УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Голосуй за Монте-Кристо

Голосуй за Монте-Кристо

Только книги в восемь рядов,

Молчаливые, грузные томы,

Сторожат вековые истомы,

Словно зубы в восемь рядов.

Николай Гумилев

Как известно даже неинтеллигентному человеку, интеллигент может отличить Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабеля от кобеля, кобеля от суки.

Человек есть то, что он ест. Это справедливо и по отношению к духовной пище. Мы есть то, что мы читаем. Проглатываем наскоро за утренним кофе, жадно поглощаем в метро, тщательно пережевываем на отдыхе, избирательно смакуем перед сном. Хорошо было бы каждому избирателю побывать в библиотеках своих избранников. Потому что книги, даже если они просто стоят на полках, поверьте, обладают скрытой магией и, конечно, оказывают сильнейшее влияние на поступки своих хозяев.

Книгочеями были многие видные политики двадцатого века. Черчилль обожал Шекспира и мог наизусть читать большие сцены из «Гамлета» и «Отелло». В библиотеке Сталина имелась практически вся русская литературная классика, особенно много книг о Пушкине. Читал Сталин всегда с несколькими цветными карандашами, делая пометки на полях. Гитлер и Де Голль находили время для чтения даже во время войны. Когда в присутствии Ленина кто-то назвал роман Николая Чернышевского «Что делать?» примитивным, вождь мирового пролетариата экспрессивно парировал: «Меня этот роман перепахал». Маркс говорил: «Книги – мои рабы».

В среде же отеческого политического бомонда, увы, любителей серьезной литературы не много. Известный своим остроумием политолог Дмитрий Выдрин в одном из интервью заметил, что большинство политиков знают классическую и современную литературу только в пересказе своих помощников. На такой случай существует даже краткий обзор Библии, чтобы депутаты могли ориентироваться, о чем там идет речь. Народный депутат Александр Фельдман называет такие справочные документы на 1-2 странички «дебильчиками». Можно предположить, что такие вот «дебильчики» и приводят к ляпам, типа «Ахматова - Ахметова».

В таких вопросах, как ляпы и оговорки приличную фору большинству наших политиков может дать, конечно же, Виктор Федорович.

Как известно, одной Ахматовой дело не обошлось. Досталось и одесскому писателю Исааку Бабелю, которого Янукович неинтеллигентно перепутал с Бебелем и украинскому классику Гулаг-Артемовскому, которого Виктор Федорович переименовал в Гулаг-Артёмовского, по-видимому, по аналогии с шампанским. И тут нужно отдать должное Анне Андреевне, как большой поэт она многое предвидела в жизни своей страны, в том числе и курьез с Януковичем. Не ему ли адресовала она в далеком 1916 году следующие строки:

Теперь никто не станет слушать песен.

Предсказанные наступили дни.

Моя последняя, мир больше не чудесен,

Не разрывай мне сердце, не звени.

Виктор Федорович, видимо хотел реабилитироваться за досадную оговорку в отношенью аристократки Анны Ахматовой, чтением стихов пролетарского поэта Павла Беспощадного. Но и здесь случилась неприятность. Вдохновенные строки поэта:

И нет земли прекрасней, вдохновенней,

Где все творцом-народом создано.

Донбасс никто не ставил на колени,

И никому поставить, не дано

Виктор Федорович беспощадно приписал… Бессмертному.

Кстати, глава исполнительного комитета президентской партии «Наша Украина» Роман Бессмертный, в литературе отдает предпочтение романам Ремарка. Посмею предположить, что если Виктор Федорович Янукович и осилил что-нибудь из Эрих Мария Ремарка, то, наверняка, думает, что осилил стазу трех разных писателей, при чем один их них - женщина. После такого количества казусов, надо полагать господин Янукович впредь откажется декламировать нам классиков, «звенеть и рвать сердца». Может, ему стоит переключится на цитирование трудов политических деятелей разных времен и народов? Он и сам ни раз признавался, что на столе у него всегда лежит двухтомник Бзежинского. Так и чешется язык перефразировать кусочек из поэмы «Хорошо» Владимира Маяковского:

Юноше,

           обдумывающему

                                            житье,

решающему

                 сделать бы жизнь

                                                  с кого,

скажу не задумываясь:

                         - «Делай ее

с товарища

                          Бзежинского»

Копаться в биографиях крупных политических деятелей прошлого и настоящего одна из модных «фишек» наших политиков. По утверждению психологов, книги восполняют то, чего нам не хватает в повседневной жизни. В таком случае, нездоровый интерес в определенных кругах к биографической литературе, вполне объясним. Все хотят быть похожим хоть на кого-нибудь великого. Таким образом, идентифицируют себя с героями прошлого.

О моментальности собственной политической биографии, поверьте, большинство сегодняшних украинских политиков знает. Смешно подумать, что кто-то будет спорить об их ошибках через 300 лет, как спорят сегодня о промахах Мазепы? Кстати, «Добу гетьмана Івана Мазепи в документах» недавно приобрел на книжной ярмарке бывший лидер президентской партии «Нашей Украины» Вячеслав Кириленко.

А вот спикер Верховной Рады Владимир Литвин больше интересуется иными эпохами. Его привлекли биографии таких, казалось бы, непохожих политиков как 44 президента США Барак Обама и русский адмирал Александр Колчак. Может быть, книги для него как карты Таро? С их помощью он пытается угадать свое политическое будущее? В таком случае Владимир Михайлович находится на распутье и ничего не исключает в своей биографии, - ни трагической судьбы Колчака, ни счастливого (счастливого?) жребия Обамы.

Юрий Луценко, который часто подчеркивает свой интерес к литературе, зачитывается биографиями Фиделя Кастро и батьки Махно. Видно тоже гадает и обдумывает свое житье.

Изощренную фантазию проявили наши женщины-политики. Анна Герман говорит, что в последнее время любит почитать «Письма к Луцилию» Сенеки, Ницше «Так говорил Заратустра». Я уж не знаю, за чашечкой ли утреннего кофе Анна Николаевна смакует философские труды, но послушаешь ее, - и кажется, что она читает советские газеты за завтраком. А ведь предупреждал профессор Преображенский!

Кстати, именно Булгаков, является любимым автором члена президентской партии «Наша Украина» и мэра столицы Леонида Черновецкого.

Еще более непредсказуемая и хитрая штучка украинской политики Юлия Тимошенко (ох, как хочется ее сравнить с булгаковской ведьмой Маргаритой) признается, что за один перелет от Борисполя до Токио прочла «Кодекс Бусидо». В японской истории не так мало примеров, когда воинствующие царицы лично водили свои войска на штурм вражеских укреплений. Тимошенко повторила их подвиг, когда во время Оранжевой революции привела к Администрации Президента Кучмы сотни тысяч демонстрантов.

С присущей ей непосредственностью и самоиронией Юлия Владимировна жалуется, что хотела бы сказать, что читает за утренним кофе Кьеркегора, а перед сном «Феноменологию духа» Гегеля, но вынуждена читать проект бюджета на 2010 год. Кстати, хороший и интеллигентный слоган может получиться: «Вони пишуть - Вона читає». Интересно только, она читает Бюджет страны как «Капитал» Маркса или же как «Графа Монте-Кристо» Дюма?

Именно, романом «Граф Монте-Кристо» зачитывается вечный оппонент президентской партии «Наша Украина» Виктор Медведчук. С ужасом думаю, что произойдет, если эта книга окажется на столе у Януковича. Как бы не перепутал он реальность с фантазией Александра Дюма. А то окажется, что роман называется «Граф Монте-Карло», а Эдмон Дантес сидел в замке «Иф» за убийство Пушкина. В неинтеллигентной украинской политике это обычное явление, когда реальность путают с фантазией, Гоголя с Гегелем.

А что касается Виктора Медведчука, он, поверьте, как граф Монте-Кристо, сможет отомстить своим обидчикам и через 20 лет. Но через 20 лет у нас будут другие политики и старые испытанные временем книги.

«Лунный ковчег»

Голосуй за Монте-Кристо