УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Боевая магия славян. Правда про карпатских колдунов

12,8 т.
Боевая магия славян. Правда про карпатских колдунов

Пока депутаты Верховной Рады обсуждают, показывать по телевизору гадалок или запретить, а тинейджеры ждут очередной серии кино о Гарри Поттере, стоит вспомнить, что в Украинских Карпатах живут колдуны посерьезнее. Загадочные карпатские мольфары — наследники магии древнерусских волхвов, которую сохранили и передали потомкам запорожские казаки — характерники

Вещие волхвы

Современный человек привык к чудесам. И, как ни странно, приобщение к последним достижениям техники не истребили в нем веру в сглаз и порчу. Люди пытаются приворожить того, кого любят, надеются на чудесные исцеления от тяжелых болезней, а главное, по-прежнему желают с помощью волшебства властвовать над другими.

Языческих традиций — от выпекания куличей на Пасху до возжигания свечей — осталось очень много. По-прежнему множество людей воспринимают религиозные обряды как практическую магию, например крестят детей «чтобы не болели».

Ведьмы, гадалки, шептухи — явление интернациональное. Преследовали их во всех странах Европы, и костер для ведьмы не был изобретением инквизиции. Но ведьмы, носительницы бытовой магии, никогда не имели политической власти. Другое дело — древнерусские волхвы. В иерархии дохристианской Руси эти служители языческого культа занимали высокое положение, с ними советовались князья, которые и сами порой обладали экстрасенсорными способностями. К волхвам обращались Гостомысл и Вещий Олег.

Однако с приходом на Русь христианства жрецы остались не у дел. Так, в 1010 году Ярослав Мудрый разрушил храм Велеса на месте будущего Ярославля. А в 1024 году подавил восстание волхвов в Ростовской земле. Врагами Ярослава были и полоцкие князья, занимавшиеся колдовством и волхвованием. Около 1071 года по Руси прокатился ряд вооруженных выступлений волхвов, боровшихся за власть. Фактически восстания продолжались всю историю Киевской Руси. Закончились они поражением волхвов. Им пришлось уйти в подполье.

Повелители бурь

Последним местом в Украине, где еще живы магические традиции Киевской Руси, являются Карпаты. Здесь переплетение язычества и христианства происходило своим, особенным образом, ведь крест как языческий символ существовал тут еще до прихода служителей новой веры. Такие кресты, сделанные из воска, и сегодня можно увидеть во многих гуцульских хатах. Встречаются в Карпатах и колдуны-мольфары. Это слово происходит от слова «мольфы» — заговоренного амулета, талисмана. Но у мольфаров есть и другие названия: колдун, кудесник, характерник, химородник, чаклун, чаровник, чернокнижник, знающий, знахарь. Первым серьезную рекламу гуцульским колдунам сделал Михаил Коцюбинский. Мольфар Юра в его «Тенях забытых предков» личность яркая, может убить, может воскресить, может повернуть вспять надвигающуюся бурю. «Про нього люди казали, що він богує. Він був як бог, знаючий і сильний, той градівник і мольфар. В своїх дужих руках тримав сили небесні й земні, смерть і життя, здоров’я...». В книге описано, как колдун посыпает пеплом пастбище — чтобы скотина не болела и плодилась. А борьба мольфара с огромной тучей, несущей губительный град, завершившаяся его победой, отражена в фильме Сергея Параджанова по мотивам произведения Коцюбинского.

«Последним мольфаром» называет себя житель карпатского села Верхний Ясенев Михаил Нечай. Его деятельность в образе «мольфара» носит характер фольклорного аттракциона. В минувшем году он получил звание заслуженного работника культуры. Кстати, самый известный мольфар Украины ведет свою родословную от героя народных песен брацлавского полковника Данилы Нечая. Ведь этот соратник Богдана Хмельницкого увлекался оккультными науками, нетрадиционной медициной.

Да пребудет с вами сила!

На Сечи были казаки, разбиравшиеся в лечебной магии и знахарстве, называли их характерниками. Способности к экстрасенсорике, знахарству и колдовству они получили в наследство от древнерусских волхвов. А научиться магии действительно можно, ведь в украинской традиции сила — это то, с чем рождаются, но ее можно и развить, натренировать, получить и даже украсть. Характерникам приписывали разные умения: находить и прятать клады, заговаривать раны, «мертвых на ноги ставить, ядра полами кафтанов ловить на лету, в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой» и даже превращаться в волка.

Легенды часто рассказывают о воинах, творивших чудеса в обычной жизни и в боях-походах. Например, о кошевом атамане запорожских казаков Иване Сирко говорили, что он мог читать мысли людей, видеть будущее, был неуязвим для холодного и огнестрельного оружия. По преданию, даже рождение Сирко было необычным — он появился на свет с зубами, чем очень всех напугал. Отец заявил, что Иван «зубами будет грызть врагов», но к нему все равно относились с опаской, тем более что с детства он проявлял необыкновенные способности. Легенда рассказывает, что «Сирко великий воин был. Он знал, кто что думает. Вот там, на том берегу Днепра, были татары, Магомет жил. Да как задумают они было воевать, то Сирко и говорит казакам: «Собирайтесь, на нас уже орда поднимается! Он сильный такой был, что его если кто саблей ударит по руке, так и кожу не разрубает — только синева будет»...

Необычайно талантливый воин и выдающийся политический деятель своего времени Сирко осуществил около полусотни военных походов и не потерпел ни одного поражения. Чего только стоит взятие крепости Дюнкерк во время Тридцатилетней войны, где наемный отряд казаков воевал на стороне французов! А река Чертомлык по преданию называется так потому, что атаман убил там черта.

Характерником был и полковник Семен Палий, уроженец Черниговщины, «запорізький лицар, великий вояка і великий «знаюка». Говорили, на войне его не брали пули, только пробивали одежду. Этот человек, мечтавший воссоединить Украину по обоим берегам Днепра, сыграл выдающуюся роль в событиях конца XVII — начала XVIII века, организовав и возглавив одно из самых крупных казацко-крестьянских восстаний против поляков. Жизнь Палия прошла в беспрерывной войне. Сосланный в Тобольск по ложному навету Мазепы Палий вернулся на родину после того, как гетман переметнулся к шведам. Именно казаки Палия во многом обеспечили победу в Полтавской битве, а его трагическая судьба дала обильную пищу для песен, дум и легенд.

О вожде крестьянского восстания Устиме Кармелюке в народе говорили, что он мог бежать из любого заточения, «потому что имел при себе такую силу, что как в тюрьме нарисует на стене лодку, сядет туда с молодцами, да и выберется на волю». Крупные произведения о Кармелюке создали Марко Вовчок, Михаил Старицкий, Степан Васильченко, Василий Кучер, сведения о нем собирал Костомаров. Написана опера «Кармелюк», о нем снят художественный фильм.

Характерниками, носителями особой силы, называют многих персонажей из учебника истории: Дмитрия Байду-Вишневецкого, Ивана Подкову, Самойла Кошку, Ивана Богуна, Северина Наливайко, Максима Кривоноса. История не сохранила упоминаний, пользовались ли они особым ножом для разрезания туч, заговаривали ли камни и щепки дерева, в которое ударила молния, как практикуют современные мольфары. Скорее всего, имели место гипнотические способности, познания в медицине, забытое сегодня боевое искусство и немножко народного воображения. Одним словом, то, из чего состоит настоящая магия.

Они вели за собой людей, не щадя себя сражались за родную землю и побеждали. А кажущаяся наивность мифологии свидетельствует о духовном здоровье народа, пишет журнал Weekly.ua.