УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сукины дети европейского парламентаризма

Сукины дети европейского парламентаризма

Как известно, пресловутые лейб-хирург Лесток и вице-канцлер Бестужев из знаменитого фильма про гардемаринов (и из российской истории) были агентами влияния соответственно французского и австрийского двора. А потому поладить между собой никак не могли. Борьба за власть внутри державы причудливо переплеталась с внешнеполитическими играми и интригами.

К чему это? Да к тому, что с тех пор мало что изменилось. И хотя Украина XXI века – это не Россия века XVIII, для укрепления собственных позиций внутри страны наши политики с готовностью идут на альянсы с теми или иными политическими силами зарубежья. Однако если ранее деление происходило по условной линии «Запад (Европа) – Восток (Россия)», то сейчас выясняется, что и Европа не так уж едина. Есть Европа, которая за демократию, права человека и Юлию Тимошенко – а есть Европа, которая за демократию, права человека и… Виктора Януковича.

Союзник Тимошенко – Европейская Народная партия – это правоцентристское объединение, у которого, несмотря на довольно большое количество национальных партий, есть четкая общая политическая линия - либерализм в сочетании с консерватизмом.

С тех пор как «Батькивщина» стала наблюдателем в ЕНП, эта европейская партия оказывает ей всяческую поддержку.

Понятно, что Юлия Тимошенко в этой компании оказалась волею случая: ниша проевропейской национал-демократии в Украине оказалась не то чтобы свободной, просто ее прежние обитатели утратили всякое доверие электората. Вот Тимошенко и подняла ситуативно попавшее в ее нежные, но цепкие ручки знамя. Точно так же, как ранее – в 2005 году – ситуативно пыталась изобразить из себя левоцентристку и втереться в Социнтерн.

Впрочем, вокруг европейских социалистов сегодня вертятся другие, не менее экзотические персонажи: в октябре Партия Регионов подписала меморандум о сотрудничестве с Прогрессивным альянсом социалистов и демократов в Европейском парламенте. Это объединение под названием Социалистической группы знавало и лучшие времена – тридцать лет назад это была самая большая фракция Европарламента. С тех пор их дела пошли вниз, и даже альянс с некоторыми демократическими партиями не вернул европейским социалистам контроля над Европарламентом. Однако вторая по численности фракция – это тоже много значит. К тому же, там много сторонников расширения ЕС. Видимо, из этого и исходили «регионалы», заключая союз с евросоциалистами.

Из чего исходили евросоциалисты – понять сложнее. Впрочем, тот же вопрос можно было бы задать и европейским народникам: что они нашли в «Батькивщине» - абсолютно безыдейной, авторитарной, популистской партии?

Вот что нам рассказал об этом директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко:

«Что касается Партии регионов и социалистов - нужно учесть, что к Европейской народной партии очень близка Тимошенко и ее окружение, они там очень активно работают. И тут уже срабатывает фактор конкуренции. Безусловно, внутренние противоречия между социалистами и ЕНП переносятся и на международную арену: «Ага, вы с Тимошенко – а мы тогда с «Регионами» будем говорить». В ЕС тоже есть своя идеологическая борьба, своя идеологическая конкуренция. И в этом смысле Украина выступает этакой площадкой, где они между собой дискутируют.

Регионы не являются социалистами. Также как «Батькивщина» не является правоцентристской партией. Она внеидеолгическая партия. Думаю, что и Регионы тоже вне идеологии. Регионы представляют интересы крупного капитала, но в то же время они – более правая партия. Если абстрагироваться от их родовых травм, то они ближе к правой партии. Тогда как «Батькивщина» - это партия лидерского типа без выраженной идеологии, поэтому им в этом смысле тяжело. Думаю, все это понимают.

С другой стороны, Регионы ведь не в Социнтерн вступили – хотя могли бы. Просто ниша была пуста. В ЕНП уже были «Батькивщина» и «Наша Украина». Более того, потенциальные друзья, такие как Марек Сивец или Адриан Северин – все эти крупные политики, которые склонны к большему сотрудничеству с нынешним правительством Украины – они в большей мере в социалистической фракции находятся. Так исторически сложилось. Кроме того, вопросы визового режима легче «пробить» через левых, чем через правых. Левые в некоторых вопросах выступают более либеральными, а в некоторых вопросах более требовательными. Я уверен, что, к примеру, вопросы демократии, верховенства права более чувствительны для правых, чем для левых – левые могут на большее количество проблем закрыть глаза. Именно поэтому «Регионы» попадают туда».

Помнится, на последнем съезде «Батькивщины» Тимошенко бравировала европейской поддержкой, перечисляя фамилии близких к ЕНП европейских лидеров: Саркози, Меркель, Берлускони…

Именно под руководством поддержанного ЕНП Николя Саркози во Франции повысили пенсионный возраст, спровоцировав давно уже невиданные манифестации вплоть до захвата протестующими стратегически важных промышленных объектов. Кстати, и подавлены эти выступления были достаточно жестко.

Это не помешало Тимошенко грозить Януковичу устроить в Украине вторую Францию, по сути становясь на сторону противников ее европейских патронов. Позвольте, милочка, но это Янукович и устраивает в Украине вторую Францию, проводя, подобно ЕНП, жесткие непопулярные реформы.

Впрочем, если смотреть правде в глаза, то экономическая и социальная составляющая деятельности Януковича менее всего волнует европейских критиков официального Киева. ЕНП больше сокрушается по поводу свободы слова, демократических ценностей и прозрачности выборов. А какой пенсионный возраст установить и сколько налогов с предпринимателя содрать – это, собственно говоря, внутреннее дело Украины, ее экономический суверенитет.

И это не случайно. Саркози вовсе не черная овечка среди вождей ЕНП. Ту же политику сегодня проводит и близкий к ЕНП федеральный канцлер Ангела Меркель: в Германии готовятся к повышению пенсионного возраста. В Италии под руководством Сильвио Берлускони, который для ЕНП тоже не чужой, проводят режим жесткой экономии и повышают пенсионный возраст – и тоже нарываются на массовые протестные акции.

В Австрии народная партия из ЕНП и социал-демократы из Европейской партии социалистов создали коалиционное правительство и вместе проводят жесткую политику сокращений в социальной сфере, чем уже спровоцировали многотысячные демонстрации протеста.

Сокращают социальные расходы и вводят жесткую бюджетную экономию правящие Словацкий Демократический и Христианский союз и Румынская демократическая либеральная партия – тоже член ЕНП.

Можно не продолжать – это общеевропейская тенденция.

Именно такова и экономическая политика правительства Януковича. И если бы все определялось именно ею – членом ЕНП была бы Партия Регионов. Но Европа ищет союзников в Украине не по схожей экономической практике, а по принципу «Сукин сын, но наш сукин сын». Ну, или «сукина дочь», в зависимости от партийности.

«Никто не запрещает политическим с илам искать союзников в Европе. Раз уж мы декларируем, что движемся в Европу (в политическом смысле), то Европа – это интегрированное политическое пространство. Там редки отношения «твое-мое», там все больше «наше», партии вступают в партнерские отношения и соответственно выступают с общими позициями. Но есть этическая грань, которую каждый определяет сам. Насколько корректно с одной стороны, устраивать истерики и говорить, что у нас полная катастрофа, с другой стороны – ехать и рассказывать, что у нас все блестит, все прекрасно? Ведь и те, и другие вводят в заблуждение. И те, и другие переигрывают на международном поле, фактически делая европейских политиков фактически заложниками своей однобокой информации», - говорит директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко.

Результатом такого «двойного» взятия информационных еврозаложников и стала последняя резолюция Европарламента по Украине. В ней – сдержанный «ай-яй-яй» по поводу плохих выборов и прочих демократических прав и свобод, сдержанные похвалы стабильности и столь же сдержанные авансы насчет ассоциации и безвизового режима. Один вопрос: сколько еще Европа будет так сдерживаться под напором двух противоположных информационных потоков со стороны Украины? И как долго ЕНП и евросоциалисты намерены служить репродукторами этих информационных потоков? А впрочем, Европа – она терпеливая. Поэтому – продолжим испытывать терпение…