УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дмитрий Лубинец: депутаты-драчуны позорят Раду и государство Украина

Дмитрий Лубинец: депутаты-драчуны позорят Раду и государство Украина

Неистовые баталии между представителями законодательного органа Украины продолжают набирать обороты, а процедура наказания за неэтическое поведение депутатов остается недоработанной. О нюансах преступления и наказания народных избранников в прямом эфире "Обозревателя" рассказал народный депутат, секретарь комитета Верховной Рады по вопросам Регламента Дмитрий Лубинец.

В последнее время участились словесные перепалки и драки между депутатами в Верховной Раде. Какое наказание они могут за это получить, и какова процедура?

Согласно закону, существуют два вида преступления, которые влекут за собой два вида санкций: уголовное преступление и нецивилизованное поведение в Верховной Раде.

В случае совершения уголовного преступления, Генеральный прокурор Украины подает заявление председателю Верховной Рады, а он уже передает данное заявление комитету. В течение пяти дней депутат, против которого был заявлен данный документ, имеет право на дачу письменных объяснений, а уже по истечении этого срока проводится заседание комитета с участием Генерального прокурора Украины.

Полученные на заседании выводы передаются на голосование: если ВР проголосовала за снятие депутатской неприкосновенности, то подаются два различных заявления: заявление на арест и на взятие под стражу. Это также является двумя различными процедурами, по которым дополнительно проводится голосование.

Читайте: Нардеп: Парасюка пока никто не собирается лишать неприкосновенности

При этом в обязательном порядке дается возможность выступить, как Генеральному прокурору (до 30-ти минут), так и депутату, о котором идет речь в заявлении. За неэтическое поведение в Раде (драки, блокирование трибуны) депутат может быть наказан по решению комитета исключительно путем удалением из зала сроком до пяти заседаний. К сожалению, это единственное наказание, которое может понести народный депутат за такое свое поведение.

Я с удивлением смотрю на все, что у нас происходит. На заседании в комитете мы обсуждали, как можно повлиять на депутатов, потому что у нас не существует норм, которые бы заставили депутатов сидеть на своих местах, не бегать по залу и не разговаривать с коллегами во время голосования. У нас этих механизмов нет, они есть только у избирателя. Народный депутат – четкий показатель нашего общества. Поэтому если в обществе есть необразованность, то она есть и в зале Верховной Рады.

В парламенте этого созыва были два случая снятия прикосновенности (Клюев и Мосийчук). Процедура была полностью соблюдена или были допущены какие-то неточности?

У нас есть еще третий – Игорь Мосийчук. К сожалению, по Игорю Мосийчуку заседания комитета не было. С точки зрения Регламента Верховной Рады, процедура была нарушена. Было заявление Генеральной прокуратуры, но не было вывода комитета, мы его не рассматривали. Не дали возможности выступить Мосийчуку, хотя такое желание у него было.

И в Регламенте четко написано, что народному депутату, с которого снимается депутатская неприкосновенность, если у него есть желание выступить, обязаны предоставить такое право. И он 30 минут мог выступать, рассказывать, доказывать; вполне вероятно, что что-то бы поменялось.

Мы давно говорим, что в Регламент мы должны внести изменения, как по процедуре наказания депутатов, так и по процедуре снятия депутатской неприкосновенности. Я абсолютно поддерживаю и одно, и другое, потому что не могу сказать, что депутатская неприкосновенность — это что-то несвойственное европейскому парламентаризму. У каждого парламентария в Европе есть такой конституционный инструмент, как депутатская неприкосновенность. Но слишком часто у нас депутаты злоупотребляют этим ради личных интересов.

Может ли фракция наказать депутата за драки или неэтичное поведение?

Если мы говорим по закону, то нет, такой нормы не существует. Если мы говорим о политической ответственности, то фракция, вполне вероятно, может вынести это на рассмотрение и может наказать депутата в какой-то своей особой манере.

Читайте: Премия "Страуса": нескучный Добкин, паранормальный Парасюк и косая Смерть

У нас, к счастью, ни один из фракции "Блок Петра Порошенко" не был замечен в драках, блокировании трибун. Если бы у нас такое произошло, то, как минимум, было бы заседание фракции, на котором мы бы это обсуждали. Если бы была вина представителя нашей фракции, то однозначно какое-то наказание он бы понес.

Продолжая тему драк, за всю историю независимости Украины, мы наблюдали множество драк в Раде. Известны ли случаи, когда эти депутаты были наказаны?

Не буду говорить за все созывы, скажу про свой. У нас были такие драки, которые на слуху у общества. К примеру, когда Соболев дрался с Ивченко. Причем для всех было необъяснимо, что две фракции с европейскими ценностями выясняли отношения с помощью кулаков.

На регламентный комитет поступило сначала обращение рассмотреть этот вопрос, но, согласно нормам, если народные депутаты до заседания регламентного комитета дают письменный ответ, что у них нет претензий, то регламентный комитет вправе этот вопрос не рассматривать. Так и было в этом случае. До заседания у нас было письменное заявление, что никто ни к кому не имеет претензий, конфликт исчерпан, наказания никто не понес.

Что касается драки Ляшко с Мельничуком, то впервые в 8-ом созыве парламента было принято регламентным комитетом решение удалить Мельничука, как инициатора драки, на пять заседаний. Насколько я помню, никогда до этого народные депутаты не несли ответственности за драку.

А штрафные санкции могут быть? Например, денежные?

Согласно закону, их не существует. Хотя у нас есть мысли по изменению Регламента: мы хотим привязать неэтическое поведение к уровню заработной платы народного депутата.

И какие должны быть штрафные санкции?

На мой взгляд, штрафные санкции, которые касаются заработной платы, должны быть не только за драки и за блокирование трибуны, но и вообще за непосещение зала Верховной Рады. Мы можем привязать это к какому-то проценту. Например, привязать процентов 10 за одно непосещение.

В комментарии нашему изданию один из психологов посоветовал депутатам проходить курсы управления гневом. Как вы относитесь к такой идее?

Что касается курсов по управлению гневом, это, конечно, интересное предложение, хотя я выступлю против. Слишком уж много преференций у нас для депутатов. Если не умеешь управлять своим поведением, то уж точно нет тебе места в высшем законодательном органе Украины.

Читайте: Ногами по голове: психотерапевт порекомендовала Парасюку заняться собой

Другой вопрос, что некоторые народные депутаты, в силу своей эмоциональной нагрузки, проявляют таким образом свои эмоции. Пусть они сами учатся находить другое выражение.

Какие меры будут предприняты касательно недавнего инцидента с Парасюком?

Мы шокированы таким поведением Парасюка. Прежде всего, у нас в Законе "О статусе народного депутата Украины" есть статья 8, в которой четко написано, что народный депутат должен придерживаться общепринятых правил и норм, а такое его поведение компрометирует его самого, государство Украина, его избирателей и всю Верховную Раду. С человеческой точки зрения я его поддерживаю, но подойти и ударить ногой человека ты не имеешь права. Он будет нести наказание в политической плоскости, уголовной ответственности он нести не будет.