УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Когда мы увидим украинские алмазы?

9,4 т.
Когда мы увидим украинские алмазы?

Геологи хоть завтра начнут добычу драгоценного камня, дайте только деньги. Улыбка Фортуны, поцелуй Бога... Называйте, как хотите, но то, что нам досталась ценная земля – факт неопровержимый. Речь не о черноземе, воспевание которого еще в школе набило оскомину. Тут нужно копнуть глубже, еще глубже, чтобы в непроглядной тьме, под слоем того же чернозема, отыскать иное богатство и открыть для себя иную Украину, не плодородную, а... драгоценную.

А АЛМАЗЫ-ТО ЕСТЬ!

Кто может компетентнее рассказать о богатствах нашей «неньки Украины», как не человек, всю жизнь посвятивший изучению ее недр? Дмитрий Сергеевич Гурский до того, как стал заместителем главы Министерства охраны окружающей Украины, проработал геологом на всех шести континентах. А Украину и подавно знает вдоль и поперек, хотя правильнее сказать – вглубь. За его спиной карта с множеством обозначений тех или иных полезных ископаемых. И пусть мне непонятна и половина их них, одно я теперь знаю точно — из 120 известных ископаемых, которые человечество может применить в жизни, все 120 (!) есть на территории нашей страны. Но предмет нашего разговора – отнюдь не железные руды, коксы, пески, торфы. Яркие, манящие, дерзко дорогие и такие желанные — драгоценные камни, вот что интересует больше всего.

Переходим к главному. Есть ли в Украине алмазы? Надоело то и дело натыкаться на этот вопрос и так ни разу и не получить на него однозначный ответ.

— Могу сказать, что за годы независимости нами было открыто около десяти кимберлитовых трубок (трубообразный канал, по которому произошел прорыв магматических растворов и газов. — Авт.), то есть потенциально перспективных или возможных коренных источников алмазов. В целом потенциальных месторождений алмазов четырнадцать. Распределяются они таким образом: район Волыни – два кимберлитовых тела, район Кировоградской области – два тела. Остальные десять расположены в Приазовье, — рассказывает Дмитрий Сергеевич.

С таким показателем «алмазных плантаций» нашей стране впору тягаться с самыми мощными монстрами по добыче драгоценного камня — Бразилией, ЮАР или Россией. Дело, как говорят, за малым — финансированием. Замминистра демонстрирует нам мировую статистику: в период от прогнозирования возможного расположения месторождения алмазов и до подготовки его эксплуатации (естественно, в промышленных масштабах) в одну такую трубку нужно вложить $300 млн.

Сумма впечатляет, особенно на фоне денег, которые удалось получить из госбюджета на сегодняшний день. Например, за 127 тыс грн в годы независимости было открыто 6 кимберлитовых тел.

Конечно, помимо коренных залежей этого минерала, есть пять рассыпных проявлений, где установлено промышленное содержание алмазов. Но, как говорит Дмитрий Гурский, «мы пока не добываем. Мы продолжаем изучать».

Геологи Украины придерживаются единого мнения: наиболее перспективным в плане промышленного освоения является Волынский алмазный район. Возможно, именно туда пойдут средства, предусмотренные общегосударственной программой развития минерально-сырьевой базы Украины.

ТОПАЗ В 117 КГ

И если алмазы нам в буквальном смысле слова только снятся, то другие драгоценные камни – явь. Топазы, бериллы, аквамарины — все они есть в Украине. Особое сосредоточение драгоценной породы наблюдается в Володарско-Волынском месторождении (Житомирская область).

— Эти драгоценные камни добывались буквально до недавнего времени и, естественно закрытым предприятием, которое работало на оборонку и подчинялось напрямую Москве в связи с тем, что здесь добывалось изотопическое сырье. Сегодня предприятие («Кварцсамоцветы». — Авт.), к сожалению, доведено до ужасного состояния и больше ничего не добывает, — констатирует Дмитрий Гурский.

Во времена, когда «Кварцсамоцветы» еще были преуспевающим предприятием, геологи нашли тысячи кристаллов топазов, бериллов, аквамаринов. Самые уникальные топазы весом в 68 кг, 86 кг и 117 кг. И в этом нет ничего удивительного, ведь месторождению уже целых 1 млрд 750 млн лет. В той же Бразилии возраст достигает лишь 300 млн лет. Такая существенная разница отразилась и на качестве драгоценных камней, причем в пользу Украины. Оценить в полной мере роскошь этого месторождения удалось еще не до конца. Как рассказал Дмитрий Сергеевич, в 2003 г. по заданию Рады национальной безопасности и обороны были проведены геологопрогнозные работы, в результате которых было установлено, что ресурсный потенциал Володарско-Волынского месторождения освоен всего на 18%. Следует уточнить, что его разработка стартовала еще в царские времена.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ-ЛЮБИТЕЛИ

Возникает резонный вопрос: если предприятия стоят, неужели добыча драгоценный камней тоже приостановлена? Только не стараниями наших предприимчивых сограждан. Незаконная добыча ведется в угрожающих масштабах. Особенно активно добывают кошачий, тигровый глаз, соколиный глаз (Криворожье), опалы (Виннитчина), агаты, яшму (Крым, Виннитчина).

Несмотря на то что месторождения как алмазов, так и агатов является государственной тайной, купить информацию о них не составляет труда.

В Минприроды уверены: для того чтобы исправить ситуацию, нужно совершенствовать законодательство в виде введения специальных разрешений на старательскую добычу. И пока законодатели не решат этот вопрос, государство будет нести огромнейшие потери.

— Приведу простой пример, — объясняет замминистра. — Все мы знаем о нашем янтаре, который добывается предприятием-монополиcтом «Бурштин України». Последние десять лет оно дает от 2,5 до 3,5 тыс кг янтаря в год. В то же время незаконным путям добывается 20 (!) тыс кг.

Желание местного население заработать самостоятельно подогревается еще и такими примерами: где-то два года назад образчик янтаря размером с кулак был продан на аукционе «Сотбис» за $2 млн, а все потому, что в нем была застывшая ящерица возраста около 50 млн. лет. Как тут не поддаться соблазну отыскать нечто подобное? Вот и идут люди на риск. В поисках драгоценных камней вырывают буквально норы, используя примитивные крепления и страховку. Иногда такие туннели достигают от 10 до 100 м в глубину на разные виды ископаемых.

На внутренний рынок украинский камень идет в ничтожном количестве. При таких несметных богатствах в ювелирных магазинах нам все еще предлагают продукцию зарубежную, привезенную в основном из Африки (ЮАР, Намибия, Заир), Шри-Ланки, Индии, Австралии. Хотя по качеству она заметно уступает нашей, отечественной.

МАГИЯ КАМНЕЙ

• Топаз – камень, придающий человеку оптимизм. Женщине, носящей этот камень, будет дарована красота, а мужчине — мудрость. Топаз незаменим в морских путешествиях, поскольку способен успокаивать бури. Топаз может уравновешивать человеческие взаимоотношения.

• Берилл – камень-проводник космической энергии. Защищает от негативных людей, притягивает удачу и благополучие. Может склонить на сторону своего владельца власть имущих, способствует исполнению желаний.

• Аквамарин – талисман вечной любви и дружбы. Защищает от несправедливости. Подойдет тем, кто хочет осмыслить свое поведение, выяснить, какие ошибки совершил, а также изобличить лжедрузей. Очень полезен ленивым людям, поскольку побуждает их к действию.

• Янтарь необходим тем, кого постигло горе. Помогает справиться с тяжелыми воспоминаниями. Янтарь – отличный оберег от врагов, недоброжелателей и преследователей. Очень часто его можно увидеть у историков, археологов, так как он помогает наладить связь с прошлым.

• Агат – талисман, защищающий как от ядовитых змей, так и от «ядовитых» людей. Придает уверенность своему владельцу. Способствует умению красиво говорить и принимать верные, взвешенные решения. Особенно подходит художникам, даруя им возможность в полной мере раскрыть свой талант.

СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Можем влиять на Европу

Сосредоточение такого количества драгоценных минералов в недрах нашей страны несет в себе не только экономический потенциал, но и энергетический.

— С точки зрения энергетики, к примеру, наши украинские топазы намного сильнее, чем те же бразильские, — рассказывает «Новой» Виталий Малюк, специалист по драгоценным камням. – А вместе с бериллами и аквамаринами они создают особо благоприятную жизненную энергию, а также возможности для материального достатка.

Чтобы эти свойства камней проявились в полной мере, необходим открытый доступ. Попросту чтобы месторождения разрабатывались.

— Минерал – это живая субстанция, которая будет благодарна, если ее освободить, — продолжает Виталий. – Во времена Союза, когда у нас добывали для военной промышленности пьезокварцы, топазы, попадавшиеся, как говорят, по пути, часто выбрасывали. Местные жители такие «отходы» собирали и продавали за границу. Можно с уверенностью сказать, что чуть ли не пол-Европы носит украинские топазы, несущие и нашу энергетику. А ведь существуют определенные знания, практики и методики, с помощью которых через камни можно влиять на этих людей.

Хочешь — золото, хочешь — медь...

Драгоценными камнями отнюдь не исчерпываются недра Украины. Наиболее впечатляющими оказались показатели золотого запаса страны. Ресурсный потенциал каждого из трех месторождений (район города Берегово, Донецкий кряж и Украинский кристаллический щит) оценивается в 400 т этого благородного металла. Серебро тоже имеется. В одном только Береговском районе его насчитывают 1,5 тыс т.

Канадские геологи уже успели позавидовать нашим медным богатствам. На территории от с. Митрофановка и до г. Ковеля хранится 25 млн т чистейшей меди. Подобное качество металла встречалось только в районе озера Верхнее (штат Мичиган, Канада). Оно было отработано за 150 (!) лет. И за все это время на поверхность подняли только 5,5 млн т меди. Улавливаете разницу?

газета «Новая»