УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Битва за портфель, 13 февраля 2009

Битва за портфель, 13 февраля 2009

«Тайны мадридского двора»

Итак, то, что обсуждалось на уровне слухов и намеков, стало явью. Министр финансов Виктор Пинзеник, лидер партии «Реформы и Порядок» и один из видных членов Блока Юлии Тимошенко заявил о своей отставке с поста министра финансов.

То, что между Тимошенко и Пинзеником нарастают противоречия, стало явным еще с ноября 2008 года. Тогда, при окончательном согласовании бюджета на 2009 год мнение министерства финансов почти проигнорировали, а его подготовку поручили курировать первому вице-премьеру Александру Турчинову. Уже тогда ждали заявление об отставке Пинзеника. Повод нешуточный. Впервые за время украинской независимости министр финансов был отстранен от подготовки и представления Государственного бюджета. Абсурдность такой ситуации очевидна даже для людей, далеких от политики. Ну, а бюджет «слепил из того, что было» первый вице-премьер господин Турчинов. Почти все цифры в нем были «притянуты за уши» или «взяты с потолка» лишь для обеспечения «хорошего фона» для пламенного спича мадам Тимошенко.

Затем противоречия между премьер-министром Тимошенко и Пинзеником стали явными на одном из заседаний правительства. Тимошенко тогда абсолютно безграмотно заявила, что, мол, «правительство Украины к курсу гривни к доллару и другим валютам не имеет никакого отношения», а Пинзенник набрался смелости и пробубнил, «что не хочет вступать в дискуссии по неэкономичным вопросам». Ну а затем этот нашумевший доклад, который «утек» из приемной министра финансов, через 10 минут после того, как был направлен главе правительства. Затем Пинзеника ушли на больничный и нашли способ запретить ему «вякать». Тогда стало ясно, что первой министерской потерей в кабмине Тимошенко будет не Винский, Онищук или Васюник, а именно Пинзеник. И дело здесь не в нем…

Те, кто давно его знают, высказывают немалый скепсис по поводу его подходов к денежно-кредитной системе и ее роли в хозяйственной жизни страны. Именно его и Турчинова непрофессионализм и даже любительство чувствовались во всех шагах правительства по регуляции экономики в 2008–2009 годах. От этого пострадал даже Национальный банк, так как попросту не успевал за метаниями правительства в хозяйственной сфере. Пинзеник оказался слаб и в способности противостоять лоббистам. Вместо того, чтобы быть мистером «нет», он оказался господином «постараюсь» и практически никому не отказывал.

В то же время господин Пинзеник обладал немалым опытом бюджетной проблематики. Вопросам регулирования финансовых потоков он придавал первостепенное значение. Более того, он свято верил в то, что сбалансированность бюджета - это краеугольный камень всей национальной экономики. Может быть, поэтому для него таким шоком стал полный дисбаланс бюджетной сферы. Стресс был так силен, что заставил верного солдата «кровавого сердца» переметнуться к «пчеловодам». А там, как известно, пленных не берут. Любому «сержанту» из лагеря противника тут же вручают «генеральский жезл». С Пинзеником не получилось. Слишком четко он видел, что присные Гаранта сделали с руководством Нацбанка.

Поэтому выбор господину Пинзеннику остался небольшой. Быть восковой куклой министра финансов в музее мадам Тимошенко. Или стать финансовым бандерлогом в джунглях Банковой.

Тут есть реальная опасность вместе со всей стаей в какой-то момент найти себя в лучшем случае за решеткой зоопарка, ну а в худшем - чучелом в кабинете более удачливого чиновника. Ну, а в первом случае экс-министр ну никак не хотел стать «вазелином» для госпожи Тимошенко, которая использует любые свои шаги только как пиар в неуклонном движении к главному посту страны. А тут главное популизм… что плохо сочетается с реальным управлением финансовым хозяйством такой сложной страны, да еще в такое непростое время. Вся суть заявления Пинзеника об отставке вот в этих его словах: «В нынешних условиях профессиональная позиция министра финансов стала заложницей политики. Изменить эту ситуацию министр финансов не может. Как не может отказаться и от своих профессиональных подходов».

Одним словом, все на потребу электорату. Ну, а финансы пусть поют романсы. В этом главная тайна «мадридского двора газовой принцессы» - купить корону любой ценой, даже если потом придется расплатиться королевством. Так поступали карликовые германские курфюсты, когда сдавали Бисмарку свои опереточные княжества. Потом они доживали век с титулами и гербами но при других дворах. Мы примерно представляем, кого г-жа Тимошенко избрала себе в качестве Бисмарка и при каком дворе будет носить эту фальшивую корону…

"Все так нехорошо, прекрасная маркиза, и даже в пустяках у нас беда"

Хорошо, что у Пинзеника хватило мужества не уходить, сжав губы и бросая проклятия в узком кругу. А обнародовать свою позицию и предать огласке преступную деятельность экономического сектора правительства. Известная записка, которая, как говорят, специально была подготовлена для широкой публики, а не для верхушки кабинета, была вброшена в СМИ немедленно, как только появилась. В той записке слишком ясно и подробно, так чтоб было понятно и обывателю, Виктор Михайлович изложил, как глубоко мы пали. Кстати, в тексте нет никаких засекреченных позиций, что еще раз указывает на заведомую публичность этого документа. Ну а дальше в характерной для Пинзеника манере, с графиками и таблицами, был показан ошеломляющий уровень экономического коллапса, к которому украинская экономика катится со скоростью маневрового тепловоза. Пинзеник уверен, что если правительство не одумается, то технический дефолт будет самым слабым из последствий пиара Тимошенко. Конец может быть гораздо хуже. На горизонте полное банкротство страны, голодные бунты и развал территорий. Для понимания – это случилось с Аргентиной пару лет назад. Загляните и посмотрите, чем для нее это все кончилось…

Вернемся к записке. Хотя сама эта докладная не содержала ничего нового, именно ее публикация вызывала немалый резонанс в обществе. Особенно пикантным было то, что пресс-служба Кабмина сразу же выступила с опровержением, что это реальный текст докладной записки. Ссылались при этом на слова Пинзеника. Но в заявлении министра лишь говорилось о том, что ее публикацию в СМИ он считает провокацией, но не отрицал сам факт ее существования. При этом высказался министр лишь на вебсайте Министерства финансов, но непосредственно от Виктора Пинзеника никто так ничего и не услышал.

Это молчание было больше чем слова… Молчать иногда лучше, чем говорить. Ну а затем добровольно-принудительная госпитализация и «страшная» болезнь, из-за которой министр не смог поговорить ни с одним журналистом, расставили все по своим местам. Стало ясно, что все правда и отрицание этой правды - это все тот же пиар г-жи Тимошенко. В общем, как обычно, ударили пиаром по проблемам и заняли позицию страуса. Интересно только, чем так напугали г-на Пинзенника, он бегал от прессы как чумной. А его пресс-служба отбивала атаки даже тех журналистов, которые готовы были заразиться от Виктора Михайловича хоть СПИДОм, хоть лихорадкой Эбола, хоть диабетом… (Надеемся, что ничего подобного в анамнезе Пинзеника нет).

А вообще его надо похвалить. В страшно сложных условиях, поставив под вопрос свою карьеру и под удар десяток своих однопартийцев, он не побоялся проявить гражданскую, ответственную позицию и публично заявил о несогласии с экономической политикой премьер-министра Тимошенко и ушел в отставку. И публично объяснил это невозможностью отказаться от исповедуемых им принципов сбалансированности бюджета, минимального размера его дефицита, неэмиссионных источников его финансирования и ограничении жизни в долг. Теперь остается только дождаться, какие обвинения будут на него повешены...

Будут они обязательно. Мало того, что против всех, кто выступает с критикой госпожи Тимошенко, сразу разворачивается кампания дискредитации, так тут еще и соблазн сыграть в любимую игру славянской души «про плохих бояр и хорошего царя». Короче, Пинзенику срочно нужна политическая крыша. В авгиевы конюшни БЮТ он уже не вернется, «пасека бандерлогов» для него опасна, на консорциуме бело-голубых он просто будет смотреться оранжевой вороной. Поэтому путь ему в один из новых проектов. Намек понятен. Скорее всего растущая звезда Арсения Яценюка начинает формировать галактику. Первая планета в ней, видимо, и будет партия «Реформы и порядок», ну а дальше два экса смогут показать своим экс-начальникам кто эксее, кто резвее, кто зубастее. Схватка будет нехилая. Оба бывших так много знают, так сильно обижено и так четко представляют, что с ними будет в случае проигрыша, что совершат невозможное, ну примерно, как тот известный грызун, что зажатый в угол прыгает на пять своих ростов. Пять рейтингов Яценюка - это уже реальная заявка на победу…

Плачь, Юля, плачь. На всех мышеловок у тебя не хватит! Да и истуканами в твоем музее не все готовы стать.

«Ах, кто на новенького, или война под Липками»

Теперь после того, как с Пинзеником все ясно, встает вопрос… Кто займет его место? Называют пять кандидатур экс-министра финансов Игоря Юшко, экс-главу Национального банка Украины Сергея Тигипко, главу Набсовета Национального банка Украины Петра Порошенко, руководителя группы советников при премьере Викторе Гайдуке и еще одного экс-главу Национального банка Украины и экс-спикера все того же Арсения Яценюка. Среди других вероятных кандидатур были названы народный депутат фракции БЮТ, глава парламентского комитета по вопросам таможенной и налоговой политики Сергей Терехин, лидер фракции БЮТ Иван Кириленко и директор НИФИ Министерства финансов Игорь Чугунов.

Любая из этих кандидатур станет поводом для ожесточенной войны между Секретариатом Президента и Кабмином. Гаранта не устраивает ни одна из этих кандидатур. Скрепя сердце он может поддержать только Арсения Яценюка: тот, прейдя в оппозицию, хотя бы «не сжег мосты». Именно поэтому он неприемлем для Тимошенко. А все остальные кандидатуры - тотальный афронт Ющенко еще в одной битве с «украинской волчицей».

Посудите сами. Председатель правления "Дочерний банк Сбербанка России" Игорь Юшко. Да, он имеет большой опыт работы в банковской и государственной сферах: он был министром финансов, возглавлял правление Первого украинского международного банка, был президентом Украинской национальной ипотечной ассоциации. Но он - человек Кремля. Его отобрали как финансового агента Москвы в Киеве. Вручать такому человеку ключи от казны в нынешних условиях, мягко говоря, бездумно. Или может быть это еще одно секретное условие того пресловутого займа в 5 миллиардов. Тогда я прямо удивляюсь Юлии Владимировне. Может быть она сама наскребет эти пять миллиардов по своим сундучкам с бижютерией. Да и выкупит Украину со всеми потрохами, ну зачем нас продавать-то москалям, а Юлия Владимировна, может, подумаете? И тогда свою тетю и назначьте министром финансов.

Тогда ей не придется собирать вам на трусы от ЛуиВюттон со всей родни. Ну это так, к слову…

Две другие кандидатуры, Тигипко и Гайдук, очень схожи – эти магнаты давно (по украинским меркам) и прочно (опять по украинским меркам) поставили на мадам Тимошенко. Они, конечно, не будут слепо следовать за ней, но консолидированную позицию займут, и как минимум их спецсвязь для Банковой будет всегда в режиме «занято». Если в Секретариате это допустят, то это означает окончательное «отключение» Президента от бюджетных потоков.

Петр Порошенко - последний из пяти главных кандидатов сегодня следует в фарватере Владимира Литвина. Его назначение на пост министра финансов менее проблематично для Банковой, но будет означать окончательный и бесповоротный альянс Литвина и Тимошенко. Клин между ними тогда вбить будет намного сложнее, чем сейчас. Кроме того, это добавляет блоку Литвина административного веса и ресурса и позволяет влиять на региональных руководителей, что в СП не хотят допустить. В общем, куда ни «кинь, всюду клин».

Поэтому, возможно, В.Балоге удастся продавить вариант какого-либо непубличного политика или функционера, который будет выполнять роль технического министра. Но эти люди обычно слабы, Украине сейчас нужен на этом посту кризис-менеджер. Проблема в том, что то, что нужно Украине, не нужно ее премьеру. Наиболее точно об этом сказал руководитель группы советников главы Национального банка Украины (НБУ) Валерий Литвицкий – «на балу воинствующего популизма и псевдореволюционной риторики сильные министры чувствуют себя неуверенно и часто уходят». В общем, он прав. Пока при мадридском дворе Тимошенко ежедневно репетируют канканы с менуэтами для популистких балов и разучивают революционные речевки, финансистам там не место. Им пора готовиться к социальному взрыву, дефолту и рецессии, а еще лучше прописывать схемы секвестра. Но об этом «принцесса цирка» слышать не хочет …

Битва за портфель, 13 февраля 2009