УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Венецианские критики сделали «бууу»

687
Венецианские критики сделали «бууу»

На сегодняшний день ни один фильм в конкурсной программе не вызывал столько споров, как драма Андреа Арнольд «Грозовой перевал». Оригинальный взгляд, необычный кастинг, академический формат изображения, изумительная операторская работа и громкое «бу» после пресс-показа — вот что такое новый «Грозовой перевал».

Ценителям книги лучше воздержаться от просмотра в том случае, если они не готовы к тому, что экранизация — это вовсе не обязательное следование духу и букве. Арнольд берет классику английской литературы и смотрит на нее абсолютно новым и свежим взглядом, погружая зрителя в самую гущу событий. Весь фильм зритель видит исключительно от лица Хитклифа, поэтому многие детали будут упущены. Арнольд акцентировала сюжет на болезненной зависимости Хитклифа от Кэти, взяла ручную камеру и отправилась в вересковые пустоши, где сняла невероятной красоты кино.

Мистер Эрншо приводит в свой дом мальчика, подобранного на улицах Ливерпуля. «Это по-христиански», — бормочет он своим домочадцам, пока те, недоумевая, рассматривают черного парнишку. Хитклиф, как нарекают найденыша, моментально влюбляется в дочь мистера Эрншо, озорную и симпатичную Кэти. Детьми они проведут немало времени вместе, но потом Кэти решит, что ей нужно выйти замуж за богатого соседа Эдгара Линтона. Узнав об этом, Хитклиф покидает усадьбу Грозовой Перевал и возвращается уже взрослым человеком. Кэти замужем, ждет ребенка, но ее сердце разбито, как и сердце нелюдимого Хитклифа.

В фильме Арнольд нашлось место брату Кэти, задире и пьянице Хиндли, а также сестре Эдгара, простушке Изабелле, влюбленной в Хитклифа.

Этот проект вызревал уже очень давно. Поначалу к нему была прикреплена Натали Портман, а режиссером значился Джон Мэйбери. Затем главную роль передали Эбби Корниш, а Хитклифом хотели сделать Майкла Фассбендера (репортажи из Венеции не обходятся без упоминания этого актера!). Питер Веббер присел в режиссерское кресло пару лет назад и привел Джемму Артертон и Эда Вествика. Затем послышались заявления вроде «мы хотим снять „Грозовой перевал“ для „сумеречного“ поколения», но в начале 2010-го ставить фильм согласилась Андреа Арнольд, получившая приз жюри Каннского кинофестиваля за картину «Аквариум».

Тогда продюсер Роберт Бернштейн отметил, что «Грозовой перевал» — единственная книга, которую Андреа хотела бы экранизировать. «Она повествует о страстной и неосуществимой любви, а также содержит элементы классового неравенства». Сама Арнольд характеризует книгу Эмили Бронте так: «В ней есть место готике, феминизму, социализму, фрейдизму, садомазохизму, кровосмешению, насилию и грубости. Пытаться показать все это в фильме — очень амбициозная и, пожалуй, дурацкая задача. Любые попытки не покажут книгу как следует. Но у меня как будто не было выбора. Как только идея экранизации запала мне в голову, я не могла ее выкинуть. Даже столкнувшись с трудностями, я не могла оставить проект».

В детстве Андреа смотрела «Грозовой перевал» с Лоуренсом Оливье и Мерл Оберон: «Не помню почему, но он на меня очень сильно повлиял. Книгу я прочла, будучи подростком, и удивилась: это была не совсем та история любви, которую я ожидала узнать после фильма. Роман оказался более мрачным, странным и глубоким». Арнольд перечитала книгу Бронте и обнаружила, что больше всего ее занимает не история любви, а Хитклиф: «Мне захотелось снять фильм о нем. О том, как к нему относились в детстве. О жестокости, что он перенес. Каким он вырос и почему — результат ли это жизненного опыта, или же такова его истинная природа?»

Режиссер переделала существовавший сценарий, разделив экранное время поровну между юными и взрослыми героями. «Надо сказать, очень смелый подход, — считает Роберт Бернштейн. — И мы со своей стороны должны были помочь перенести ее видение на экран. История получилась очень приземленная и полностью рассказывается с точки зрения Хитклифа. Главное здесь — это его эмоциональная зависимость от Кэти».

Арнольд также хотела добиться максимальной достоверности. Поэтому природа играет очень важную роль в фильме. Снимали «Грозовой перевал» в Северном Йоркшире, причем вместо привычной усадьбы зритель увидит простую ферму Эрншо. «Приезжайте в Йоркшир и посмотрите, какие дома люди строили на холмах в 18 веке, — говорит продюсер Кевин Лоудер. — С одной стороны, вы увидите цивильные постройки вроде Мызы Скворцов, но вместе с тем вам попадутся домишки, где ничего не менялось на протяжении сотни лет. Ни электричества, ни водопроводов. Это были труднейшие съемки как в плане погодных условий, так и в случае с темными интерьерами. Но все вместе дало нам максимальное приближение к природе».

Решение Андреа взять на роль взрослого Хитклифа темнокожего актера оказалось чуть ли не самым оригинальным за всю историю кино. «Мистер Хитклиф являет странный контраст своему жилью и обиходу. По внешности он смуглолицый цыган, по одежде и манере — джентльмен», — так описывала Эмили Бронте героя своего «Грозового перевала». Рассказывая о внешности Хитклифа, Бронте употребляла слово «lascar» — так в 17-м столетии описывали индийских или южноазиатских моряков. Несмотря на то, что писательница ни разу не раскрывала тайну происхождения своего героя, поклонники Бронте приняли в штыки назначение на роль Джеймса Хаусона. Режиссер принципиально решила заселить Грозовой Перевал непрофессиональными актерами, придав поместью некую брутальность и приземленность, тогда как в Мызе Скворцов «живут» профессиональные актеры, более женственные и манерные.

Джеймс Хаусон появился в фильме случайно, он и не собирался пробоваться на роль, а просто пришел с другом на прослушивание. «Была в нем уверенность и чувство собственного достоинства, — говорит Арнольд. — И он очень красиво смотрелся на экране. Как молодой Джимми Хендрикс». Отметим также, что Хаусону не уступают ни Кая Скоделарио, сыгравшая взрослую Кэти, ни Соломон Глейв и Шеннон Бир, исполняющие роли молодых героев.

Хитклиф у Хаусона получился мрачным и замкнутым типом, скорее всего, побывавшем в рабстве — на это намекают шрамы на спине героя. И только присутствие Кэти рядом добавляет света в его жизнь. Под стать Хитклифу и природа, местами суровая, местами яркая. Арнольд выхватывает своей камерой детали, придающие «Грозовому перевалу» свой шарм: лающие собаки, порхающие мотыльки, ползущие жуки, стук веток в окно, туман на холме, чертополох в поле. И ни единого намека на музыку. Свистит ветер, льет дождь, скупо переговариваются герои. Что называется, атмосферно.

Новый «Грозовой перевал» не похож на типичную костюмную мелодраму. Это брутальная, чувственная, яростная, эмоциональная и безумно красивая лента, подтверждающая, что в лице Андреа Арнольд мир кино обрел женщину с жестким и бескомпромиссным взглядом, не желающую идти на поводу у установившихся канонов.