УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Российские политбеженцы используют Украину как трамплин в Европу - DW

3,8 т.
Российские политбеженцы используют Украину как трамплин в Европу - DW

За последнее время ряд российских гражданских активистов попытались получить убежище в Украине. Те, у кого это не вышло, отправились в Европу. Ирина Калмыкова еще не решила, как поступить.

Пенсионерка Ирина Калмыкова из окна съемной квартиры в Киеве уже неделю наблюдает за другой страной. Той, в которую после нескольких лет участия в протестном движении России она была вынуждена бежать, спасаясь от уголовного преследования. 26 января ночью, по сугробам в поле, вместе с несовершеннолетним сыном она нелегально перешла российско-украинскую границу. Обо всем этом она вспоминает как о кошмаре.

Мать троих детей до сих пор приходит в себя от страха, так и не решив, будет ли оставаться в Украине, за которую боролась в России, или просить политическое убежище в какой-нибудь европейской стране. Ведь зачастую бегство в Украину российские гражданские активисты используют лишь как стартовую площадку для того, чтобы обрести спокойную жизнь и забыть об угрозе ареста, перебравшись в ЕС, пишет DW.

Читайте: Убежище в Украине получил еще один активист из России

Бегство от тюрьмы

Ирина Калмыкова в протестном движении с декабря 2011 года, когда в Москве недовольные итогами парламентских выборов люди вышли на улицы. С тех пор ее неоднократно задерживала полиция за участие в несанкционированных акциях и нарушение правил проведения митингов. Сумма штрафов, наложенных на Калмыкову, превышает 400 тысяч рублей. По решению суда половина ее пенсии, составляющей 10800 рублей, ежемесячно идет на уплату штрафа. На оставшиеся деньги прожить в Москве невозможно даже неделю, тем более с детьми.

Какое-то время Ирина без официального оформления работала в цветочном магазине и распространителем рекламной продукции. После ареста в декабре ее коллеги по протестному движению Ильдара Дадина по новой статье УК России "неоднократные нарушения на митингах", после чего он получил 3 года лишения свободы, Калмыкова решила, что не будет дожидаться повторения его судьбы.

В конце октября она вместе с 14-летним сыном Русланом (дочери остались в России ухаживать за тяжелобольной бабушкой) приехала в Беларусь в надежде выехать далее в Украину. Однако ей трижды не удалось легально пересечь белорусско-украинскую границу, так как у сына на руках было лишь свидетельство о рождении. Руслану исполнилось 14 лет за неделю до их бегства из России, и, согласно законам России, он должен был получить паспорт для пересечения границы. Не имея московской регистрации, это оказалось невозможным.

Читайте: Украинские беженцы в Германии: СМИ поведали, кто просит убежище в ЕС

"Надо прийти в себя"

В конце января Калмыковой позвонил ее адвокат из России и заявил, что против нее возбуждено уголовное дело по той же статье, по какой был осужден Ильдар Дадин. По словам адвоката, российский суд собирается направить в Беларусь ордер на арест Ирины и выдачу ее России.

После этого Калмыкова срочно выехала из Беларуси в приграничный с Украиной российский поселок и 26 января ночью нелегально пересекла российско-украинскую границу. "Друзья объяснили, где можно перейти границу. Мы с Русланом ночью, по сугробам, несколько часов шли полями. В ближайшем украинском поселке арендовали машину и поехали в Киев", - вспоминает Калмыкова.

Сейчас она старается не общаться с журналистами, скрывает свое место проживания, опасаясь повторения судьбы российского оппозиционера Леонида Развозжаева. Он, напомним, был похищен неизвестными в Киеве 19 октября 2012 года около украинского отделения Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, куда обращался с просьбой о предоставлении политического убежища. Через 2 дня после этого Следственный комитет России заявил, что Развозжаев явился с повинной, после чего по итогам судебного разбирательства был осужден на 4,5 года лишения свободы за подготовку массовых беспорядков.

Читайте: Украина предоставила российскому журналисту политическое убежище

В Украину или в Европу?

"Пока не могу сказать, что останусь в Украине. То, что смогли сбежать из России, уже хорошо. Но, как показывает практика, убежище здесь получить сложно, и опять же, тот случай с похищением Развозжаева в Киеве. Нам пока надо выдохнуть, прийти в себя, после перехода границы руки-ноги тряслись от страха еще несколько дней", - говорит Калмыкова.

Но, по ее выражению, "лучше так, чем ждать, пока тебя посадят в тюрьму, а все уже шло к этому". Она пока не знает, чем дальше буду заниматься, но обещает и далее "выступать против Кремля, которому, кажется, уже недолго осталось".

Бегство российских гражданских активистов в Украину нельзя назвать массовым. Согласно данным Департамента по вопросам иностранцев и лиц без гражданства Миграционной службы Украины, в 2015 году с просьбой о предоставлении убежища к ним обратились всего 86 граждан России, и лишь четверым из них оно было предоставлено.

В 2012 году Россию покинули, опасаясь ареста по "болотному делу", активист "Другой России" Алексей Девяткин и его супруга-журналистка Дженни Курпен. Пожив в Украине год и получив отказ в предоставлении убежища, они отправились в Финляндию, где добились статуса беженцев.

Не стала оставаться в Украине и покинувшая в апреле 2015 года Россию оппозиционерка Екатерина Мальдон. Спустя пару месяцев после этого она добралась до Германии, где и попросила политическое убежище. А сбежавший в декабре в Украину 76-летний гражданский активист Владимир Ионов, так же как и Калмыкова, до сих пор так и не попросил убежища в Украине.