УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Референдурь

Референдурь

Требование референдума стало одним из маркеров, который свидетельствует о расколе украинского общества. Референдума требуют сторонники федерализации на Юго-Востоке, референдума хотят сторонники мирного пути сохранения единства страны, о референдуме заговорили премьер-министр и и.о. президента.

Кажется, в слове "референдум" заключена бездна смысла - он означает всеобщее участие в принятии решения по судьбоносным вопросам для всей страны. Однако стоит потребовать конкретики - и "бездна" мельчает, сокращаясь до размеров обычной лужи. Потому что на самом деле вопрос о референдуме делится на два: кто будет голосовать и что будет вынесено на голосование.

Если мы хотели, чтобы в голосовании приняли участие все регионы Украины, то референдум следовало бы назначать в первый же день прихода новой власти - а обещать еще за три месяца до того. Но ставшая властью украинская оппозиция, как оказалось, абсолютно не готова была эту власть брать и тем более - с умом ею пользоваться. За дележом портфелей временщики не услышали то, что должны были услышать еще тогда, когда никаким майданом не пахло. Они не услышали стона народа Юго-Востока.

Читайте: Донецкий шахтер доходчиво объяснил Добкину, что регион не волнует языковая проблема

Здесь следует сделать оговорку. Когда Ахметов говорит: "Донбасс хочет, чтобы его услышали", он подразумевает себя и свои миллиарды. У этих миллиардов не слишком громкий, но достаточно четкий, ясный и убедительный голос. Но это не голос миллионов работяг, служащих и безработных Донбасса. Когда у нас звучат возмущенные восклицания: "Да мы четыре года слушали этот Донбасс, этого Януковича", - это значит, что мы так и не поняли, что Донбасс олигархов и чиновников, которых представлял Янукович - это одно, а Донбасс тружеников - нечто иное.

Нищета, бесправие, беспредел местных властей и криминала - вот как выглядела все эти годы жизнь Донетчины и Луганщины. Зрелого политического и гражданского самосознания здесь ожидать не стоит - граждане принимают те формы выражения своих чаяний, которые просты и доступны для освоения и применения. Неуклюже, идя на поводу у провокаторов, политических авантюристов и агентов влияния России, жители Донбасса как могут сегодня реализуют свое право на политическую субъектность. Федерализацию своего региона они воспринимают именно как инструмент реализации субъектности (хотя многие и слов-то таких не знают).

Услышать это, понять и использовать на благо страны - вот что нужно было. И если бы на вершину политического олимпа яценюки и турчиновы вышли уже с готовыми предложениями по реформированию государственного устройства, с привлекательными для регионов полномочиями - это могло бы, возможно, разрядить обстановку. Но для этого нужно иметь достаточно высокий уровень понимания государственных задач, чего наши нынешние руководители не демонстрировали никогда. В этом они мало отличаются от Януковича.

Читайте: Нардепы ходят в Раду под землей, чтобы не встречать митингующих. Маршрут

Сегодня же проведение всеукраинского референдума невозможно по нескольким причинам. В первую очередь, это невозможно реализовать технически - ни в Крыму, ни в захваченных городах Юго-Востока организовать референдум невозможно. Более того, если антитеррористическая операция и дальше будет столь же вялотекущей, то через некоторое время украинские власти будут контролировать территорию Донбасса по известной еще с времен гражданской войны формуле: "У вагоні Директорія - під вагоном територія".

А референдум в Донецкой и Луганской областях таки пройдет - но его вопросы будут формулировать уже не в Киеве, а в Донецке - или даже в Москве. Украина этот референдум, разумеется, не признает - но если помните, мы уже не признали референдум в Крыму - однако он состоялся и даже имел определенные правовые последствия - которые мы тоже гордо не признали.

Беда таких непризнанных референдумов в том, что они осуществляются как бог на душу положит. Где нет четких законодательных рамок и есть власть вооруженных авантюристов, раскрывается широчайший простор для манипуляций общественными настроениями. Так, в Крыму вопросы были сформулированы так, что люди не могли сказать "да" или "нет" отделению от Украины - им было предложено поддержать один из двух вариантов отделения на выбор.

Ничто не мешает на Донетчине повторить крымский опыт референдума. Вместо честного: "Поддерживаете ли вы федеративное устройство Украины и вхождение в нее Донецкой области как субъекта федерации - да или нет?" будет предложен выбор между двумя вариантами: "Вы поддерживаете создание независимой Донецкой народной республики на территори Донецкой области?" и "Вы поддерживаете создание Донецкой народной республики, входящей в состав Украины на основе договоров и соглашений?" - и по одному квадратику напротив каждого вопроса. А поскольку никаких договоров у Украины с так называемой ДНР нет, то вхождение ее в Украину отпадает при любом исходе голосования.

Этот референдум мы тоже не признаем, но Донбассу (да и нам) от этого легче не будет.

Можно, конечно, провести всеукраинский референдум на той территории Украины, которая еще подконтрольна правительству в Киеве. Но опять же, какова будет формулировка вопросов? "Поддерживаете ли вы федеративное устройство Украины?" - это слишком абстрактно, а любая попытка конкретизировать приведет к ожесточенной дискуссии, из которой мы не выберемся еще очень долго. И самое главное - готова ли страна к имплементации решений такого референдума? Кто даст гарантию, что этот "недовсеукраинский" референдум не станет катализатором дальнейших центробежных процессов? А если учесть, что Яценюк заговорил о возможности местных референдумов, то можно себе представить, как ухватятся за эту возможность сепаратисты! Ну, и Москва, которая умело использует бунт на Юго-Востоке, конечно, тоже.

Читайте: Аннексировав Крым, Россия находится в поиске следующей жертвы – МИД Украины

В итоге мы можем получить вместо референдума срыв выборов президента в бунтующих областях. Что, безусловно, усилит нестабильность и оставит страну без легитимной власти. Выгодно это в первую очередь Путину. Да еще тому кандидату в президенты, который сегодня боится проиграть выборы и потерять всё, что чудом свалилось в руки после боев на ул. Институтской. Не зря же о референдуме говорят облеченные властью представители партии "Батьківщина".