УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В глубокой заднице, но с гордой головой

В глубокой заднице, но с гордой головой

На «Шустер live » обсуждали геополитику, увенчанную свободой слова

Главным событием минувшей недели Савик Шустер назвал визит Дмитрия Медведева. Еще бы не главное! Тут же выяснилось, что 62% гостей студии (надеюсь, не всех граждан страны) поддерживают «управляемую демократию» типа российской.

Медведева бояться - на двор не ходить

Вот с Владимира Семиноженко и спросили: будем ли мы превращаться в российскую колонию? Что лучше - конфронтация или сотрудничество? - ответил гость вопросом на вопрос. Он вкратце повторил известное: прошлая власть завалила отношения с северным соседом - теперь надо их приводить в божеский или хотя бы в человеческий вид... Ирина Геращенко сделала мину, будто Семиноженко плюнул по дуге прямо в ее нежную душу. Тот же на пальцах объяснял, что дружить - это лучше, чем враждовать, но Николая Катеринчука эти доводы, похоже, не убеждали. А Геращенко не выдержала: суверенитет мы теряем, а вы тут спокойно стоите у микрофона, а не хватаете саблю в руку - и вперед, на защиту украинских интересов.

Оратор признался, что и сам бы затронул эту проблему, и очертил сложившуюся ситуацию: северный и южный потоки - результат бездарности бывшей власти. Мы оказались под плинтусом конкурентоспособности. Напоминая бургомистра из «Того самого Мюнхгаузена», Семиноженко признался, что в глубине души тоже не всем доволен в отношениях с Москвой, но к этому привели потуги таких, как Геращенко.

Виталий Портников раскрыл всем глаза: Медведев выражает интересы не народа, а олигархов. Надо строить свою экономику! - к этому он призывал еще в давние времена, но никто его не слушал. Что же до экономического сотрудничества с Россией, то нельзя соединить две дырки от бубликов. Не дырки будем соединять, а интеллектуальные ресурсы, обнадежил Семиноженко и поглядел, как солдат на вошь, на Валерия Чалого, который попытался поддеть его на крючок (часы-то вы какие носите? не российские случайно?). Тогда Геращенко призвала оратора витийствовать на государственном языке (Семиноженко периодически переходил на русский). Мыслить надо по-европейски, а не соревноваться в патриотизме! - провозгласил тот. Да все эти патриоты в своих шароварах и вышиванкахлыком шиты! - поддержал его Олег Зарубинский.

Напоследок Семиноженко пообещал культурную экспансию на российской территории.

Прямиком из Рима, Богдан Гаврилишин с очаровательным канадским акцентом поведал свои взгляды на проблемы, к предыдущей дискуссии имевшие весьма отдаленное отношение, хотя и заметил, что европейская жизнь нам светит лет через 15-20.

Из какой коровы сосать молоко?

Выйдя к микрофону, Арсений Яценюк предложил разобраться в сути проблемы: не кто за Россию или за Европу, а кто за Украину? Какие из нас европейцы? Вот Яценюк и предлагает народу истинно европейские ценности. И тут же оратор провозгласил, что все же мы европейцы. А нас эти поганцы не пускают к себе без виз!

Теперь про Россию. Она находится в сфере наших экономических интересов. Но москали не хотят равноправных отношений, а сосут из нас кровушку. Не верите - спросите у Кучмы. Давай проукраинскую политику! - воззвал он к Януковичу. Уважают лишь народы с накачанными бицепсами и мышцами живота... Чувствовалось, что Москва уже поеживается под гневным взглядом Яценюка.

Вместо Януковича взялся отвечать Михаил Чечетов: умеющий уши пусть услышит! Да премся мы в Европу, но без дружбы с северным соседом никак. Кто бы еще дал нам 40 млрд.? Но Янукович не сдаст национальные интересы. Это оранжевые не уважали дойную корову, из которой мы сосали газовое молоко.

Владимир Олейник предложил говорить правду: миром правит сильный, а мы экономику довели до ручки. Тимошенко всех обобрала, заключив газовые соглашения, а Яценюк ей не помешал. За равноправие надо бороться, парировал тот, и снова принялся уверять украинцев в том, какие они бесподобные. Что же до дружбы с Россией, то негоже товар, купленный за 10 долларов, сбывать за 15 - хотя бы за 11 продавали.

Бульдог против покупателя

Олег Ляшко не согласился быть сюзереном у российского вассала и потребовал открывать в России украинские детсады, а также взять в аренду Рублевку.Яценюк предложил не забираться так далеко, а создавать в Севастополе украинский флот. Во всем виновата Тимошенко, провозгласил Чечетов, а Янукович спасет страну и завоюет мир.

Катеринчук заметил, что главное достижение - демаркация сухопутной границы, и предложил поднимать зарплаты до европейского, а не российского уровня (4,5 тыс. евро - и все будут довольны). А вот Яценюк признался, что и не спешит в ЕЭС, ведь у них все разваливается. (Арсений Петрович, кажись, уже окончательно запутался: получалось, что мы - в полной ж..., но с гордой головой.) Он предложил строить отношения с Россией, как Канада со Штатами. Наша судьба в наших руках!

Олег Рыбачук принялся по бумажке объяснять, что такое Россия по объему природных богатств и поголовью минтая и какое место она занимает по продолжительности жизни мужчин и числу сумасшедших. Куда ж стремиться-то? Воевать с тем, с кем торгуешь, - это то же самое, что науськивать бульдога на покупателя у лавки, - заметил Зарубинский. У кого нам газ покупать? - поинтересовался Портников: вот начнем покупать его у Катара - тогда и Москва нас станет уважать. А наших политиков - всех отправить на Рублевку! Не всех, а только проигравших на выборах, вставил Чечетов.

Ты лети, мой лепесток, и на запад, и на восток

Петр Порошенко вышел к микрофону как последний министр на черной страничке в истории Украины (вы его кинули! - возмущенно воскликнул Ляшко, обращаясь к регионалам). Миру нужна предсказуемая Россия, поведал Порошенко, и глупо заниматься с ней перетягиванием каната. Хватит трепаться про евроинтеграцию, а надо заниматься ею. У нас же сумасшедшие запасы чернозема! Гость признался, что первым пытался раскрутить на газ аравийских эмиров и султанов, только не уточнил, почему же лайнеры со сжиженным газом не потянулись вереницей в Одессу.

Порошенко предложил дружить с Россией себе во благо. Если бы не второй подбородок, то в своем порыве он вполне мог бы сойти за молодого человека, изгоняющего всяких там ляшко и рыбачуков из храма: нечего пенять на Россию - все ее намерения в отношении Украины оправданы...

Когда часы пробили полночь, на белом рояле появились красные розы, предназначенные Яценюку, которому только что исполнилось 36 лет, но он не превратился ни в крысу, ни в принца, ни в президента...

А Порошенко продолжал перечислять свои заслуги во внешней политике и деле превращения страны в сильную независимую державу. (Опять на поверхность всплыло противоречие: вроде бы все у нас есть, но почему-то ни черта нет.) Европа только и ждет, чтобы принять нас в свои объятия (разумеется, не без участия Порошенко), но спешить туда не стоит, поскольку сама она пока концы с концами свести не может.

Венком - по свободе

Шустер предложил идти в Европу, но сперва разобраться со свободой слова. Были показаны кадры с падением венка на президентскую голову, а Ляшко воскликнул, что это Божий знак. Осадив Ляшко, ведущий поведал, что на телеканалы пришло указание не показывать эти кадры. Портников пояснил, что можно показывать, а можно не показывать, потому что это не новости, а сюжет, годный для Интернета. Вот россияне во всю смаковали внешний вид Ющенко после отравления: разве это хорошо? И 11 сентября американцы не демонстрировали в телеэфире жуткие кадры выбрасывающих из окон людей.

Ляшко же настаивал, что это факты, и их надо показывать. Гости начали спорить, что это было - божий знак или курьез? Портников заметил, что принимающих первую позицию надо отправлять в дурдом. Сюжет выдавать в эфир надо было, но без издевательств, рассудил от имени 5-го канала Порошенко. А свободу слова регулировать негоже, и 5-й канал он не продаст!

Зрителям был показан отрывок из дискуссии Немцова с Герман о том, каким журналистам работать на украинском телевидении - российским или своим. Шустер признал себя репортером без границ и припомнил, как в Штатах правили бал канадские журналисты. Так что слова Герман, которая призвала холить своих, а не чужих журналистов, - с дурным душком.

Геращенко предложила не хихикать над венком, а разоблачать Россию, не корить за яйца в парламенте, а объяснять суть конфликта.

Олейник заметил, что Шустер - это голова, но в украинских футбольных клубах должны играть украинцы. Сначала правопорядок, а уж потом свобода слова. Портников припомнил, как его вышвырнули из эфира в 99-м, когда он позвал на передачу Олейника. Если идти по пути, намеченным Герман (продвигать сперва своих, а потом - лишь лояльных своих), то придем к российской цензуре.

Егор Соболев предупредил, что без свободы слова всем - крышка, даже Ахметову. Андрей Шевченко выразил радость, что у нас есть еще те, кто бросает вызов системе, только не надо соревноваться в том, кто из политиков - лучший друг свободы слова. Но бульдозер уже тронулся, и не надо подавление свободы оправдывать законопослушанием.

На защиту Герман робко встал Чечетов: мол, она не на Шустера наезжала, а выразила желание, чтобы и у нас плодились такие шустеры. Не пена, а суть - вот в чем цель журналистики, заметил Яценюк, а Шевченко потребовал от власти признать, что на свободу слова был совершен наезд.

Результат программы был достигнут: число сторонников «управляемой демократии» уменьшилось аж на 11%! А мне на ум пришли слова Александра Галича: «А я выбираю Свободу, и знайте, не я один! ...И мне говорит «свобода»: - Ну что ж, - говорит, одевайтесь и пройдемте-ка, гражданин...»

...В конце программы зрителям был представлен знаменитый фотограф Рышард Горовиц, бывший самым маленьким ребенком в Освенциме. Он поведал свою простую историю, на фоне которой все наши местные дрязги показались такой мерзостью, что даже появилась надежда: может, наши что-нибудь усвоят. Но крупные планы некоторых из них успокоили: не дождемся!.. Впрочем, сам Горовиц предложил не жить, лишь оглядываясь на прошлое, а слушать джаз. И зазвучал рояль под пальцами Ирины Розенфельд...

Мой блог http://rushkovsky.hiblogger.net/