УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украина – не Лас-Вегас, но и не Риал-стрит

Украина – не Лас-Вегас, но и не Риал-стрит

К счастью, даже в Украине всеобщее повышение цен происходит непостоянно. Особенно после ухода с политической сцены дилетантов.

Но причины апрельской дефляции в Украине правительство объяснило довольно невнятно: дескать, сезонное колебание цен. Нашей редакции пришлось обратиться за комментариями к известному экономическому и финансовому гуру, экс-зампредседателю Нацбанка Александру Савченко.

- Александр Владимирович, как Вы считаете, правительство во главе с Азаровым ради популистских целей еще не начало жестко регулировать цены, удушая тем самым слабые зачатки рыночной экономики в Украине?

- Нет, пока что новое правительство существенно не нарушило либеральные законы рынка, хотя и серьезных реформ тоже не начало. Причины финансового кризиса по-прежнему находятся в области финансов. Как у населения появилась аллергия на дороговизну, так и у банкиров появилась аллергия на реальный сектор экономики, они перестали кредитовать производство.

- Да, недавно один из конгрессменов сказал в Вашингтоне представителям финансовых кругов Америки, очередной раз скатившимся до банкротства ведущих инвестиционных банков: «Это не Уолл-стрит! Это Лас-Вегас».

- Вот-вот, у нас картина в принципе похожая: мало того, что банки крайне неохотно заходят сегодня на Риал-стрит, резко сужая и даже сжимая кредитный портфель базисных предприятий страны. Так они еще и любыми путями возвращают свои старые кредиты, игнорируя мировой опыт кредитных каникул (конечно с поддержкой центрального банка и правительства). Ну, и результат налицо – в Украине продолжается рецессия, которая порождает дефляцию. Т.е. причина дефляции – отсутствие кредитования.

- Вы позволите, Александр Владимирович, я применю Ваши экономические термины на примере, скажем, крупного металлургического завода, который вместо запланированного кредита в 100 млн. гривен получил от своего банка только 50 млн., да еще и параллельно вернул 60 миллионов старых кредитов другим финансовым учреждениям. Тогда вместо, скажем, пяти тысяч гривен зарплаты металлурги получили на руки только по две тысячи и меньше купили яиц, мяса, водки, мебели и телевизоров с холодильниками. Продавцы этих товаров, чтобы спасти свой рынок, снизили цены: дефляция!

- Но и рецессия! Потому что в таких условиях не растет ни производство, ни уровень жизни, ни ВВП. Плюс наложите на описанную ситуацию второй виток мирового финансового кризиса, который фактически начался после банкротстваГреции: экспорт вашего условного металлургического завода тоже упадет после очередного падения европейского и мирового рынка.

- Значит, в нашем конкретном случае спасение утопающих – дело рук самих утопающих? Ведь в условиях второго витка кризиса Украине вряд ли придут на помощь страны Евросоюза и мировые финансовые организации?

- Долги Греции оказались выше ее ВВП почти в два раза. Одна из основных причин такого положения – высокие зарплаты, в частности банкиров и госслужащих, которые возникали как бы неоткуда, фактически кредитовались за счет внешних заимствований.

- Но наши банкиры, в том числе банкиры-банкроты про себя тоже не забывают, впрочем, как и госслужащие.

- Я всегда публично выступал против такой порочной практики: банк-банкрот приходит в Национальный банк Украины за финансовой помощью, получает миллиарды гривен на спасение банка, реструктуризацию своих долгов, после чего продолжает платить своим топ-менеджерам зарплаты по пятьсот тысяч гривен в месяц. Или второй случай: банк находится в тяжелом финансовом положении, в результате чего не платит налоги, и это совершенно не влияет на космические зарплаты руководства банка!!!

- Но, по-моему, это все-таки глобальная проблема. И даже авторитарный премьер-министр Российской Федерации Путин, который жестко потребовал от российских банков с государственным капиталом сократить немыслимо высокие бонусы топ-менеджмента, ничего не добился?

- Да, и в отпуска Путин своих банкиров пытался не отпускать во время пика финансового кризиса. Но послушался, кажется, только один банкир. Торгуя деньгами, то есть, фактически торгуя доверием, банкирская каста всего мира превратилась в вещь в себе, проводя финансовую политику в полном отрыве от Реал-стрит. К сожалению, многие (но не все) представители нашего банковского сектора заразились этим вирусом «золотого банковского тельца», превратив для основной массы клиентов банковскую сферу в некую зону спекуляций и риска. Однако замечу, что в Украине все еще большинство банков находятся в рабочем

- Кстати, Александр Владимирович, Ваша личная борьба с валютными спекулянтами, за укрепление национальной валюты гривны, надеюсь, подходит к победному концу?

- Мало кто сегодня понимает, что именно национальная валюта – это основа национального суверенитета. Как я и предсказывал, курс гривны после выборов постепенно укрепляется.

- Но это приведет и к увеличению иностранных инвестиций в Украину, которые просто замерли в ходе беспрецедентно грязных президентских выборов?

- Укрепление курса гривны, как и общее уменьшение политических рисков уже привело к тому, что в Украине активизируются иностранные инвесторы, причем не только на рынке ценных бумаг и долговых обязательств, выпускаемых Минфином. Ведь что нужно инвестору? Как показывает китайский опыт, инвесторов интересует одно – стабильность и понятные правила игры. И хотя революционных и кардинальных реформ от этого правительства, мы, похоже, не дождемся, так давайте зарабатывать хотя бы на стабильности его политики!