Как Шолохов боролся с цензурой
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber . Не ведитесь на фейки!

«Шолохов».
Издательство «Молодая гвардия»
В год столетия со дня рождения Михаила Шолохова издательство выпустило биографию писателя в серии «Жизнь замечательных людей». На нашей «Книжной полке» книгу и ее героя представляет ее автор - Валентин ОСИПОВ, лауреат Всероссийской Шолоховской премии, бывший главный редактор «Молодой гвардии». С помощью архивных документов он старается доказать, что Шолохов вовсе не был жрецом соцреализма, каким преподносят его что прежние политизированные учебники, что нынешние политконъюнк-турщики.
Отказы быть «номенклатурой»
Из письма Шолохова жене (1926 год): «Сегодня я утвержден отделом печати ЦК ВКП(б) на должность зав. лит. - худож. отделом ЖКМ («Журнала крестьянской молодежи»). На 2-й день работы признается опять же в письме жене - «опупеваю» от потока графомании: «Ни таланта, ни грамотности, ни элементарного понятия о литературном творчестве, а один только «писательский зуд»... Изволь им разжевывать, что у них плохо и почему плохо...» И вскоре покинул журнал.
Ответ Шолохова секретарю ЦК партии Жданову, когда выслушал пожелание Сталина стать генеральным секретарем Союза советских писателей (1946): «За предложение спасибо. Но дело вот в чем. Через три часа отходит поезд на Ростов, и я уже взял билет...»
Мнения вождей
Сталин: «Знаменитый писатель нашего времени тов. Шолохов допустил в своем «Тихом Доне» ряд грубейших ошибок и прямо неверных сведений...»
Хрущев о «Поднятой целине»: «Ох, Михаил Александрович, лукавый ты человек. Вспомни, как беднота кулацкое имущество делит. Вроде вот тебе сочувствие бедным, а подумать, так ты заложил все объяснения нашей беды в колхозах. Умелых уничтожали, а неумехам где же страну накормить».
Брежнев о романе «Они сражались за Родину». Из свидетельств Шолохова: «Послал я Брежневу рукопись... Там несколько страниц о Сталине. Подумал, что посоветоваться не помешает. Жду неделю, жду месяц, жду третий...» Дополнения дочери писателя: «И вдруг в «Правде» появляется отрывок из романа, изуродованный «правкой» кого-то из «редакторской команды» Брежнева... Спорить было бесполезно, и работать над романом дальше невозможно». Доподлинно известно, что писатель в порыве протеста сжег новые главы.
Атаки литкритики
1927год. Вл. Ермилов, один из столпов партийной критики, о рассказах Шолохова:
«Отклонение от стиля пролетарской литературы...»
1928год. Шолохов о том, как отнеслись к рукописи «Тихого Дона» издатели: «Замахали руками, как черти на ладан: «Восхваление казачества! Идеализация казачьего быта! И все в этом роде».
1930год. Из речей на ком-фракции РАППа: «Возьмите Либединского и Шолохова. Можно их объединить? Вы чувствуете у Либединского, даже, когда он ошибается, что это ошибки коммуниста... У Шолохова вы видите, что это элемент переделывающийся, крестьянский или казачий, что идеология его другая, не ваша».
Требования политцензоров
1931год. Из письма Шолохова о «Тихом доне»: «Получил я письмо от Фадеева по поводу 6 части... Предлагает мне сделать такие изменения, которые для меня неприемлемы...».
1932 год. Из письма Шолохова о «Поднятой целине»: «Потребовала (редакция. -В. О.) от меня Изъятия глав о раскулачивании. Все мои доводы решительно отклонялись».
Ответом были неоднократные заявления такого вот характера: «Драться буду до конца!» И даже так, вспоминая приговор на казнь народовольцу и космическому конструктору: «Лавры Кибальчича меня не смущают».
Валентин ОСИПОВ, «Комсомольская Правда»
www.kp.kiev.ua