Молодежная жилищная программа оставила сотни людей без жилья
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Они давно не верят государству и стараются собственными усилиями добиться справедливости. Они, как на работу, ходят на пикеты под здание, чтобы напомнить: им негде жить.
Государство же в ответ пожимает плечами, пеняя то на финансовый кризис, то на прошлую власть, то на скудный бюджет. И старательно делает вид, что ничего особенного не происходит. Сохранять лицо осталось недолго: срок программы, жертвами которой стали сотни украинских семей, истекает в этом году.
Счастье в порядке очереди
Программа молодежного жилищного кредитования в Госфонде содействия молодежному жилищному строительству стартовала в далеком 1998-м. Задумывалась она как благое дело. На заре независимости очереди на квартиры безнадежно замерли. Программа давала вполне реальный шанс молодым людям обрести крышу над головой. Условия были очень выгодными. Семьи, имевшие детей, могли взять квартиру с 25%-м дисконтом.
Официально
В Фонде содействия молодежному жилищному строительству нас уверили: проблема недостроев начинает решаться. В Луганске и Мукачево дома уже ввели в эксплуатацию, в Кировограде возобновлено строительство. Облегчена судьба инвесторов, вложивших свои средства в проблемные объекты.
Они получают кредитные каникулы, освобождаясь от обязательств выплачивать тело кредита и проценты до того момента, пока не будут возвращены ранее вложенные деньги от застройщиков. Так же таким инвесторам предоставляется возможность получения новых льготных кредитов для приобретения жилья в других объектах.
Кроме того, сейчас в Фонде вводится новая система мониторинга потенциальных партнеров-застройщиков, которая должна отсеять любого недобросовестного. Наконец, отныне инвесторы будут вкладывать деньги лишь в объекты с высокой степенью готовности.
Народ потянулся за жильем, и в Фонде вскоре обнаружилась немалая очередь. Кредита ждали годами. Те, кого приглашали, неслись оформлять документы, не веря своему счастью.
Люди подписывали договора, что называется, не глядя. Их не смущало ни то, что им не оставляли выбора жилья - предлагался только один объект, который строился конкретной компанией. Ни то, что цена от застройщика была примерно на четверть выше ценового уровня, который был установлен Минфином. А значит, на эту разницу кредитование не распространялось, и доплачивать ее нужно было из своего кармана.
Семьи кидались в банки, закладывали или продавали свои квартиры, занимали у друзей, чтобы погасить эту разницу и скорее оформить государственный кредит.
"Не волнуйтесь, все построим!"
- Забили в набат, когда до срока сдачи оставалось несколько месяцев, а на месте нашего дома только гулял ветер, - вспоминает киевлянин Игорь Левченко, которому в 2007-м в Фонде предложили взять кредит под новостройку в Василькове под Киевом. - Мы - в Фонд, а нам в ответ: не волнуйтесь, все построим, подождите немного. Мы послушно ждали, пока не поняли: наш дом не будет построен никогда. Нас примитивно "кинули". Таких, как мы, по стране - почти 700 семей. Первые "непоселенцы" подписывали кредитные соглашения еще в 2003 году.
Позже окажется, что у застройщиков, которые должны было осчастливить молодые семьи жильем по льготной программе, не было зачастую не только разрешений на строительство, но и землеотвода. Это, впрочем, было неважно: вряд ли кто-то собирался в принципе строить. Деньги, как выяснят спустя несколько лет проверяющие органы, тратились не по целевому назначению: на другие объекты, на технику, на покупку ценных бумаг, еще бог знает на что.
При этом с людей, взявших кредиты и оставшихся ни с чем, на тот момент никто и не подумал снять долговые обязательства. Несостоявшиеся жильцы, живущие по съемным углам, до недавнего времени исправно платили по кредитам - кто с процентами, кто без. И лишь несколько месяцев назад для них ввели кредитные каникулы.
Что же до судьбы вложенных денег и перспективы все-таки получить новое жилье - инвесторы иллюзий уже не питают.
- Мы оформили доверенности на юристов Фонда по ведению работы с нашими проблемными кредитами, - говорит Игорь. - Теоретически Фонд должен будет судиться с застройщиками и отсуживать у них средства. Но это бесперспективно - за застройщиком из всего имущества, что называется, одна табуретка. Пока же нам предложили помимо старого взять еще один кредит - на новый объект. Но только в Киевской области около 200 семей, оказавшихся в подобном положении. А выдавать могут, как мне сказали, не больше 20 кредитов в год. И начнут с тех, кто подписывал договора раньше всех, - с начала 2000-х. Пока до меня очередь дойдет, мои дети, думаю, уже и сами квартиру купят.
Впрочем, еще один кредит на шее трудно назвать благом. Во-первых, людям придется вновь искать деньги на покрытие ценовой разницы. Во-вторых, они боятся: а когда каникулы по старому кредиту вдруг закончатся?
- Мы просили, чтобы программу в будущем году не замораживали, оставили нам шанс, - говорит еще один несостоявшийся жилец виртуального дома в городе Буча Киевской области Олег Костюченко. - Официально нам не сказали ни да, ни нет. А неофициально признались: вряд ли на это стоит надеяться. Государству это было бы очень невыгодно.
Точка зрения: Алексей Гончарук, президент Ассоциации помощи пострадавшим инвесторам:
- Там, где выделяются бюджетные деньги, всегда будут находиться лазейки для их воровства. Деньги, выделяемые через Фонд, были цинично украдены подставными застройщиками - никто и не думал ничего строить! Теоретически, хотя бы в этой ситуации, государство должно было бы защитить и себя, и людей.
Но достаточно вспомнить, сколько недостроев стоит по всей стране, заказчиком которых выступало государство в лице разных министерств и ведомств. Государство не может защитить даже себя, как инвестора строительства, не говоря уже о простом украинце.
Для этого нет ни адекватного законодательства, ни качественных кадров в госаппарате, ни политической воли. Инвесторам остается только объединяться вокруг общей проблемы и вспомнить статью 55 Конституции Украины, которая закрепляет право самостоятельно защищать свои права.