УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Рядом с мэром - гостья из будущего

459
Рядом с мэром - гостья из будущего

Интервью заместителя Черновецкого Ирены Кильчицкой "Газете по-киевски", перепечатанное в ряде Интернет-изданий, вызвало огромный интерес и массу комментариев. Между тем не менее удачно образ неординарной чиновницы – умницы, красавицы, феминистки и мужененавистницы - раскрыт в ее прошлогоднем интервью "Женскому журналу".

"Ирена Кильчицкая — женщина удивительная во многих отношениях. Выглядит студенткой-третьекурсницей престижного вуза, а на самом деле — вице-президент "Правекс-банка" (на момент выхода этого интервью). Постоянно получает предложения руки и сердца, но за 36 лет ни разу не была замужем и вообще считает, что институт брака давно устарел. Называет себя эгоисткой и ничуть этого не стыдится. Когда ей тяжело и хочется опустить руки, то самый мощный стимул — не дать врагам повод для злорадства. Ее девиз: "Идти к цели, не оглядываясь по сторонам, чтобы не отвлекаться, и не глядя под ноги, чтобы не бояться". Что-то в этом есть знакомое, правда? Ирена — типичный персонаж американской "истории успеха", женщина, чувствующая: себя в жестком мужском мире бизнеса как рыба в воде. Таких у нас почти нет, поэтому Ирена смотрится как гостья из постиндустриального будущего.

Опасная девчонка

Под строгим пиджаком у Кильчицкой — майка с Микки-Маусом от Dolce&Gabbana, а резковатые интонации скрадываются мягким произношением шипящих. Когда Ирена училась в младших классах, учителя периодически напоминали ее родителям, что пора отвести девочку к логопеду: в те времена она коверкала чуть ли не половину алфавита. Папа, известный в городе юрист, посмеиваясь, обещал: "Когда моя девочка заговорит, вы пожалеете". В выпускном Ирена, комсорг школы, пророчество осуществила. Комсомольцы объявили День самоуправления, учителя встали на дыбы, главную зачинщицу вызвали на партбюро. Произнеся дерзкую речь, она вышла и громко хлопнула дверью. "Вы даже не представляете, как ваша девочка разговаривала на партбюро!" — жаловался папе директор. "А я вас предупреждал! — без всякого сочувствия отвечал Кильчицкий, прекрасно знакомый с характером дочери. — Скажите спасибо, что мы не водили ее к логопеду и не ускоряли этот процесс".

Когда она положила в стол рекомендацию ЦК ЛКСМУ и вместо дневного отделения юрфака поступила на вечернее, чтобы иметь возможность зарабатывать, родители не возражали: они знали, что это бесполезно. Сначала она возила из Турции и Югославии одежду и торговала ею на рынке; через пару лет на нее уже работали продавцы и поставщики. Лихо управляя новенькой перламутровой "восьмеркой", третьекурсница приценивалась к иномаркам. Она точно знала, что ее жизнь с каждым днем будет становиться все лучше и лучше, потому что она, Ирена Кильчицкая, этого достойна.

И дело было не только в красивых вещах, которые ей хотелось купить. Ирене доставлял удовольствие сам процесс переплавки энергии и идей в разноцветные бумажки с портретами политических деятелей. Именно поэтому она несколько раз отказывалась принять лестное предложение своего университетского преподавателя, президента "Правэкс-банка" Леонида Черновецкого. Сидеть в кабинете с девяти до пяти, перекладывать с места на место бумажки — да она бы умерла от скуки! Но когда все-таки согласилась, то быстро выяснила, что и в банковском деле ее бешеный напор вкупе с изобретательностью приносит свои плоды.

Прочтя в московской газете рекламное объявление об ипотечных кредитах, Ирена загорелась идеей — в то время в Украине никто кредитованием жилья не занимался. Юристы и финансисты, пытаясь разработать необходимые документы, зашли в тупик. Тогда Ирена позвонила в Москву, представилась потенциальной клиенткой и попросила выслать образцы договоров по факсу. "Нет, — сказали ей, — приходите на прием". Она взяла день за свой счет и полетела в Москву. В банке, сияя улыбкой и бриллиантовым колечком, рассказала, что собирается переехать в российскую столицу, так как вышла замуж за москвича, и планирует купить квартиру в кредит. "Договоров никому на руки не давали, но я их убедила, что мне совершенно необходимо показать контракт адвокату, и вышла из кабинета с пакетом документов в двух экземплярах, которые мы потом "подогнали" под украинское законодательство", — говорит она с гордостью шахматиста, элегантно решившего сложный этюд.

В этот момент секретарша сообщает по интеркому, что для Ирены Реонольдовны доставлена посылка. Ирена, которая во время интервью не отвечала на многочисленные телефонные звонки, посылку требует принести немедленно. Это оказывается... модный и явно очень дорогой пояс из крокодиловой кожи, с пряжкой в форме ящерицы из кристаллов Сваровски. "Правда, красиво? — по-детски радуется Ирена, любуясь поясом. — Это мне подруга из Парижа привезла, так я не утерпела и попросила сразу прислать шофера сюда". Не выпуская подарок из рук, она подписывает бумаги, принесенные секретарем. По ее размашистому автографу даже начинающий графолог определил бы личность упрямую и чрезвычайно уверенную в себе. Ирена это тут же подтверждает. "У меня три недостатка: я совершенно нескромная, у меня очень хороший вкус... и очень хорошая память. Я помню все: кто и когда приходил, что говорил, какие документы подписывал. Поэтому не стоит пытаться меня обмануть. Это знают все мои подчиненные и клиенты".

О ее стиле руководства говорит один любопытный факт: все ее сотрудницы, несмотря на сидячую работу, стройны и поджары. "Недавно одна из моих начальниц отдела перешла в другой банк. Как-то я ей позвонила, чтобы узнать, как дела, а она пожаловалась, что располнела. Я говорю: "Приходи обратно, мы тебя за месяц в порядок приведем".

Подчиненные прощают Ирене ее беспощадность только потому, что к себе она тоже относится без всякого снисхождения, думает о работе даже во сне. Однажды она, как всегда, поставила телевизор в режим "слип" и задремала. Проснулась с бьющимся сердцем: в одной из областей Украины у коров обнаружена чумка. Приснилось это, или новость сообщили по телевизору в ночном выпуске? Здоровье коров волновало ее, конечно, не само по себе, а в связи с возможными убытками: в залоге под крупный кредит числилось племенное стадо. Едва дождавшись семи утра, она позвонила директору областного филиала и потребовала, чтобы к началу рабочего дня у нее на столе лежали справки от ветеринарных служб о прививках. Ее распоряжение, как всегда, выполнили неукоснительно. К документам директор присовокупил служебную записку: "Уважаемая Ирена Реонольдовна, коров пересчитал и осмотрел лично, справки выслал факсом, фотографии — спецпочтой. Все коровы вам улыбаются".

Хозяйка гостиной в стиле хай-тек

Утром в субботу в своей квартире в самом центре Киева Ирена выглядит еще моложе, чем показалось в первый раз. Волосы собраны в хвост, из-под коротенькой маечки виден загорелый живот с татуировкой в виде ящерицы. Впечатление юности дополняют игрушки: мягкий снеговик, который зимой заменяет Деда Мороза под елкой, и зебра, сидящая на широкой кровати.

В ее уютном светлом жилье все устроено так, чтобы потакать вкусам и привычкам хозяйки. В центре внимания — ее собственный огромный фотопортрет в роскошных мехах и металлическая стойка с нарядами, уже не помещающимися в гардеробной. "Ну ничего, я сейчас строю себе новую квартиру, намного больше этой, там все поместится".

Мы продолжаем экскурсию. Ирена показывает мне свой мини-тренажерный зал, большую сибаритскую ванную с окном, выходящим на Европейскую площадь, косметику, расставленную на полочках: "Я очень себя люблю, поэтому покупаю все самое лучшее. Раньше были Guinot, Shiseido, La Prairie, теперь линия Carita Shiseido. Подруга присылает из Парижа новинки, которых нет у нас в продаже. А косметолога я не посещаю, потому что мне от мамы досталась хорошая кожа, и мне кажется, косметолог может только навредить. В салон я хожу ради СПА, тайского массажа и солярия — пусть говорят, что это вредно, главное, чтобы мне нравилось".

Обратив внимание, что я рассматриваю встроенную кухню, явно дизайнерскую, необычного перламутрово-синего цвета, Ирена смеется: "Однажды моя подруга сидела как раз на вашем месте и смотрела вот так же, а потом как ахнет! Я испугалась, что она заметила пятно, а она говорит: "Боже, у тебя ведь ни одного следа от воды на раковине нет!" Ну да, нет, потому что я тут не готовлю. Если на этой кухне готовить, она ведь испортится, потеряет вид..." — "Зачем же вы ее купили?" — недоумеваю я. "Ну как зачем? — в свою очередь удивляется хозяйка. — Для эстетического наслаждения!"

В холодильнике у нее — десяток видов сыра, разнообразная зелень и фрукты, в шкафчике — целая выставка коробок с разными чаями. Этого достаточно для легкого завтрака, а обедает она в ресторане. Если же захочется чего-нибудь поплотнее или придут гости — вот как сейчас — она звонит в ресторан "Ле Гранд Кафе", в соседнем доме, и заказывает там еду.

С видимым наслаждением лакомясь деликатесами, Ирена то и дело вскакивает, чтобы налить нам какого-то особенного китайского чая с цветами жасмина, "распускающимися" прямо в чайничке, или достать из холодильника красную икру: "У меня ее всегда полно, запасаюсь икрой, как картошкой на зиму. Вообще у меня принцип: если я могу себе это позволить, я себе это позволю. Если на девичнике в Париже нам предлагают шампанское на выбор за двести, четыреста или восемьсот евро, я всегда говорю подругам: "Девчонки, давайте брать за восемьсот, мало ли как жизнь повернется".

Леди Независимость

В квартире Ирены не заметно никаких следов мужского пребывания, кроме многокилограммового букета роз в напольной керамической вазе. Похоже, мужчин сюда пускают редко и ненадолго. "Я вообще-то очень влюбчивая и могу быть романтичной. В юности даже стихи писала. Но с возрастом становлюсь все более прагматичной. Я сформулировала для себя три качества, которыми должен обладать мой мужчина: ум, благородство, умение зарабатывать деньги. При их наличии можно смириться с любыми недостатками.

Сегодня я счастлива, что не завишу ни от одного мужчины. Те, кто способен любить, не умеют зарабатывать. А те, кто зарабатывает, относятся к женщинам недостаточно внимательно. Сплошь и рядом успешные бизнесмены разводятся, чтобы жениться на молоденьких. Их брошенные жены, привыкшие к определенному уровню благосостояния, вынуждены все начинать с нуля. Да зачем вообще нужны мужья, какой от них прок? Если взять, например, моих сотрудниц, то семьи по большей части "тянут" женщины, при этом они еще ведут хозяйство и выслушивает разнообразные упреки мужей. Я, кстати, предпочитаю брать на работу женщин. Они относятся к своей работе как к собственному ребенку, в отличие от ленивых и безответственных мужчин".

Ирена берет со стола журнал с фотографиями смеющейся Джулии Роберте в объятиях своего молодого мужа, малоизвестного оператора. "Вот спрашивается, что она в нем нашла? Бездельничает, пьет, изменяет ей... Могу поспорить, что через год он с ней разведется и еще вытребует через суд половину ее состояния".

Теперь ясно, почему все отношения с противоположным полом бизнес-леди ограничивает романами, в которых каждое из двух действующих лиц имеет четко очерченную территорию. Со своим нынешним бойфрендом Франко, отпрыском франко-итальянской аристократической семьи, Ирена познакомилась в парижском ресторане. Они проводят вместе праздники, иногда — уикенды, ездят на Лазурный берег и на альпийские горнолыжные курорты. "Мне уже не 17 лет, когда каждую минуту требуются подтверждения любви со стороны избранника. Поэтому мне все равно, как он живет, пока не видит меня, зато и я могу встречаться с кем угодно".

Ирену привлекают красота и галантность ее французского друга, манеры и чувство юмора, а также обеспеченность, но замуж за него она не собирается, даже если последует такое предложение. "Я всем довольна, меня устраивает мой возраст, положение, планы на будущее, я не хочу ничего менять. Ни один мужчина из тех, кого я знаю, не соответствует моему идеалу. Поверьте, я провела самое тщательное исследование рынка женихов. Так что все силы я собираюсь отдавать своей работе. Если уж быть не совсем счастливой, то лучше с деньгами, чем без".

Впрочем, есть одна уступка, которую вице-президент банка готова сделать своей женской природе. Она мечтает иметь детей, лучше двух. Но и к материнству проявляет рациональный подход. "Дети не повлияют на мою свободу, ими будут заниматься няня и кормилица. Я не собираюсь жертвовать собой и своей карьерой, превращаясь в клушу. Хочу, чтобы дети мною гордились". Но все-таки на время декретного отпуска с работы придется уйти. "Я рассматриваю разные варианты. Возможно, обращусь за помощью к суррогатной матери. В конце концов, эволюция движется, когда-нибудь всех детей будут выращивать в пробирках".

Отважная гонщица

Вторую половину субботнего дня Ирена проводит в своем кабинете. В отличие от большинства людей, на выходные она планирует так много дел, что понедельника ждет с нетерпением. В воскресенье встает, как всегда, около семи, занимается с персональным тренером, затем ей предстоит урок английского, потом — арабские танцы. "В каждом человеке заложен большой потенциал, но нужно его из себя "выталкивать", что я и делаю. Я веду очень активную жизнь. Конечно, иногда случаются приступы хандры, но я научилась с нею быстро справляться. Раньше я могла позволить себе уйти в депрессию на неделю — из-за мужчины или, например, разбитой машины. Но теперь я уже не в том возрасте, чтобы тратить время понапрасну. Ведь так можно уйти в депрессию и очнуться на пенсии! Поэтому я как бы говорю своей хандре: да, я знаю, что ты есть, но сейчас не трогай меня, я занята на работе".

У Ирены есть два рецепта против усталости и хандры. Первый — поход в кино. Перед сеансом она покупает колу, ведерко с попкорном и, устроившись поудобнее, смотрит — ну, почти все равно что. Как-то раз трижды за пару недель ходила на одну и ту же комедию, потому что ничего более расслабляющего в тот момент на экранах не было.

Другой релакс-ритуал — быстрая езда. За рулем она больше пятнадцати лет, но не перестает получать от этого удовольствие. Бывает, глубоким вечером Ирена садится в машину совершенно разбитая и готова отдать все на свете, лишь бы поскорее очутиться в постели. Но, доехав до дома, меняет планы, выезжает на Бориспольскую трассу и гонит по ней на скорости 180 км под ненавязчивую музыку. Это самое продуктивное время для обдумывания новых замыслов.

Перед сном в постели она любит читать детективы. В гостиной слышатся чьи-то шаги, в углу что-то шелестит, за окном воет ветер, но Ирена, поеживаясь от страха, перелистывает страницу. В детстве у них с подружкой была любимая игра. Ночуя вместе, когда родители уезжали на дачу, девчонки нарочно оставляли входную дверь незапертой и ложились в разных комнатах, чтобы было еще страшнее. Всю ночь они не спали, прислушиваясь, не заскрипит ли дверь, но сдаваться никто не хотел.

Возможно, в этой детской игре — ключ к характеру Ирены Кильчицкой. Возможно, ей все-таки хочется, чтобы в ее жизни появился мужчина, который сможет убедить ее в собственной "идеальности". Возможно, она не против, чтобы кто-то все-таки вошел в ее стерильно-чистую квартиру и в ее жизнь, не слушая возражений. Может быть, она не прочь сбросить с плеч хотя бы часть той ноши, которую на себя взвалила. Но признаться в этом даже себе? Ни за что. Маленькой женщине, стремительно летящей по жизни, как по гладкому шоссе, может быть, и жутковато, когда тормоза визжат на поворотах, но сдаваться она не собирается.

Ольга ПЕРЕВЕРЗЕВА, "Гостья из будущего", "Женский журнал", июнь 2005 года