УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

А судьи кто? , 28 марта 2005

630
А судьи кто? , 28 марта 2005

Именно туда направили свое конституционное представление полсотни депутатов от Партии регионов и СДПУ(о), считающие, что полномочия новосозданного Совбеза выходят за рамки Основного закона.

Сам по себе этот факт не может не радовать: юридические и политические вопросы такой важности как раз и должны решаться в КС, а не в Администрации Президента, как это было раньше. С другой стороны, до недавних пор Конституционный Суд не был независимым судебным органом, в основном принимая решения, выгодные власти. Поэтому предугадать, каким будет решение суда относительно полномочий Совбеза, сложно.

Интересно другое: по данным «Обозревателя», организационную работу с судьями Конституционного Суда ведет никто иной, как Секретарь Совбеза Петр Порошенко. И результатом такой работы может стать не только положительное для Совета безопасности решение КС и закрепление раздутых полномочий СНБО в наивысшей судебной инстанции. Петру Алексеевичу вполне по силам развить свой успех и с помощью формальных или неформальных рычагов добиться через Конституционный Суд еще большего расширения полномочий Секретаря Совбеза путем… отмены политреформы.

Напомним, что со дня принятия парламентом закона о внесении изменений в Конституцию против этого выступила только Юлия Тимошенко. Причина такой позиции лидера БЮТ была понятна: на тот момент политреформа вполне могла стать спасением режима Кучмы, реализацией сценария «Кучма-3». Но сегодня в политической жизни страны места для Кучмы не осталось, режим пал, а вопрос политреформы для Украины остается очень актуальным. К тому же принятие политреформы было компромиссом разных политических сил, и он разрушается отменой политреформы.

Но почему тогда аннулированием политреформы озадачен Петр Порошенко? Объяснение может быть одно: похоронить реформу выгодно только тому, кто хочет узурпировать власть, подобно «раннему Дмитрию Табачнику». Помните крылатую фразу экс-координатора парламентского большинства Карпова: «Кто такой Кучма? Это человек, работающий Президентом в Администрации Димы Табачника». Уж не на роль ли нового Табачника претендует Секретарь Совбеза?

Фактически, часть президентских полномочий уже передается в СНБО (чем и обусловлено конституционное представление депутатов). Администрация Президента, сменившая вывеску, не имеет прежней силы, а основные полномочия госсекретаря Зинченко проявляются в ношении портфеля за главой государства. И пока Виктор Ющенко исполняет свои прямые обязанности и подолгу находится в зарубежных рабочих поездках, Петр Алексеевич Порошенко, пользуясь доверием Президента, имеет соблазн объединить под своим крылом полномочия Совбеза, Администрации Президента да и самого Президента Украины. Но вступление в силу политреформы перечеркнет все эти потуги… Значит, политреформа невыгодна в первую очередь Петру Порошенко.

Если допустить, что усилия секретаря Совбеза не пропадут даром, и Конституционный Суд признает нелегитимными изменения в Конституцию – страна получит медвежью услугу. И дело даже не в новом распределении полномочий между ключевыми органами власти или между центром и регионами. Проблема в том, что политреформа принималась «в пакете» с избирательными законопроектами, что и позволило провести переголосование второго тура выборов Президента. Поэтому, признав принятие политреформы нелегитимным, Конституционный Суд даст серьезный козырь Партии Регионов и СДПУ (о): у противников Ющенко появится формальный повод оспорить законность «третьего тура» и избрания Президента. Не стоит забывать о том, что решение о проведении третьего тура принимала Палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, но ведь есть еще Пленум ВС…

Наконец, отмена политреформы негативно скажется и на международном авторитете Украины. Вряд ли Брюссель, Лондон или Берлин поддержат такой шаг. Ведь, критикуя политреформу раньше, европейский политикум негативно воспринимал не сами по себе изменения в Конституцию, а возможность сохранения власти режимом Кучмы. Сейчас ситуация изменилась, и реформирование властной вертикали в Украине Евросоюз однозначно поддерживает. Шаг назад в украинской политической реформе Европа просто не поймет.

Безусловно, с юридической точки зрения предсказать судьбу политреформы тяжело, и процесс рассмотрения дела в Конституционном Суде вряд ли будет простым. Но политически для страны было бы лучше сохранить статус-кво. Украина пережила достаточно потрясений и вышла из них более-менее цивилизованно.

Роман ПЕТРЕНКО