УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Костюм для Каннской церемонии украинский режиссер искал в детском магазине

2,0 т.
Костюм для Каннской церемонии украинский режиссер искал в детском магазине

Костюм для Каннской церемонии украинский режиссер искал в детском магазине, а сценаристка надела свадебное платье

Несмотря на то, что впервые украинский фильм получил заветную пальмовую веточку Каннского фестиваля, украинский зритель в ближайшее время его не увидит — телеканалы пока не изъявили желание показать "Попутчиков" Игоря Стрембицкого.В субботу в Доме кино покажут фильм только для журналистов и членов Союза кинематографистов. Наталья Конончук, сценарист фильма и жена режиссера, рассказала в интервью "Сегодня" о длинном пути к триумфу и о том, как украинских кинематографистов принимали во Франции.

— Наталья, это была ваша идея послать работу Игоря в Канны?

— Мы хотели отправить фильм просто на какой-нибудь фестиваль. Мы послали одновременно на несколько фестивалей — в том числе в Канны, Карловы Вары, на небольшой фестиваль молодежного кино в Тбилиси. В Канны мы очень спешили, так как уже заканчивались сроки приема заявок. Утром я побежала на почту и послала фильм на DVD. Через две недели получила письмо, что наш фильм получили, ждите результата. Еще через некоторое время пришло приглашение.

— У вас, кажется, были проблемы со звуком?

— Мы прислали им видеоверсию, так как у нас не было копии. Буквально за неделю до фестиваля мы заканчивали фильм: доработали звук, напечатали копию (первая копия была с бракованным звуком), в конце концов приличную копию мы отослали на титрование французским языком, которое делается в Париже. Перед самой поездкой нам позвонили и сказали, что фильм был представлен на пресс-показе с ужасным звуком. Пришлось взять с собой магнитную пленку со звуком: вот так на фестивале на пленке было изображение, а на нашей магнитной — только звук. Удивительно, но к нам с нашими проблемами отнеслись с пониманием. А вообще, на этот фестиваль привозят качественные копии.

— Ваши первые впечатления от Канн.

— Ощущение такое — наше общее с Игорем — что мы побывали в сказке. Мы ведь никогда не были во Франции и на фестивалях. Очень красивая природа и архитектура, и люди нам показались светлыми и отзывчивыми. Нас поселили в маленьком двухэтажном частном отельчике "Вандомм" практически в центре Канн — к фестивальному дворцу всего лишь десять минут пешком. Было такое впечатление, что мы снимаемся во французском фильме — атмосфера, старинное здание отеля — XIX век, красивые комнаты, винтовые лестницы...

— У вас были финансовые проблемы?

— Да, фестиваль оплачивал только проживание режиссера. Поэтому поехать в Канны, сделать субтитры, оплатить рекламные буклеты помог канал "1+1" — примерно $2,5 тысячи.

— Вы обращались в Минкульт?

— В первый же день я пошла с письмом, и мне сказали, что денег на дорогу нет. Что касается остальных трат, предложили изложить все на бумаге и бросить в почтовый ящик канцелярии. В понедельник ответа я так и не получила, поэтому обратилась в "1+1". Во вторник из Минкульта позвонили и предложили профинансировать нашу поездку, но мы отказались, так как договорились уже о финансировании.

— Когда вернулись, вам звонили из Минкульта с поздравлениями?

— Да, еще в Каннах нам позвонил Николай Томенко и Оксана Билозир.

— Фильм "Попутчики" практически никто не видел, а те немногие критики, которым это удалось, ограничиваются в интервью банальными фразами типа "большое искусство" и "оригинальный подход". О чем все-таки фильм?

— Это сложно, фильм без сюжета как такового, в нем много героев, несколько линий. Одна из них — дом ветеранов сцены в Пуще Водице, другая — психоневрологический интернат. Фильм атмосферный, эмоциональный.

— Это фильм о ненужных людях?

— Можно и так сказать — о ненужных людях. В фильме использован прием намеренного брака. Когда делали монтаж, предложили брак вырезать, но преподаватель Игоря Сергей Буковский сказал: "Да зачем? Ведь весь фильм о браке!" Это грустный фильм, но без пессимизма.

— Какие сюжеты были у ваших конкурентов?

— Например, венгерский фильм — о нелегалах, пытающихся перейти границу. Был психологический фильм о смерти, американский — о семейных отношениях, о том, как постепенно теряется свежесть чувств. Английский фильм — почти детективная история — о том, как человек ищет самого себя.

— В техническом плане была большая разница между вашим фильмом и остальными?

— Огромная! Все, кроме нашего, были качественными. Кроме того наш единственный был черно-белым. Для "Попутчиков" это неплохо, подчеркивает идею, но если посмотреть объективно, отстраненно, то пленка вся в царапинах, старая, это видно. Будто бы фильм сто раз в кинотеатре прокрутили. Вот так это выглядело. В свое время Игорь получил на фильм три коробки пленки — на 30 минут. Позже выяснилось, что в одной — полностью брак, а в двух других — пленка не цельная, а кусочками. Большинство студентов снимают на такой.

— Сколько фильм стоил?

— 15 тысяч гривен. При этом мы получили не все деньги, часть из своих пришлось докладывать.

— Как выглядит ваша награда?

— Многие думают, что это золотая ветвь. На самом деле ветвь не дается короткометражникам, а только победителям в игровом кино. У нас — свиток, на котором тиснением нанесена Золотая пальмовая ветвь и написано имя победителя. А внизу — подписи руководства фестиваля.

— Расскажите о церемонии награждения.

— Игоря награждали первым. Награду ему вручал Эдвард Янг — председатель жюри короткометражных фильмов. Когда Игорь услышал свое имя, он подскочил и выбежал на сцену.

— Кого из знаменитостей видели?

— Фанни Ардан — такая красавица! Эмир Кустурица был чем-то все время озабочен и смущен. Наверное, он до сих пор не привык к пафосным церемониям. Потом была вечеринка и официальная фотосессия с победителями. Вечеринки у них — это просто тусовка, без сценариев, с шампанским, фуршетом, общением. А вечером был удивительный фейерверк на полчаса! Под музыку "Восемь с половиной". Целых полчаса не повторялись вспышки на небе, и люди даже плакали.

— У вас наверняка была еще одна проблема — выбор одежды.

— Да. На фестивале мужчины обязаны быть в смокингах, а женщины — в вечерних платьях. И если с платьем проще — надела любое нарядное и все, то с костюмом пришлось повозиться. У Игоря его не было, поэтому в Киеве мы оббегали все магазины в поисках. У Игоря очень маленький размер, поэтому во взрослых отделах нас посылали в детский, в детском, конечно, костюма не оказалось, и нас снова отправили во взрослый. В конце концов, купили — на церемонии награждения Игорь был в черном костюме, черной рубашке и черном галстуке. А я была в белом — одела свое свадебное платье. Женщина из отеля, которая гладила нам одежду, сказала, что платье очень простое, но элегантное.

— На пресс-конференции журналисты о чем вас спрашивали?

— Вопросов не было вообще. Вы знаете, короткометражная программа вызывает меньший интерес, чем основная, где игровое кино. Гости и журналисты интересовались звездами.

— Там знали, что это за страна такая — Украина?

— Многие расспрашивали о ее ландшафтах, о людях. Некоторые слышали о последних событиях в этой стране, были и такие, которые мало что знают об Украине. Но с Россией ее уже никто не путал, как это бывало раньше.

Дарина Хаевская, "Сегодня"