УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Свиной грипп в Украине – пропажа 50 млн грн и введение ЧП

1,1 т.
Свиной грипп в Украине – пропажа 50 млн грн и введение ЧП

Время надевать и срывать маски

Эпидемия так называемого свиного гриппа, или А/Н1/N1, свалилась на нас как снег на голову. Хотя еще весной специалисты предостерегали о возможной вспышке опасной вирусной инфекции с наступлением нового эпидемического сезона. А европейские эксперты уже в августе прогнозировали значительный рост количества инфицированных штаммом вируса А/Н1/N1. Тем не менее, еще в четверг вечером мы ложились спать, будучи уверенными, что никакой эпидемии в Украине нет, а проснулись уже «в мировой пандемической зоне так называемого калифорнийского гриппа, который ранее называли свиным гриппом». По крайней мере так охарактеризовал ситуацию министр здравоохранения Украины Василий Князевич. С вечера на всех телеканалах звучала одна и та же информация — эпидемии нет, вирус еще не идентифицирован, результаты анализов будут на следующей неделе. И мы должны были этому верить. Вряд ли что-то кардинально изменилось за одну ночь, кроме позиции министерства, разумеется. И мы опять должны ему верить.

В такой экстремальной ситуации стремительно распространяется не только информация, но и паника, которая может подтолкнуть людей к различным непродуманным, а порой и опасным действиям. Самолечение — одно из них. И сколько бы ни заверял министр, что причина смертей в том, что люди поздно обращались в больницу, статистика летальных случаев говорит сама за себя — до сих пор нет верифицированных диагнозов жертв. Как и от чего лечили в этом случае?!

К списку трех областей, где с начала октября свирепствует эпидемия, добавились новые — Ривненская, Волынская и Черновицкая, некоторые источники называют и Закарпатье. В пятницу, когда верстался номер, было известно, что в западном регионе от пневмонии умерло 34 человека, среди них двое детей и врач, который контактировал с больными. Чуть позже появилась информация, что жертв уже 37, по уточненным данным, среди них не один, а четыре врача. Во Львовской области, которую вирусы атаковали одной из первых, в приказном порядке решили подключить студентов-медиков — они должны будут работать с больными на дому. Интересно, имеют ли чиновники на это право? И позаботились ли они о средствах индивидуальной защиты для них? И что смогут сделать эти дети, если врачи с большим опытом работы растерянно разводят руками — такой пневмонии они не встречали ранее. Осенью действительно повышается уровень заболеваемости верхних дыхательных путей, но летальные исходы регистрируют редко — один-два случая в месяц, а тут счет жертв идет уже на десятки. Человек приходит в палату своими ногами, но уже через несколько часов в легких наступают необратимые явления.

Инфекционисты и вирусологи Национального медицинского университета им.А.Богомольца, к которым «ЗН» обратилось за комментариями, в первую очередь обратили внимание на нетипичное течение пневмонии — слишком короткое время проходит от первичных проявлений болезни — насморк, першение в горле, кашель — до крупозного воспаления и отека легких. Наши источники в Минздраве сообщили, что и в столице уже есть первая жертва пневмонии, но вносить ее в статистику пока «не рекомендуется», вспышку в Киеве прогнозируют через 7—10 дней.

Чем и как будут лечить больных, если в столице с июля прошлого года не финансируются статьи бюджета, предназначенные на приобретение медикаментов, дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты для медперсонала? Постельное белье, полотенца, халаты и прочее стирать негде и не за что — стационары выкручиваются, кто как может. О каком эпидрежиме можно говорить в такой ситуации?! И как тут выполнять рекомендации Минздрава, который заверяет, что спастись от инфекции можно, если грамотно чихать — в рукав, например, часто мыть руки с мылом, проводить влажную уборку в помещениях.

Ненамного лучше медикаментозное обеспечение и в регионах, которые уже ощутили удар эпидемии. Львовяне сообщают, что антибиотиков у них осталось от силы на два – три дня. В Тернополе все жалуются на то, что даже элементарную маску невозможно купить в аптеках, не говоря уже о противовирусных мазях, которые специалисты считают действительно эффективными.

С одной стороны, можно только приветствовать решение властей о карантине, в том числе в учебных заведениях. Но, приказав студентам очистить общежития, тем самым создали новую проблему. Дети поехали домой, но не исключено, что вслед за ними отправились и возбудители пневмонии, которые никак не могут распознать в наших лабораториях. Что будет со студентами, если они станут болеть дома, в селах, где нет не то что поликлиники, но даже фельдшерско-акушерского пункта?! Совет-требование министра обращаться к врачу при первых же симптомах заболевания будет весьма трудно осуществить. И если в областных больницах до сих пор не знают (или скрывают) точный диагноз, то что могут записать в карточку назначений в какой-нибудь амбулатории или даже ЦРЛ? Будут лечить на глазок — снимать симптомы ОРВИ, а потом разводить руками — не помогло! Сегодня, как никогда ранее, особенно болезненно ударило по нам отсутствие доступной и качественной первичной медпомощи, а также почти полный паралич лабораторно-диагностической службы.

Не до конца понятным остается, почему Минздрав не обратился в европейские лаборатории раньше — ведь эпидемия началась в первых числах октября, тогда же, по словам одного из заместителей министра, были зарегистрированы и первые летальные случаи.

О диагнозах в эти дни спорят все, но пока нет четкого ответа из авторитетной лаборатории, — все это только догадки. В четверг, 29 октября, на заседании Кабинета министров В.Князевич сказал, что результаты будут на следующей неделе, но уже на следующий день, 30 октября появились сведения о том, что у одних больных был выявлен свиной грипп, а у других — нет. Что же тогда послужило причиной пневмонии?

Сегодня встревожены и растеряны не только пациенты, но и врачи — до сих пор не известно, что на самом деле стало причиной эпидемии и смерти такого количества людей. Как и чем лечить в такой ситуации тех, кто обращается за медпомощью?..

Мы имеем несколько версий происходящего, но без верифицированного диагноза — это пока лишь предположения. Остается одно — дождаться выводов лаборатории, чей авторитет не подвергается сомнению, и учитывать это при разработке стратегии и тактики борьбы с эпидемией. Клиницисты утверждают: чтобы идентифицировать вирус, действительно нужно много времени — иногда это растягивается на две-три недели. Но в нашей ситуации это смерти подобно — по словам черновицких медиков, молодая пациентка сгорела от пневмонии буквально за два часа.

Вчера на внеочередном заседании правительства по поводу эпидемии были озвучены следующие данные. По состоянию на 29 октября количество заболевших составило около 40 тысяч, из них 3,5 тыс. детей. Умерло 30 человек. Всего госпитализировано 951 человек, из них 497 детей. В последние десять дней особенно обострилась ситуация в Тернопольской области, где зарегистрировано около 30 тысяч заболевших. Настораживает, что болезнь поражает преимущественно молодое трудоспособное население. Возраст большинства умерших от 20 до 50 лет, не удалось спасти также двух детей. Особенностью эпидпроцесса является его быстрое распространение по территории. Случаи заболевания уже регистрируются в Винницкой, Хмельницкой, Закарпатской и Киевской областях. Еще одна тревожная особенность – молниеносное течение от начала заболевания до развития атипичной пневмонии, которая очень тяжело поддается лечению.

Руководство Минздрава в подготовленных для Кабмина материалах говорит, что «о серьезных последствиях в случае распространения инфекции предупреждало еще весной. В конце апреля правительством было принято соответствующее распоряжение, которым предусматривалась централизованная закупка медикаментов, тест-систем, средств индивидуальной защиты и дезсредств, лабораторного оборудования».

Кликните для увеличения

Не время ли спросить: как и куда использованы деньги, выделенные на борьбу со свиным гриппом? Еще в апреле было принято решение о выделении 50 миллионов гривен из госбюджета на меры по противодействию эпидемии. Судя по информации, выделены они были не только на бумаге — летом проводились тендеры, шли закупки. Но даже сегодня, в разгар эпидемии в нескольких областях, вы не найдете на официальных сайтах — куда и на что были потрачены эти деньги. Может быть, потому, что тратились они традиционно для нашей страны — по отработанным схемам. Во-первых, не было выбора — решили, что все — от тест-систем и медикаментов до лабораторного оборудования — лучше будет покупать у одного участника. Не будем уточнять — для кого. Это дело компетентных органов. По имеющейся у «ЗН» информации, Генеральная прокуратура получила необходимую информацию, и теперь выясняет, для кого и под кого прописывали такие схемы. Во-вторых, благое намерение потратить пару миллионов гривен на закупку тест-систем для диагностики гриппа — не только сезонного, но в первую очередь А/H1N1, закончились, мягко говоря, конфузом. Наши источники в Минздраве сообщили, что тендер странным образом выиграла фирма, которая не производит тест-систем для практического здравоохранения. Говорят, чиновники, которые благословили эту сделку, и сами удивились, когда узнали этот «секрет» производителя. Кстати, мы хотели, как говорится, из первых уст услышать о том, как были использованы выделенные 50 миллионов, и позвонили первому заместителю министра здравоохранения, главному санитарному врачу Украины Александру Биловолу. Однако, едва услышав «Зеркало недели», он ушел от ответа, сославшись на пресс-конференцию, хотя в то время он ее не проводил.

По-видимому, подобным образом были использованы не только средства, предназваченные на тест-системы. Сегодня оказалось, что даже в столичных аптеках нет одноразовых повязок и масок, оксолиновой мази, которая очень эффективно защищает от проникновения инфекции в организм. (Кстати, министр В. Князевич на брифинге в Минздраве 30 октября заявил, что Украина обеспечена противовирусными препаратами в полном объеме.) И только когда уже, как говорится, грянул гром, Минздрав принялся за усиление противоэпидемических режимов и разработку мер по минимизации эпидемии. Собственно, а что мешало это делать раньше? О закупке 15,5 млн. доз какой вакцины «для профилактики пандемического гриппа» идет речь? И насколько эффективно проводить вакцинацию против сезонного гриппа в период эпидемии?

До последнего времени специалисты санэпидслужбы рекомендовали делать прививки против гриппа, не особо вдаваясь в детали против какого — сезонного или т.н. свиного. Против последнего у нас еще нет вакцины, потому и советовали несколько туманно — колите, ту что есть, она все равно поможет. Львовские врачи категорически выступают против вакцинации, считая, что в сложившейся ситуации это окончательно «добьет» иммунитет. Ученые тоже считают, что вакцинация во время эпидемии — это не просто ошибка, а преступление. Пока все сходятся на том, что наиболее приемлемыми способами укрепления иммунитета остаются традиционные средства — мед, малина, калина, лук, чеснок. Кстати, наши бабушки весьма успешно лечили внуков травяными чаями, а взрослым на стол ставили натертый хрен со свеклой — он имеет в 20 раз больше витамина С, чем лимон. Медикаменты рекомендуют принимать все же под наблюдением врача — чтобы не навредить.

Ольга СКРИПНИК, Лидия СУРЖИК, "Зеркало Недели"

Выборам подложат свинью?

Ни одно заметное событие в нашей стране не проходит без политической проекции. По всей видимости, эпидемия серьезным образом может сказаться на предвыборном процессе. Начиная от трехнедельного запрета на собрания граждан, что чрезвычайно затруднит встречи кандидатов с избирателями; проведение концертов и митингов, а также до невозможности взвинтит цены на «джинсу» в СМИ; заканчивая возможностью переноса сроков выборов. В связи с этим Виктор Янукович отменил митинг в Харькове, Юлия Тимошенко — предвыборный тур «С Украиной в сердце»; Виктор Ющенко — презентацию программы в Киеве, Анатолий Гриценко — презентацию программы в Одессе. На момент сдачи «ЗН» в печать, заседание СНБОУ, экстренно назначенное президентом Виктором Ющенко на сегодня, еще не началось. Однако, по нашим данным, до начала заседания Виктор Андреевич провел целый ряд консультаций с приближенными и уполномоченными лицами на предмет возможности и целесообразности инициирования введения чрезвычайного положения. В связи с этим «ЗН» задалось рядом вопросов и попыталось оперативно найти на них ответы.

1. Есть ли основания у президента вводить ЧП?

Есть. Согласно 4 статье Закона «О правовом режиме чрезвычайного положения», введение ЧП допускается в том числе «в случае возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций (…) создающих угрозу жизни и здоровья значительных слоев населения». В перечне примеров значится, в частности, пандемия.

Постановление Кабинета министров «Об утверждении порядка классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера по их уровню» содержит критерии, по которым определяется чрезвычайная ситуация государственного уровня. К ним, в частности, относится гибель 10 и более людей.

2. Каков механизм введения ЧП?

Механизм внедрения ЧП многоступенчатый. Предложение о его введении, согласно профильному закону, главе государства, как правило, подает Совбез. Однако, если необходимость введения ЧП мотивирована не военными либо террористическими, а природными или техногенными угрозами (например, пандемией), то инициатором должен выступать не СНБОУ, а Кабмин.

То есть у Тимошенко есть возможность заблокировать процесс введения чрезвычайного положения. Но в этом случае премьер должна понимать, что весь объем ответственности она берет на себя.

Чрезвычайное положение вводится президентским указом, но только после утверждения Верховной Рады. Причем на раздумье парламенту отводится не более двух дней.

Срок действия чрезвычайного положения ограничивается 30 днями. Однако в случае необходимости оно может быть продлено еще на тридцать по той же схеме — президентский указ, подкрепленный согласием Верховной Рады.

ЧП может быть отменено ранее определенного срока в случае, если будут устранены обстоятельства, по причине которых чрезвычайное положение вводилось. С соответствующим предложением на президента должен выходить парламент, однако в случаях, подобных нашему, роль просителя закон возлагает опять-таки на Кабмин.

В условиях чрезвычайного положения запрещено проведение любых выборов и референдумов, вводится табу на изменение Конституции, а также избирательных законов, ограничение прав и полномочий депутатов парламента.

3. Реальна ли поддержка парламентом инициативы президента?

Заместитель главы фракции Блока Литвина Сергей Гриневецкий заявил «ЗН»: «Какое чрезвычайное положение? И с какой стати мы его должны поддерживать? Государство должно обеспечить слаженную работу всех профильных органов власти: Минздрава, МинЧС, санэпидемстанции, если нужно, то и резервистов. Имеющихся организационных ресурсов вполне достаточно, чтобы справиться с бедой без всякого чрезвычайного положения. Просто нужно сконцентрироваться на максимальной эффективности государственного ресурса». Впрочем, фракция Литвина после кулуарных переговоров может качнуться и в другую сторону.

Член президиума фракции Партии регионов Анна Герман высказалась более осторожно: «Этот вопрос на фракции еще не обсуждался. Мое личное мнение заключается в следующем: на сегодняшний момент я не вижу необходимости введения чрезвычайного положения. Однако не исключаю, что, в случае ухудшения ситуации, решение о введении ЧП имело бы смысл поддержать. Для рассмотрения, в том числе и этого вопроса, необходимо безотлагательно, не дожидаясь понедельника, провести парламентское заседание, посвященное эпидемии».

39 пресловутых депутатов «НУ—НС» скорее всего поддержат идею ЧП, если таковая будет предложена Виктором Ющенко. Ведь заявление Лилии Григорович, прозвучавшее в четверг, о необходимости введения чрезвычайного положения, лишь не искушенным может показаться ее собственной инициативой.

Коммунисты «до особого распоряжения» от комментариев воздержались. А представитель БЮТ Андрей Портнов заявил следующее: «Фракция по этому поводу еще не собиралась. Однако, я уверен, что правительство Юлии Тимошенко и наша фракция предложат более эффективные методы защиты граждан нежели те, которые способен предложить президент с целью воспользоваться поводом и сорвать выборы».

4. Кому из кандидатов выгодно введение ЧП и почему?

На этот вопрос ответить несложно. Сдвиг даты выборов на один—два месяца крайне невыгоден премьер-министру Юлии Тимошенко. Расчет бюджетных возможностей произведен с точностью до момента завершения кампании. Более того, обеспечение этого расчета уже сейчас серьезнейшим образом поставлено под сомнение колебаниями МВФ по поводу выдачи четвертого транша, необходимостью, в случае подписания президентом, выполнения Закона «О повышении социальных стандартов» и серьезными тратами, неизбежными в случае борьбы с эпидемией. Дыра после выборов была обеспечена правительством любому, кто бы ни стал президентом. Попадать в нее лично (а главное — до финального свистка) Юлия Владимировна не планировала… Невыгодна возможная затяжка с финишем кампании и Арсению Яценюку. Арсений Петрович поехал с базара. Тенденция наметилась четкая и устойчивая. И одно дело — к 17 января потерять треть рейтинга, и совсем другое — половину к новому сроку выборов.

Не очень холодно и не очень жарко от подобного решения кандидатам так называемого второго эшелона — Анатолию Гриценко, Сергею Тигипко, Олегу Тягнибоку. В каждом случае есть нюансы. Но в целом шансы «альтернативщиков» могут дополнительно вырасти в случае традиционно неэффективной работы власти в критической ситуации.

И нет никаких сомнений в том, что перенос даты выборов на руку Виктору Ющенко и Виктору Януковичу. Первый, в случае введения ЧП, может получить минимум два месяца «бонусного» правления Украиной. Второй — улучшить свои шансы в борьбе с Юлией Тимошенко. Ибо главный конкурент Юлии Тимошенко на выборах — это отечественная экономика. А состояние ее — экономики — здоровья лишь ухудшается.

Кстати, никому не известно, как должна протекать кампания после отмены ЧП. Ни в одном нормативном акте соответствующий рецепт не указан. Никто не в силах дать вразумительный ответ: выборы после введения чрезвычайного положения будут приостановлены или прерваны? Поясним разницу. Если речь идет о приостановке, то после отмены ЧП гонка будет продолжена. Получится, что те соискатели президентского звания, которые на момент введения ЧП уже обзавелись кандидатскими удостоверениями, получат фору перед теми, кто этого сделать не успел. А это нарушает принцип равности претендентов. Обиженные могут обратиться в КС и получить от него документальное подтверждение ущемления прав. Получается, что логичнее говорить о перерыве. То есть после отмены ЧП кампания должна начаться с нуля. Но это вряд ли устроит тех, кто уже потратился. А главное — когда же в этом случае должны пройти выборы?

И последний, весьма существенный нюанс. Под запретом на проведение выборов одни кандидаты понимают лишь перенос дня голосования, а другие — мораторий на весь комплекс предвыборных мероприятий. Скорее всего, правы именно вторые. Но если первые на время действия ЧП будут проводить встречи с избирателями, их портреты будут по-прежнему красоваться на билбордах, то у ЦИК и КС прибавится работы.

Юлия МОСТОВАЯ, Сергей РАХМАНИН, "Зеркало Недели"

Свиной грипп в Украине – пропажа 50 млн грн и введение ЧП