УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украинский уран — плата или дань?

1,0 т.
Украинский уран — плата или дань?

Украинские выборы — увлекательная игра. Избиратели — зачарованные зрители. Причём отечественные политики, хоть и кулуарно, стыдливо, не стесняются просить помощи у соседних стран. Но, вот что служит ставкой в этой игре, и чем будут расплачиваться наши руководители за помощь из-за кордона? Есть мнение, что плата за президентское кресло — украинский уран, святая святых отечественной энергетики.

Почему, дорогие сограждане, про ядерную энергетику в Украине не говорят?

Да потому, что обсуждать эту тему не принято — слишком уж глубокий след оставили в сознании украинцев Чернобыль и всё, что связано с АЭС, радиацией и ядерным топливом. У рядовых граждан нет желания лишний раз слышать нечто подобное. А у политиков эта тема вообще является табу: заговорил — и рейтинг стремительно пополз вниз! Для того, чтобы у нас говорить обо всём, что связанно с атомной энергией, нужно быть либо учёным-специалистом, либо очень ответственным политическим деятелем. Физики-ядерщики у нас наперечёт, а ответственные политические деятели… Мне тоже смешно, дорогие сограждане, оставим фантастику.

Результат — никто темой добычи украинского урана всерьёз не интересуется. А политикум Украины это устраивает. Поскольку если общество молчит, то политики могут делать что угодно, в том числе системно, бесстыдно разрушать энергетику страны, и сопутствующие ей отрасли экономики. А с виду всё благочинно…

21 октября 2009 года Президент Виктор Ющенко подписал закон № 1654-VI, согласно которому в перечень государственных объектов, не подлежащих приватизации был внесён ещё один — Государственное предприятие "Дирекция предприятия, строящегося на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд" 26200, с.Олексеевка, Маловисковский район, Кировоградская область.

Вроде бы закономерный шаг главы государства — защитить предприятие, стратегически важное для Украины. Но вызывают настороженность два интересных факта.

Факт первый

20 ноября 2009 года, в Ялте, Юлия Тимошенко заявила, что между профильными министерствами России и Украины отработан стратегический контракт о сотрудничестве в сфере ядерной энергетики до 2020 года. Госпожа Тимошенко проинформировала об этом журналистов в ходе Пятого заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-Российской межгосударственной комиссии. Известно, что монопольным поставщиком топлива на Украинские АЭС является российская корпорация «ТВЭЛ», имеющая контракт с «Энергоатомом» до 1 января 2010 года. Выходит, если бы контракта, о котором говорила Тимошенко, не было, то под бой Кремлёвских курантов на башне Кремля, ровно в 24.00 по Москве, Украина потеряет поставщика топлива для АЭС, а Россия лишится монополии поставок ядерного топлива в Украину.

Факт второй.

Упомянутое предприятие, "Дирекция предприятия, строящегося на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд", в августе 2009 года (т.е. за 3 месяца до встречи между Тимошенко и Путиным в Ялте — авт.) было подвергнуто комплексной проверке со стороны специалистов Криворожского и Кировоградского территориальных управлений с привлечением представителей профсоюзов, Фонда соцстрахования, МЧС, СЕС, пожарного надзора. По её результатам, работа руководства предприятия по состоянию промышленной безопасности и условий труда на предприятии признана недостаточной. Об этом сообщил Пресс-центр Криворожского промышленного территориального управления.

Вот только некоторые факты проверки: всего проверено 276 объектов, выдано 12 предписаний и 5 распоряжений, приостановлена эксплуатация 7 (!) объектов, к административной ответственности привлечено 10 лиц. Проверка обнаружила многочисленные недостатки в организации работы руководящего состава, работников из охраны труда, геологической и маркшейдерской служб предприятия. В частности, работники шахты «Новоконстантиновская» (входящей в состав предприятия), которые выполняют работы повышенной опасности, не проходят медицинские освидетельствования; эксплуатация вертикальных шахтных стволов и их оборудования осуществляется со значительными отступлениями от требований Правил техники безопасности.

При проверке качества, полноты и своевременности действий диспетчеров в случае возникновения аварий, был установлен неподобающий уровень знаний у трех диспетчеров из четырех.

Кроме того, целевую проверку относительно безопасного ведения взрывных работ на шахте заместитель главного инженера из буро-взрывных работ Я. Локазюк провел формально На участке №17 отсутствует журнал учета выдачи технологических схем из проведения опытных взрывов (там же, на сайте Госгорпромнадзора — авт.).

Не хочется обижать сотрудников стратегически важного для страны предприятия, но в народе это, кажется, называется «бардаком». А давно и прочно всем известно — если на предприятия царит «бардак», саботаж и открытый развал производства, значит, его или пытаются обанкротить, или готовят к приватизации.

Как же связаны между собой заявление Тимошенко в Ялте и подпись Ющенко, защищающая предприятие от перехода в частные руки? А вот как. Закон Ющенко подписал в октябре — как раз тогда, когда Россия и Украина активизировали сотрудничество в области ядерной энергетики. Среди прочих документов, выработанных во время и накануне Ялтинской встречи, две страны составили проект "Меморандума о взаимопонимании между государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Министерством топлива и энергетики Украины о развитии сотрудничества в области геологоразведки, добычи и переработки урановых руд". Текст документа, который автор хотел бы представить читателям, был предоставлен «Обозревателю» из источника, близкого к «Минпаливенерго», пожелавшего остаться неизвестным.

Если вчитаться в статью №1 данного документа, осторожность журналистского осведомителя сразу становится понятной. Ведь Новоконстантиновское месторождение, о котором идёт речь в законе №1654-VI там фигурирует как приоритетное с точки зрения российской стороны. И это на ряду с тем, что согласно Меморандуму, Украина готова допустить «Росатом» к разработке полезных ископаемых на своей территории.

кликните для увеличения

кликните для увеличения

В самом этом факте нет ничего преступного, если бы не статьи документа следующие ниже (наиболее интересные факты подчёркнуты красным маркером — авт.).

кликните для увеличения

Выходит, что сам предмет Меморандума является конфиденциальной информацией. То есть, украинские политики фактически привлекают российских инвесторов на предприятие, которое ещё летом пребывало в плачевном состоянии с тем, чтобы совместно добывать на нём уран — стратегически важное для Украины топливо. Учитывая состояние объекта инвестиций, «Росатом», который будет вкладывать деньги в модернизацию месторождения и в саму добычу, имеет право (вполне обоснованное) потребовать от украинской стороны допустить к производственному процессу более квалифицированный российский персонал. А это открывает перед «Росатомом» возможность контролировать объёмы добычи сырья, и предъявлять украинской стороне любые претензии по организации процесса добычи — от юридических, до чисто производственных. А Министерство топлива и энергетики Украины не сможет оспорить российские претензии, даже в суде. Хотя в документе и имеется пункт о соблюдении национального законодательства, но он полностью нейтрализован статьей шестой, которая гласит: "Стороны обязуются согласовывать между собой подготовку и распространение каких-либо публичных материалов, касающихся Меморандума. Обмен информацией осуществляется на основании соглашений о конфиденциальности. Вся передаваемая Сторонами информация — конфиденциальна и может быть открыта третьей стороне только после предварительного согласия другой Стороны". То есть, Меморандум предусматривает практически полную закрытость данных о совместной работе на предприятии и о бо всём, что с этим связанно. Так что, даже при желании, с этим ничего не поделаешь.

Формально, с точки зрения международного права, Меморандум предшествует подписанию межправительственных соглашений, которые оговорят на уровне премьер-министров цели и задачи совместной работы по освоению месторождений, разделе продукции и общему участию сторон в проекте. Но никаких дополнительных соглашений «Росатом» и Минпалевенерго подписывать не собираются. Это следует из текста сопроводительного письма, переданного Обозревателю всё тем же источником:

кликните для увеличения

Таким образом, данный Меморандум, фактически, выполняет роль межгосударственного соглашения! Умолчу о том, что с точки зрения межгосударственной практики это — нонсенс. К сожалению, автор статьи не юрист, и не может дать такому подходу юридическую оценку. Но, как мне кажется, уважаемые сограждане, межгосударственные соглашения в области экономического сотрудничества должны хотя бы в общих чертах освещаться в СМИ для общественности, в то время, как данный документ предполагается сохранить в тайне… Скажу больше, согласно тексту документа уполномоченными организациями по развитию сотрудничества признаны даже не "Росатом" и Минтопэнерго Украины. Нет! Развивать сотрудничество и выполнять договорённости двух министерств поручено хозяйствующим субъектам: ОАО "Атомредметзолото" с российской стороны и Государственному предприятию "Восточный горно-обогатительный комбинат" — с украинской. Тут возникает масса других вопросов, например: кто будет контролировать соблюдение украинского законодательства этими хозяйствующими субъектами, если Меморандум является конфиденциальным? Получается, что ни Налоговая служба Украины, ни пожарный надзор, ни КРУ, ни другие контрольные службы нашего государства на территорию предприятия войти не смогут?

Не напоминает ли эта ситуация вам, уважаемые сограждане, эпопею с украинскими маяками в Крыму, которые хотя и находятся на украинской территории и являются украинской собственностью, но находятся под контролем российских войск?

Согласно логике приведённого Меморандума, уважаемые сограждане, мы имеем неприятный прецедент — другое государство (Россия) получает от правительства Украины приоритетное право на добычу стратегического сырья на нашей территории. Причём, правительство, возглавляемое одним из кандидатов в президенты, открыто отказывается от контроля над целым месторождением урана. И это вопреки Конституции, которая чётко и однозначно гласит:

«Заключения международных договоров, которые противоречат Конституции Украины, возможное лишь после внесения соответствующих изменений в Конституции Украины» (статья 9).

«Земля, ее недра, атмосферный воздух, водород и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа» (статья 13).

Возможно автор несколько сгустил краски? Очень возможно. Но, если Россия получает приоритетное право на разработку урана в Украине, то очень скоро электроэнергия — наша палочка выручалочка во многих энергетических вопросах — перестанет быть только нашей собственностью. Выходит, чтобы заслужить расположение народа на выборах, украинским политикам приходится прямо и косвенно, открыто и тайно, распродавать страну? Ради благосклонности избирателей, то бишь народа, им приходится торговать стратегически важными объектами, сырьём, интересами государства. Но от победы того или иного политикана ни свет, ни тепло в домах украинцев не появятся! Кандидаты в президенты не звёзды — тепла и света не выделяют. Для этого нужно, чтобы работали АЭС, а электростанциям для этого нужен уран… А с народом-то, никто как раз по поводу Новоконстантиновского месторождения и не посоветовался.

Украинский уран — плата или дань?