УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Когда у водителей «едет крыша»…

1,4 т.
Когда у водителей «едет крыша»…

Как известно, состоявшийся 12 октября визит президента Украины Виктора Януковича в Днепропетровск совпал с самым масштабным за годы независимости Украины ДТП.

В автобусе, попавшем под колеса поезда на железнодорожном переезде погибло 43 человека. Немедленно в телеэфире и интернет-пространстве появилось масса сюжетов на данную тему и «рецептов» предотвращения случившегося.

ДТП на Днепропетровщине: страшные свидетельства очевидцев

Как снизить аварийность на железнодорожных переездах

Аварии на ж/д переездах. 5 видео

Одним из первых, как и положено, отреагировал Янукович, предложивший отправлять на медосвидетельствование к психиатру водителей, проехавших на красный свет светофора. Очень дельное предложение – что и говорить. Тем более, что осмотр специалиста по душевным заболеваниям и так входит в число обязательных при получении медицинской справки для водителей, которую те обязаны обновлять каждые 2 года. Точно такой же срок, кстати, предусмотрен и при проведении техосмотра для автомобилей.

Ну так ведь кто может дать гарантию, что водила не «сбрендит» в промежутке между плановыми визитами в поликлинику за вожделенной справкой? Точно также, как в серьезных автопредприятиях перед тем, как выпустить сотрудника в рейс, не довольствуются разрешающим заключением нарколога двухлетней давности – а проводят обязательный осмотр силами штатного врача или фельдшера.

Жаль только, что обнаружить алкогольное опьянение может любой человек, обученный обращению с элементарным «алкотестером». И лишь в отдельных спорных случаях (да еще – «для адвоката») может потребоваться консультация специалиста. А вот с психическими заболеваниями дело обстоит далеко не так однозначно. Собственно, и раздаваемые водителям на медосмотрах анкеты и вопросы врача могут выявить только очень серьезную и явную патологию. Обычно, в том случае – когда коллеги «свихнувшегося» водителя и так «крутят пальцем у виска» при виде его поведения.

А для диагностики скрытой психопатологии нужны более трудоемкие и дорогостоящие методы. Даром, что ли, судебно-психиатрическую экспертизу проводят исключительно в стационарах – причем, порой по несколько недель. Что, будем всю автоводящую братию на недельку в психбольницу оправлять каждые два года - не считая неотложных случаев на манер упомянутого президентом проезда на красный свет, а также остановку в неположенном месте и другие нарушения Правил дорожного движения? Тогда придется всех действительно больных выписать – и штаты психиатров в несколько раз увеличить.

И, главное – главу государства не в чем упрекнуть! Он же, фактически проводит в жизнь тезис еще великого древнегреческого мудреца Сократа, искренне считавшего, что «все беды – от незнания». То есть, если человеку правильно объяснить – он сразу же станет добрым и законопослушным. А если не станет – то, понятное дело – у него с головой не все в порядке, его обследовать и лечить в соответствующих клиниках надо.

Но, если говорить серьезно – Виктор Федорович, несмотря на маловыполнимость его намерений о психиатрической экспертизе «нарушающих» водителях прав в главном. А именно – от порядков, царящих на наших дорогах, может «поехать крыша» даже у самого добропорядочного водителя. А как именно она «поедет» – это уже, действительно, к психиатрам. У них на этот счет много диагнозов есть – вроде «аффекта», «реакции последней капли», «реактивного психоза» и т.д.

Ну, например, едешь ты по даже не проселочным – а вполне магистральным дорогам Черниговщины. Со скоростью 20 км/час, и при этом все равно выслушиваешь малоприятные стуки «подвески» своей машины о бесчисленные ямки и ухабы – несмотря на регулярно выколачиваемые из тебя денежки, якобы «на ремонт дорог». И вдруг обнаруживаешь перед собой лживую физиономию местного политика или дорожного начальника с плакатом, уверяющим о его «заботе о народном благе».

Думается, половина среднестатистических водил не пожалели бы нескольких минут, чтобы покрыть этих «благодетелей» как минимум, отборным матом. А другая половина, глядишь, потратила бы эти несколько минут и на более убедительный способ доведения до пресловутых «лиц» прописных истин. Не исключено – что и с помощью монтировки. И, отчего-то думается, что любая психэкспертиза таких «сорвавшихся» оправдала бы – признав «невменяемыми» как раз по причине вполне объяснимых аффективных реакций на постоянное «автовредительство», возведенное в ранг, как минимум, региональной политики.

Железнодорожное издевательство – и его жертвы

А ведь жуткое состояние отечественных автодорог – не единственный повод раздражения для автовладельцев. В конце концов, к «высоким дорожным стандартам» на уровне Средневековья почти все привыкли – как к повсеместной коррупции, «бесплатной медицине» с необходимостью платить почти за все и проч. А вот железнодорожные переезды, ввиду их относительной редкости – дело другое.

Помнится, этим летом мне пришлось ожидать возможности проехать на переезде вблизи станции Березань. Ждать пришлось ну очень долго – минут пятнадцать. В смысле – проезда поезда, сам состав промелькнул за положенные одну-две минуты. За время вынужденного простоя с обоих сторон путей скопилось, наверное, по полсотни «легковушек» и грузовиков. И, конечно же, автобусов. Многие водители и пассажиры, устав от ожидания при жуткой жаре, выходили на рельсы, выглядывая приближающийся локомотив с надеждой матросов кораблей Колумба, жаждущих поскорее крикнуть: «Земля!». А «земли»-то (точнее – поезда) все и не было. Что там уже произошло у железнодорожников – доподлинно неизвестно. Но красный сигнал железнодорожного светофора горел с упорством маньяка, терзающего своих жертв – а вальяжная дежурная и не думала отодвигать вручную двухметровые заградительные «калитки» с двух сторон.

Как у хотя бы нескольких водителей скопившегося автотранспорта не сдали нервы – уму непостижимо. Ощущать себя полными идиотами, не понимающими – за какие такие грехи родной Минтранс так над ними издевается, и не попытаться проехать – это, без сомнения, подвиг. Не исключено, обусловленный и тем, что описываемое время не было «часом пик», на работу никто не спешил. Но можно ли ручаться за реакцию людей, которым ни за что, ни про что устроили четвертьчасовую «пробку» на ровном месте – если им есть куда спешить? Стоит ли удивляться тем, кто устав ждать обещанного «близкого поезда» в конце концов решит прорваться через переезд «зигзагом», между шлагбаумами? Это ж просто один из вариантов классической сказочки о лживом пастушке, так часто кричавшим «волки, волки!» без явной угрозы – что когда волки таки действительно напали на его стадо, никто из односельчан уже и не думал бежать на помощь.

Ну что будет делать власть после днепропетровской катастрофы? Допустим, в психбольницы водителей-нарушителей отправлять не будет – но «закручивать гайки» начнет точно. Начнутся всевозможные проверки АТП, на них напустят авто- и прочих инспекторов, налоговиков и т.д. Безопасность перевозок повысится вряд-ли (ведь водитель злополучного автобуса имел 36 лет стажа, из которых 20 лет водил пассажирские автобусы – куда уж больше), а вот цены на билеты – очень даже. Ведь в них будет заложена стоимость официальных и неофициальных расходов автобоссов на по большей части «показушное» «повышение стандартов».

А на «художества» железнодорожников опять никто не будет обращать внимания. Государственная монополия, однако – кто ж «режет курицу, которая несет золотые яйца». А почему бы не заставить путейцев соблюдать железные правила относительно пересечения железнодорожных переездов не только автотранспортом – но и поездами? Сколько там нужно даже двухкилометровому составу, чтобы проскочить данный участок при скорости 70 км/час? Одна минута сорок секунд. За сколько нужно подавать запрещающий сигнал светофора? Ну пусть для запаса оставим километр – это всего 50 секунд при вышеуказанной скорости. В итоге получаем максимум чуть меньше 3 минут ожидания. Это если едет тяжелогруженый товарняк – а не куда более короткая электричка или отдельный локомотив. Откуда ж берутся очереди у шлагбаумов больше 10 минут?

А, бывает несколько составов друг за другом или навстречу идут? Ну так это должно быть проблемой регулировки железнодорожного, а не дорожного движения. Ау, господа «гаишники», уставившие своими «Визирами» пол-Украины – сделайте хоть раз доброе дело в пользу водителей, а не вопреки им. Установите свои видеокамеры на переездах. Глядишь, какую-то деньгу и с «лихачей» сможете в госбюджет выбить.

Но, главное – пусть эти камеры фиксируют номера автомашин возле переезда – и время их ожидания. И если это время превысило указанные 2-3 минуты – «письмо счастья» должно быть отправлено по адресу железной дороги. Лучше – через суд. А те, чьи нервы и планы срывались по причине головотяпства железнодорожников – тоже должны быть уведомлены. О необходимости придти в банк для получения компенсаций за понесенный ущерб – ну, скажем, гривен по 5 за каждую лишнюю минуту ожидания.

Важный момент – штраф должен платиться не с расплывчатых «счетов ж/д предприятия».

Платить его должны исключительно с фонда оплаты труда – причем тех работников, которые непосредственно задействованы в порочной организации движения поездов и непредсказуемой системе регулировки движения на переездах. От министра – до последней дежурной. Вот тогда в стране наступит порядок – как минимум, при пересечении жележнодорожных путей. Во всяком случае, нарушать правила будут лишь люди действительно «без царя в голове» - а не потенциально любой водитель, измученный длительной «переездной» нервотрепкой…