УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Уже неделю Алчевск похож на вымерзшую обратную сторону Луны

Уже неделю Алчевск похож на вымерзшую обратную сторону Луны

Сероватый снег немного скрыл прелести промышленного пейзажа, но в горле все равно першит, повсюду легкий аромат паленой резины и туман: дымят промышленные гиганты - металлургический и химический комбинаты. Говорят, что когда Ющенко возили в Алчевск, президент не удержался от возгласа: «Мы что, на Луне?!» Теперь это и вправду будто холодная Луна: из-за аварии на местных котельных в большинстве домов города нет тепла, а из-за перенапряжения - и света. Узнав, что я из Киева, жители задавали справедливый вопрос: «Почему на Майдане было столько палаток и готовили горячую еду, а мы в этой мерзлоте никому не нужны?»

Доварите суп для мужа!

В Луганской области нет палаток для бомжей - по приказу губернатора Геннадия Москаля все они свезены в Алчевск, где аварии местных теплосетей поставили на грань выживания 60 тысяч человек. Жители в момент стали очень продвинутыми энергетиками и коммунальщиками. Они без запинок рассказывают, что Центральная котельная Алчевска - это памятник советской гигантомании, и от нее зависит 70% тепла в городе. Когда произошел прорыв, воду из труб не спустили и она там просто замерзла. Как назло, когда попытались починить эту котельную, сломалась вторая, и стало понятно: в 30-градусный мороз это уже ЧП, с которым в местном масштабе не справиться. Роскошью - автономными котельными - оборудованы только местная больница и роддом. Но температура в родильном зале не превышает 12 градусов, и будущих мамочек, кроме пеленок-распашонок, просят брать из дому грелки и теплые вещи для деток...

Самой несчастной оказалась улица Гмыри - батареи ледяные, газа нет - плиты здесь электрические. Чтобы хоть как-то согреться, включают все обогреватели. Но от перенапряжения электричество вырубается, а значит, нет и света. Картину местного Армагеддона дополняют краны с замерзшей водой.

Люди отогреваются в палатках МЧС. Такие установлены во дворах домов. За сутки в палатке греется 60-80 человек, а ночуют гут в основном одинокие старики и беременные. Неизменная спутница зеленого шатра - полевая мини-кухня, куда народ подтягивается со своими термосами: хоть чаю выпить и растворимого супу - единственной пока доступной еды. Печку топят бывшими новогодними елками. Горячей воды можно взять сколько хочешь, но с ведрами я тут никого не увидела - по 25-градусному морозу домой донесешь едва теплой. Кто без термоса - бросает заварку в кипяток прямо на улице, чтобы чай успел завариться. МЧСовцы рассказывают, как одна женщина принесла к ним кастрюльку с супом - доварить, а то в доме отключили электричество, а больному мужу рекомендовали бульон....

«Не надо Украине Чечни - у нее есть Алчевск»

В зеленой армейской палатке просторно - можно целую свадьбу играть. Но людей тут не очень много: двое бомжева тых мужчин греют руки около буржуйки. Стайка ребятишек за столом режется в карты. Судя по всему, в этой игре они достигли совершенства - в школу не ходят вторую неделю и с огромным энтузиазмом воспринимают возможность продлить каникулы. «Только скажите, пусть свет включат, а то телевизор не работает», - просят ребята.

Люди постарше стоят вокруг другой буржуйки -ждут, пока вода нагреется. Они настроены более агрессивно.

- Откуда? Из Киева? Да вы там все врете! В новостях показывают, что у нас уже тепло и просто Ташкент. А они не могут тепло пустить, пока трубы не разморозят. А сами по себе они разморозятся в мае! Так там и напишите: не надо Украине Чечни - у нее есть Алчевск. Пусть знают: света нет, покушать не на чем сварить, а в туалет вынужден, как заяц, под куст бегать! - жалуется пенсионер Леонид Иванович. Ему поддакивает еще один, Павел Николаевич:

- В Киеве Ющенко и Ехануров обещали нам хоть электричество не отключать. Но его нет уже третьи сутки. Это делают специально, чтобы у нас в Алчевске все сдохли. Нет людей - нет и проблем. Вот наш мэр - Кириченко - говорит мне: а что ругаетесь, вон Красный Луч второй год без тепла. А какое мне дело до Красного Луча, если я здесь замерзаю и температура в квартире -5?!

Мэрчадовод

Местные жители вспоминают, что подобная авария была в 1967 году, но тогда все устранили за три дня. В 2006-м и недели оказалось мало. Во всем винят местного градоначальника Николая Кириченко, и без нецензурной брани о нем не отзываются. Сразу вспомнили, как он с сыном приватизировал крупнейший рынок, депо и центральные магазины и ни разу не отремонтировал теплосети. А перед жителями отчитывался - сколько клумб было высажено летом, чтобы Алчевск не напоминал Луну.

Власти готовились к зиме, рассчитывая на -15°С максимум. Естественно, мороз почти в 40 стал очень неприятным сюрпризом. В июне пришли трубы для замены, но ни одного метра в городе так и не поменяли, а трубы ушли «налево».

Мэр в первые дни не сориентировался и не сумел организовать слив труб - вот они все и замерзли. Теперь специалистов для «разморозки» свозят со всей Украины. Кстати, убытков МЧС насчитал на 8 миллионов гривен, а местные начальники - на 15. Где «осядет» разница, у алчевцев даже сомнений не возникает...

Не могут простить Кириченко и то, что в первую очередь тепло и свет включили в здании администрации: чтобы было где отогреваться местному начальству. Теперь «садовода» отстранили 9т должности, а перед администрацией каждый день проходят митинги - то учителя требуют пустить тепло в школы, то предприниматели жалуются, что без света вынуждены закрыть магазины и парикмахерские - редкие клиенты, натянув шапки, бегают из одной парикмахерской к другой - ищут, где есть свет и можно досушить волосы.

Грейте батареи феном!

Дом, где живут многие обитатели одной из зеленых палаток, похож на отсе-ленческий. Окна выбиты, вместо лифта дыра. На лестничных пролетах можно поскользнуться - из разбитых окон намело снега и он корочкой покрыл все ступеньки.

Звоню в одну из дверей. Бросив коротко «Нина», хозяйка сразу ведет к батарее, заботливо укутанной шубой. Так есть хоть маленькая надежда, что трубу не прорвет. Хотя вазону, который одиноко стоит на батарее, это уже не поможет -теплолюбивая дефинбахия при -2 не выживает.

А вот соседке, 71-летней Инессе Павловне, повезло еще меньше. Муж умер, сын на Урале - приходится выживать самой. Пару раз выходила на улицу, ночевала в палатке, но туда трудно спускаться.

- А почему у вас в комнате так пахнет луком? - интересуюсь у старушки.

- Так я суп сварила, а он замерз. Я попыталась его ложкой отковырнуть и пососать как леденец, так горло болит. Колбасу еще два дня назад съела, вот и ем пока лук - он у меня и обед, и лекарство.

Батареи у пенсионерки не укутаны.

- А какой смысл - ведь у меня ни сверху, ни снизу, ни по бокам соседей нет. И даже если я укутаю, их все равно прорвет, - рассказывает старушка, показывая на огромные щели в радиаторах. - Тут звонили из жэка, говорили: укрывайте чем можете, а потом сверху сушите феном, а то отрежут и починят только летом. Ну и пусть отрезают - все равно от этих радиаторов никакой пользы.

Рассказывая, бабуся собирает вещи. Социальная служба после «холодных» обмороков определила ее в дом престарелых - там немного теплее, да и питание горячее обещают. А вот соседа «расквартировать» не успели - пенсионер-сердечник не выдержал стужи в квартире и ночью просто умер...

В городе не устают встречать высокие делегации. Уже был и министр чрезвычайных ситуаций Балога, и глава Минздрава Поляченко, в понедельник ждут Ющенко. Алчевцы не рассчитывают на миллионы обещанных гривен. «А хорошо бы раздать керосиновые примусы. Мы так в блокадном Ленинграде грелись. Тогда бы и я из дому не уходила, а то еще ковер сопрут», - мечтает пенсионерка, разменявшая восьмой десяток. И правда, Виктор Андреевич, захватите керосиновый примус для Инессы Павловны.

Яна КАЗМИРЁНКО, «Газета по-киевски»

http://www.pk.kiev.ua