УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Первый помощник Президента Александр Третьяков вернулся в родную стихию. Про нефть

1,1 т.
Первый помощник Президента Александр Третьяков вернулся в родную стихию. Про нефть

- Сколько будет стоить бензин?

- Цены на бензин регулируются налогообложением внутри Украины. Если возьмёте шкалу цены топлива, допустим, в Европе и Украине, то у нас оно гораздо дешевле. Топливо у нас и будет гораздо дешевле, потому что регулируется налогообложением, регулируется, извините, уровнем заработной платы, уровнем энергоносителей, электроэнергии. То есть это те составляющие, которые складывают себестоимость нефтепродуктов. Мы вернули сейчас акциз, который был ранее, это EUR60 -на бензин и ELJR30 - на дизтопливо, то есть не Президент административно устанавливает цены. Эти налоги, которые мы вернули, соответствуют той цене и той экономике, чтобы оставить бензин по 3-20, ну, плюс-минус какой-то процент, потому что вообще это неправильно принять то, что было сказано ранее: вот 3-20 и точка. Извините: из Лисичанска везти топливо в Луганскую область или в Киев - это не так просто. Мы всегда говорили о том, что должен быть какой-то люфт, там плюс-минус какой-то процент.

- Как в дальнейшем будет складываться ситуация на рынке нефтепродуктов?

- Рыночно. Рыночно будет складываться. Мы не повезём ливийскую нефть сюда - нам это экономически невыгодно. Мы можем договориться с теми же россиянами о том, что мы им отдаём нефть, допустим, па Средиземном море, а они нам - свою из России, но это уже не российская нефть. Да. происхождение будет из России, но не надо будет рассчитывать по их цене, а мы будем вести свои взаиморасчёты, и это будут просто их поставки сюда.

Велись переговоры с Ираком, потому что Украина участвовала в миротворческой миссии. На самом деле, преимущество того, что сейчас есть на рынке, - возможность альтернативных поставок нефти в Украину. Такие поставки могут быть только тогда, когда в Украине будут потреблять нефть и другие энергоресурсы по мировым ценам. Ни один собственник никогда сюда не будет гнать свою нефть, если ему это экономически невыгодно. Да, он может дать какую-то политическую скидку, но принципиально сюда может пойти альтернативная нефть только в случае соответствия рынка Украины и цены на нефть мировым расценкам. Как только мы соскочим с этого «крючка» России, что у нас там на 5% дешевле - в условную величину, то сможем ввозить сюда другую нефть. Это нужно понимать.

- Ваше мнение по поводу передачи «Укрнафте», более 40% акций которой принадлежит группе «Приват», государственных пакетов акций трёх НПЗ?

- Ну, знаете, должен быть баланс, Когда есть государство и есть акционер, нужно садиться и договариваться, потому что тут все в правах собственности уравнены. Если это 100-процентно государственное предприятие, то у менеджера этого государственного предприятия слишком большое искушение, очень большие деньги. Тогда частный акционер регулирует действия генерального менеджера, и наоборот, государство регулирует как акционер действия этого менеджера в части спекуляций -государство не даёт спекулировать частному акционеру. Это тот баланс, который мне кажется правильным. Это будет акционерное общество, и акционер будет получать свои дивиденды. Пожалуйста, давай вместе контролировать предприятие, чтобы оно работало рентабельно, и получать свои дивиденды. Но то, что здесь есть 51% государства, не даёт возможность «Привату» спекулировать на рынке.

А что касается «Привата», я уверен, что если, допустим, действия акционера будут направлены против государства, значит, государство будет бороться с ним какими-то законодательными актами. Например, принятием закона, где созыв собрания легитимен при 50% плюс одна акция, в отличие от того, что есть сегодня - 60% плюс одна акция. И тогда всё станет на свои места. То есть это просто регуляторный механизм государства, но не путем декларирования, что цена такая-то, а путём законодательным: ребята, ведёте себя так - тогда нормально. Это и есть тот регулятор на рынке.

Если вдруг акционер, который есть в «Укрнафте», ведёт себя неадекватно по отношению к государству, блокирует собрания, ещё что-либо делает, мы тогда примем закон - 50% плюс одна акция нужны для проведения собраний, но в рамках только тех предприятий, где есть госпакеты. При этом не надо принимать целый закон: изменить всего одну строчку, дополнить закон, который действует.

- На каких НПЗ государство может получить контрольные пакеты акций?

- Те договорённости, которые сегодня есть, - я думаю, что Дрогобычский и Надворнянский заводы. Сейчас у нас там 25% плюс одна акция. Но, на самом деле, эти пакеты не работающие, они никак не влияют на менеджмент. Они влияют только лишь на изменения в уставе. Ну, будем мы менять устав - а дальше что? Этот пакет, который будет у государства, сегодня не работает. Его надо либо продавать, либо докупать -он никак не влияет на рынок! Мы говорим, что будем докупать.

- Будет проведена допэмиссия или государство приобретёт ранее эмитированные акции?

- Договорным процессом.

- А они готовы продавать?

- Да. По нашим оценкам, мы будем владеть 40-45% розничного и нефтяного рынка Украины.

- Каким образом?

- А вы посчитайте: Надворная и Дрогобыч перерабатывают в сумме порядка 4 млн. т нефти. Кременчуг перерабатывает где-то порядка 10 млн. т нефти. Мы берём половину Кременчуга - пять (млн. т) и туда добавляем четыре (млн. т) - получается девять (млн. т). Украина перерабатывает 22 млн. т нефти. Мы говорим о том, что та ситуация, которая была ранее на рынке, нас - Президента Украины и команду Президента - не устраивает. Мы говорим о том, что надо этот рынок регулировать. И когда «ТНК», «Лукойл», кто-либо будет думать о спекуляции, тогда здесь мы выбрасываем свой товар и сбиваем цены, и не путём регуляторной политики Минэкономики.

- Ваше мнение по поводу инициативы правительства построить в Украине новый НПЗ в Одессе?

- В том, что говорит Юлия Владимировна, есть смысл. Украинские заводы не могут перерабатывать «лёгкую» нефть - наши заводы основывались и ориентировались на российскую «тяжёлую» нефть. Но если уже Украина получит в собственность нефтеперерабатывающие заводы, будет свой контрольный пакет акций, их нужно усовершенствовать. Допустим, построить там гидрокрекинг - более глубокую переработку на этих заводах. То есть я понимаю - Юлия Владимировна имела в виду, что нужно усовершенствовать заводы, потому что строительство абсолютно нового завода с нуля - это долгий технологический процесс, это экология. Это очень важная проблема.

Потом, наши украинские заводы загружены на 35-40% своих мощностей. То, что они технологически устаревшие, - это правда. Они строились в советские времена - такие себе «мазутоварни», В Советском Союзе был такой бизнес: производили много мазута, который отправлялся в Италию на поддержку коммунистической партии. Оттуда ехали апельсины, то есть это была очень сложная схема, поэтому эти заводы строились с применением такой технологии.

Время идти вперёд, и то, что всё это нужно модернизировать, - абсолютно верно. И об этом, в первую очередь, сказал Президент Украины на своей встрече с нефтяными компаниями: что нужно для поддержки в модернизации заводов - государство этому будет способствовать. Потому что если собственник вложит деньги в модернизацию, значит, он будет вынужден сюда же поставлять свою же нефть, иначе зачем он потратил деньги?

Украина своей географией располагает к тому, чтобы стать достаточно серьёзным центром по переработке нефти своими мощностями: это и близость к Европе, и выход на порты. Для этого нужно просто создать условия для работы. В Указе Президента отменили НДС на транзит нефти (подчёркиваю, на транзит - не на ту нефть, которая заходит в Украину), и есть комментарии по этому поводу: почему Украина должна брать НДС с транзита? Да наоборот: государство должно быть заинтересовано в том, чтобы увеличить транзит. Есть оценки, что отмена НДС позволит увеличить транзит. Это совершенно копеечные потери для бюджета в сравнении с тем, что мы можем увеличить наши транзитные мощности.

Екатерина Андреева

http://gtmarket.ru/