УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

На ОПЗ уже нашелся покупатель

На ОПЗ уже нашелся покупатель

Одесский припортовый завод разрешили приватизировать. Фонд госимущества ждет последних нормативных актов Кабмина, которые дадут зеленый свет процессу продажи химического гиганта. А вероятный собственник уже не особо стесняется, заявляя о намерении завладеть лакомым куском.

Собственно, решение о необходимости приватизации ОПЗ, КГОКОР и четырех облэнерго было принято еще осенью на заседании СНБО – в целях наполнения бюджета. И указ Януковича от 13 декабря просто ввел это решение в действие: бюджет наполнять надо, а Налогового кодекса, даже очень нового, для этой цели мало.

Глава Фонда Госимущества Украины Александр Рябченко уже давно не скрывал, что рассчитывает на решение правительства о приватизации четырех облэнерго – именно это ему позволило бы выполнить традиционный план доходов от приватизации в 10 млрд грн.

«Если энергогенерирующие и распределяющие объекты пойдут на приватизацию, то нам, конечно, удастся выполнить план на 2011 год – тоже 10 млрд, как и в 2010 г. Что касается Одесского припортового и других объектов, то Фонд еще не приступил к подготовке приватизации. Указ президента уже есть, но нет отдельных необходимых решений правительства. Как только появятся эти решения, мы сможем приступить к приватизации, о которой было заявлено на высшем уровне», - таков комментарий Рябченко для «Обозревателя».

Но вероятную или хотя бы желаемую сумму продажи ОПЗ глава ФГИУ не называет. Это объяснимо и простительно: еще не вполне утих шум, поднятый депутатами Александром Голубом (КПУ) и Владимиром Демишканом (ПР) относительно приватизации 60% акций «Международных авиалиний Украины». Демишкан утверждает, что стоимость продажного пакета должна быть от 400 млн до 1 млрд грн, тогда как Рябченко назвал сумму в 250 млн грн.

Иначе говоря, называть сумму продажи заранее – хлопотно и чревато неприятностями. Впрочем, если называть ее постфактум – тоже скажут, что продешевил. Так, не далее как 15 декабря на заседании Кабмина глава ФГИУ назвал сумму продажи 40% акций Северодонецкого объединения «Азот» - 276 млн грн, тогда как уставной фонд предприятия составляет более 1 млрд грн.

Так что возможные поступления в бюджет от продажи ОПЗ мы пока не узнаем. Кроме того, первыми в очереди на продажу стоят энергетические компании:

«Конкретные цифры пока называть рано. Не будем торопиться, приватизация энергетики – это дело не одного года. Этот процесс, скорее всего, растянется на 2011-2012 годы. Приватизацию облэнерго и генерирующих компаний мы будем проводить не спеша, но активно», - осторожно обещает Рябченко.

Никаких цифр не называет и министр финансов Федор Ярошенко, хотя саму идею приватизации ОПЗ поддерживает, считая, что продажа Одесского припортового завода положительно скажется на доходной части бюджета.

Уже упоминаемый депутат-коммунист Александр Голуб смотрит на перспективу продажи ОПЗ достаточно мрачно:

«Мы очень негативно относимся к продаже стратегических предприятий. Нас настораживает, что в проекте бюджета предусматривается получение порядка 10 млрд средств от приватизации. Совершенно очевидно, что чохом туда могут пойти и стратегические предприятия, такие как Одесский припортовый, и целый ряд других, которые могут быть приватизированы, тот же «Турбоатом» харьковский. КПУ и фракция коммунистов в парламенте выступают категорически против подобного подхода и считают, что такие стратегические предприятия должны оставаться в собственности государства. И более того, даже те предприятия, которые были в свое время приватизированы, но на сегодняшний момент неэффективно с точки зрения государственной политики используются, должны быть возвращены государству».

С коммунистом не согласен его коллега Роман Зварыч (НУ-НС):

«Как отношусь к приватизации ОПЗ? Кстати, позитивно. Я думаю, что этот вопрос можно было бы вынести на рассмотрение Верховной Рады. Я бы хотел знать, какие будут особенности приватизации. Но исхожу из принципа, что если будет найден хороший хозяин для завода, то будет хоть какой-то порядок. Я не имею уверенности, что там такой порядок существует. Поэтому мне кажется, что этот объект может подлежать приватизации».

Глава оппозиционного правительства нардеп Сергей Соболев (БЮТ) уверен: ОПЗ сегодня продавать нельзя, в условиях кризиса конъюнктура рынка очень неблагоприятна для продажи таких предприятий:

«Причина, почему ранее запрещали продажу ОПЗ – это мировой финансовый кризис. Если следовать этой логике, то следует посмотреть, что сейчас делается в мире. А в мире реальное падение рынков. Даже незначительные всплески, которые происходят сегодня на рынках, свидетельствуют об одном: происходит дальнейшая стагнация мировой экономики. Поэтому продавать эти объекты в таких условиях, рассчитывая, что кризис якобы миновал - абсолютно неправильно. Получить реальные деньги за эти объекты будет невозможно.

Но есть другой вариант. Насколько я понимаю, эти объекты уже расписаны по тем, кто их приватизирует. Очевидно, что это - приватизация для своих. Фактическая приватизация будет под тех, кто поддерживает финансово Партию регионов.

Наиболее вероятным претендентом на приватизацию «Укртелекома» называют господина Ахметова. Если говорить об Одесском припортовом, то в его приватизации будет наиболее заинтересована группа Фирташа. Думаю, в этом и лежит ответ на все вопросы», – сказал Соболев «Обозревателю» в кулуарах Верховной Рады.

В качестве подтверждения версии о «договорном» характере приватизации Соболев привел пример с приватизацией «Укртелекома»: «Когда министр финансов фактически утверждает, что средства от приватизации «Укртелекома» поступят еще в текущем году – посчитайте, сколько дней осталось. Да даже просто проведение самого конкурса, подведение итогов, перечисление денег – свидетельствует о том, что победитель конкурса уже пообещал, что в случае, если он будет покупателем, эти средства будут перечислены до Нового года и поступят на баланс бюджета уже в текущем году», - сказал Соболев.

А час спустя на пресс-конференции Дмитрий Фирташ заявил, что его компания Group DF намерена участвовать в конкурсе по приватизации ОПЗ. Цифр, правда, и он называть не стал. Однако поведал, что укрупнение на украинском химическом рынке – веление времени и защита от российских конкурентов.

Кто будет формальным или реальным конкурентом Фирташа в борьбе за ОПЗ? Оправдаются ли прогнозы оппозиции? Сколько средств принесет в бюджет продажа стратегического предприятия? Дальнейшее развитие ситуации представляется не менее интересным, чем история прежних попыток приватизации ОПЗ.

Предприятию не особо везло в приватизационных конкурсах – пока ни один из них не был доведен до конца. Правительство несколько раз пыталось продать Одесский припортовый завод, но каждый раз что-то мешало. В частности, президент Ющенко несколько раз приостанавливал распоряжение Кабмина об утверждении условий конкурса по продаже ОПЗ.

В последний раз завод пытались продать больше года назад, и это вышло боком многим участникам рискованной затеи. В ходе подготовки к конкурсу Ющенко в очередной раз отменил приватизацию ОПЗ. Окружной административный суд Киева также запретил проведение конкурса. Однако премьер-министр Юлия Тимошенко настояла на продаже предприятия в намеченные сроки – 29 сентября 2009 г.

Из-за сомнительной легитимности продажи ОПЗ большинство покупателей отказались от участия в конкурсе. Лишь три компании вышли на финишную прямую – подконтрольный «Газпрому» российский «Азот-Сервис», «Фрунзе-Флора» Григоришина и «Нортима» Коломойского. Последняя стала победителем конкурса, выложив 5 млрд грн при стартовой цене в 3,9 млрд грн. При этом Коломойский незадолго до конкурса открещивался от претензий на ОПЗ, утверждая, что цена в 4 млрд слишком высока.

Однако комиссия по продаже ОПЗ была иного мнения. Продажную цену сочли слишком низкой и не признали итогов конкурса – Фонд госимущества, как оказалось, намеревался получить за ОПЗ как минимум две стартовые цены. Дальше пошло-поехало: премьер-министр обвинила в срыве приватизации президента и послушные ему суды, распугавшие покупателей. Глава ФГИУ решил, что налицо нечестная конкуренция и сговор Коломойского и Григоришина. Оппозиция – Партия регионов - все свалила на Тимошенко, которая якобы намеревалась сбагрить ОПЗ Коломойскому по дешевке.

На этом перипетии не кончились – после отмены конкурса ФГИУ вернул залог в размере 400 млн грн только компании «Азот-Сервис», а Григоришину и Коломойскому пришлось выбивать свои залоги в суде. Жертвой этой истории пала экс-заместитель главы ФГИУ Татьяна Грицун, по чьей вине, как утверждает следствие, не был возвращен залог – против чиновницы возбудили уголовное дело.