в Европе) достался россиянке Анне Политков­ской за ее сенсационные материалы о Чеч­не, в нынешнем — украинскому «5 канал», спровоцировавшему революцию в стране и в профессии и явившему собой, по мнению Президента парламентской Ассамблеи, конгрессмена Алей Хастингса, «пример журналистской работы».

По случаю победы «5-й» дал пресс-кон­ференцию, транслировавшуюся в прямом эфире, где принимали участие как телезри­тели (по интернету), так и приглашенные журналисты (в студии).

Добрую половину телезрителей волнова­ло в основном то, как «5-й» собирается осваиваться в условиях нарастающей конкурен­ции и существовать в новом формате, «когда фейерверки закончились». На что герой дня шеф-редактор канала Роман Скрыпин заме­тил, что существовать они собираются хоро­шо: «феєрверки нам не потрібні. Нам потрібне нормальне життя». А по поводу конкурен­ции — так у «5-го» пока никаких конкурентов нет. Он по-прежнему единственный сугубо информационный канал, насыщающий зри­телей новостями, и никаких изменений в этом отношении не предвидится. Вообще, Скрыпин, как человек словоохотливый, поч­ти полностью забил собой эфир, отвечая на подавляющее большинство вопросов. А во­просы были разные.

Многих продолжает беспокоить загадоч­ная фигура Петра Порошенко, формально­го хозяина канала. Дескать, если у канала есть владелец, то о какой независимости может идти речь? Кроме контактов с Поро­шенко, «5-му» вменяли в вину бесцеремон­ное поведение некоторых журналистов с гостями, предлагали телеведущим поменять имидж и исполнить оранжевый гимн «Разом нас багато» прямо на пресс-конфе­ренции.

Но, пожалуй, самым интересным вопро­сом, за который вполне можно дать какой-нибудь приз, стал вопрос о том, работает ли «5-й канал» по темникам? Слово для от­вета вновь взял Скрыпин. «Кожен день о восьмій ранку, — задумчиво изрек Роман, — Порошенко приходить до студії, сідіє поруч зi мною i починає розповідати, про що я повинен казати в ефрі. Потім приходить Томенко... Потім... Та всі приходять!».

Напомню, что легендарный темник впер­вые обнародовал другой журналист «5 канала» Андрей Шевченко, показав его с пар­ламентской трибуны. Да и сам «канал чес­них новин» в свое время возник благодаря настойчивой инициативе Шевченко и Скры­пина, оставивших предыдущие места рабо­ты из-за политического давления.

Увы, больше Шевченко на «5-м» не рабо­тает. Ушел Вересень. Безусловно, это заметная потеря для канала, но не для телеви­дения в целом. Судя по всему, оно продолжает развиваться, и если Вересень с Шев­ченко востребованы в других местах — это нормальная динамика живого организма.

Сегодня «5 канал» уже не единственный, кто хочет вести «чесн1 новини». За день до торжественного мероприятия на «5-м» со­стоялась презентация теленовостей «Пер­вого Национального» — канала, за послед­ние годы чем себя только не дискредитировавшего... Однако с приходом в феврале 2005-го нового президента народного де­путата Тараса Стецькива на «Первом» нача­лись принципиальные преобразования. В результате часть коллектива ушла, часть осталась, появился новый костяк, куда, кстати, вошел Андрей Шевченко, ставший вице-президентом НТКУ, полностью изме­нился дизайн студии и, что самое главное, подача материала.

Новости наконец-то будут рассказывать не пригожие чтецы-декламаторы, несшие тяжкое бремя ответственности исключи­тельно за произношение и ударение в сло­вах, а журналисты, сами разрабатывающие свои сюжеты и репортажи. В общем, сегод­ня у «Первого» много агрессивных планов, а основная цель — вывести канал в тройку лидеров, постепенно превратив его в на­стоящую визитную карточку отечественно­го телевещания.

А то, что наше телевещание становится амбициозным, ярким и креативным, однозначно. Правда, пока это относится лишь к информационным программам. Что же касается культурно-развлекательных... Не то чтобы их уровень оставлял желать лучшего. На мой взгляд, слово «уровень» примени­тельно к тому, что вываливает на нас голу­бой экран в смысле развлечений, вообще неуместно. И если, как уверяют кем-то со­ставленные рейтинги, спрос диктует пред­ложение, а украинские культурные про­граммы полностью удовлетворяют укра­инские культурные запросы, то очень может быть, что безумный Спилберг не ошибся со своими отвратительными прогнозами.

И последнее. «5-й канал» не просто по­хвалили в Америке. Ему дали 20 тысяч дол­ларов. На всякие нужды. Так сказать, мате­риальный эквивалент морального удовлет­ворения. В свою очередь «5-й» решил рас­порядиться деньгами с размахом — отдать их в качестве стартового фонда для основа­ния ежегодной журналистской премии. Причем премия предусматривается исключительно для будущих акул пера — студен­тов, аспирантов и тех, кто не более года за­нимается этой ужасно прекрасной профес­сией.

Естественно, у премии должно быть на­звание, и мне кажется, пока у нас есть толь­ко один человек, именем которого стоит назвать премию, предназначенную для на­чинающих журналистов. Сейчас фамилию этого человека вы можете смело упоми­нать на Западе, если хотите почувствовать себя украинцем. Можете упоминать, если вместе с гордостью вас не затопит стыд за свою страну. К слову, Украина уже второй раз получает премию ОБСЕ. Первым, в 2001 году, ее получил Георгий Гонгадзе. Посмертно.

Юлия ПЯТЕЦКАЯ, «Бульвар Гордона»