УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Запасной сценарий

Запасной сценарий

Судя по всему, концовка октября и последующее выборное время будут весьма горячими. Предвыборные расклады меняются с калейдоскопической быстротой. И то, что еще вчера казалось аксиоматической стабильностью, сегодня уже совершенно неважно. Политические кулуары буквально разрываются от периодических тектонических потрясений. Далеко не все из этих потрясений выплескиваются наружу – на традиционные медиаплощадки. Кажется, настоящая жесткая игра действительно начинается. А ведь и впрямь – ставки настолько высоки, что кто-то из тяжеловесов по итогам выборов вынужден будет уползти в какую-нибудь тьмутараканью берлогу и зализывать там раны.

Прежде всего стоит упомянуть о двух новых трендах, кардинально меняющих скрытую философию нынешней выборной кампании. Во-первых, правящая коалиция, где условным монолитом выглядит только БЮТ, стремительно разваливается. Буквально кусками отваливаются целые части этой коалиции. К тому же, БЮТ – не монолит. Внутри идут споры, борьба за влияние, личные драки за право быть ближе, происходят сливы мелкого компромата друг на друга. Кое-кто из бютовских лидеров второго/третьего эшелона периодически впадает в немилость и отодвигается подальше от ключевых бютовских личностей. У всех нарастает нервозность. В общем, стремительно развиваются стандартные болезни любых крупных лоббистских организаций, где амбиций и карьерно-финансового голода намного больше, чем возможностей эти амбиции удовлетворить. Тем не менее, БЮТ пока держится. В надежде на будущие дивиденды от собственного президента. Хуже с блоком Литвина. Спикер явно обижен. Его быстро подняли (когда шла торговля о создании протимошенковской коалиции) и также быстро опустили максимально низко. Сегодня никто совершенно не считается с очень прожорливыми «аппетитами» Владимира Михайловича. Держат его в черном теле. И вообще никак не учитывают в будущих командных раскладах. Литвин нервничает, мечется, истерит. Все это сильно бьет именно по коалиции. Еще хуже – НУ-НС. Эта группа никогда и не отличалась настоящим идейным единством. Напоминая, скорее, солянку амбициозных, жадных, но совершено безресурсных солистов. Сегодня НУ-НС наконец-то добрался до своей критической черты, за которой каждый идет в любую сторону.

Сам по себе возможный развал какой-то условной «коалиции» - малозначимое событие. У нас ведь неважно, есть юридически оформленные коалиционные соглашения или нет. Неважно, есть или нет обязательное количество членов этой коалиции. Законы у нас исполняются только по мере необходимости. Важно только то, что по умолчанию «группа Х.» (Тимошенко) полностью контролирует правительство, вступила в какой-то сговор с тем же спикером и не позволяет привести реальное положение дел в соответствие с конституционными уложениями. Впрочем, это я так – к красному словцу. Все равно ничего не изменится.

Но ситуация сейчас действительно становится взрывоопасной. Раскол и в без того хилой НУ-НС гарантирует грандиозную внутреннюю неразбериху. В частности, остро встал вопрос об отставке Николая Мартыненко. Того самого Мартыненко, который путем хитрых манипуляций возглавил ничтожный фракционный осколок и выторговал себе очень выгодные личные преференции. Николай Викторович, как известно, умеет блестяще встраиваться в чужие административные цепочки и хорошо зарабатывать на этих цепочках. Он сделал определенные предложения Юлии Владимировне и получил гарантии под ряд собственных бизнес-проектов. В том же Киеве, к примеру. Эта мартыненковская склонность к показному эгоизму многих раздражает. Именно поэтому столь успешного теневого переговорщика уж очень многие нунсовцы (пока еще жители одного лагеря) хотят выбросить за борт. Бунт стремительно нарастает. Формальная причина бунта банальна – Тимошенко напрочь игнорирует все требования нунсовцев (кроме частных бизнес-интересов того же Мартыненко) и вообще низвела их до статуса бессловесной «парламентской биомассы». Классических мальчиков «принеси-подай-помолчи». Один из зачинщиков бунта – Юрий Костенко, который в свою очередь пытается сделать ставку либо на Ющенко, либо на Яценюка. Что, впрочем, совершено неважно. Костенко – это не тот ресурс, который нужно и можно учитывать. Но даже его инициации достаточно для того, чтобы Мартыненко постыдно побежал вслед за Жванией. И упал к ногам Тимошенко. Вопрос: зачем Юлии Владимировне еще один голодный и жадный рот, который уже не имеет никакого влияния на важную составляющую ее коалиции?

На первый взгляд, все это пустяк. Но только на первый. На самом деле уполномоченные эмиссары Тимошенко прилагают весьма серьезные усилия для того, чтобы обязательно сохранить коалицию. Для этого, с одной стороны, резко снижается антипрезидентская риторика. Чтобы не пугать и не провоцировать тех, кто все равно сидит возле Ющенко. С другой стороны, бютовцы готовы участвовать в ситуативных голосованиях, инициированных регионалами, поддерживать некоторые их предложения. Главная цель – максимально (пусть и временно) понизить градус напряжения. Почему Тимошенко так важно сохранить коалицию? Вроде бы простой вопрос. Но не совсем. Дело в реальной социологии. В той самой, которую получают исключительно топ-руководители, но категорически не публикуют. Той самой, которую готовят совершено безразличные «закордонные» (чаще – американские) социологи. Они не манипулируют, они действительно дают настоящие цифры, которые позволяют выстраивать правильные стратегии. Исходя их этой (реальной) социологии, Тимошенко неожиданно сделала вывод о…собственном поражении. Нет, разумеется, она об этом никогда не скажет. Но ведь это уже чистая психология: неверие в собственную победу начинает доминировать во внутренних размышлениях Юлии Владимировны, определять ее слова и поступки. Разница между ее промежуточными цифрами и цифрами главного конкурента (Януковича) не уменьшается, а даже проседает еще на один-полтора процента. И это несмотря на очень агрессивную и яркую рекламную кампанию Юлии Владимировны при неказистой и весьма примитивной PR-кампании Виктора Федоровича. Очень плохой симптом. Ведь Тимошенко как раз и сделала ставку на яркость, искрометность, агрессивность, показную уверенность. В надежде, что вся эта смесь мобилизует ее сторонников и будет локомотивом нести ее рейтинг на самый верх. Не получается. Почему? А потому все-таки, что Тимошенко - многолетний действующий премьер-министр, который располагает реальным влиянием на ситуацию и реальными полномочиями, но раз за разом демонстрирует свою управленческую несостоятельность. Особенно на макро/уровне. Я, между прочим, в данном случае не пытаюсь «уронить» Тимошенко и сыграть против нее. Нет, мне антипатичны все кандидаты в президенты. Очень плохой выбор нас ждет. Однако рассказывая о действующем премьере и ее падении, я просто обозначаю невозможный ранее тренд, что подсознательное, неосмысленное восприятие «больших политиков» постепенно заменяется рациональным анализом их деятельности. Яркие рекламные картинки, конечно, все еще работают. Но кое-кто начинает уже сопоставлять слова и дела.

Так или иначе, Юлия Владимировна явно теряет уверенность. Она уже сама не верит, что безоговорочно выигрывает выборы. Даже больше того – она настолько разуверилась в собственной победе, что усиленно ищет новые переговорные варианты. Новые варианты для организации более/менее оптимальной поствыборной карьеры. Она ведь должна остаться на самом верху. Потому что амбиции никуда не делись. И потому что она натянула на себя слишком много серьезных обязательств, которые можно выполнить, только находясь на одной из ключевых должностей. Таких должностей в Украине по-прежнему две – президент и премьер. И если нет шансов стать президентом, значит, во что бы то ни стало нужно… остаться премьером.

Вот почему второй тренд намного хуже первого. Так как опять убеждает нас в том, что реальная политика делается тайно, в кулуарном сговоре, в политических курилках. Как бы там ни было, неутомимая Юлия Владимировна начала новый раунд теневых встреч и переговоров с олигархами. В том числе средней руки. В том числе и с ключевыми олигархами-регионалами. Правда, теперь это уже не традиционные «фандрайзиновые» встречи. И тональность свою Тимошенко кардинально изменила. Теперь она разговаривает не в приказном, безапелляционном или вызывающем стиле, а целомудренно-просяще, вымаливающе. Юлия Владимировна пытается договориться сегодня. До дня выборов. И переговоры эти идут беспрерывно. В них участвуют все наши «финансовые генералы». Фамилии называть бессмысленно (чтобы не обозначить информационные источники) – открывайте любой «миллионерский список» и читайте. Всех - посписочно - и приглашают к переговорам. Даже самых заклятых Юлиных врагов. Решают какие-то ситуативные просьбы. Останавливают корпоративные войны. Отзывают налоговых и прочих силовых ищеек. И т.д.

Надо отдать должное «группе Тимошенко» – она делает очень четкое и внятное предложение: «нельзя допустить, чтобы в стране доминировала одна политическая группа; нельзя допустить, чтобы Янукович стал президентом без всяких уравновешивающих факторов». А потому Тимошенко и предлагает создать новую систему сдержек и противовесов. Систему двухстороннего контроля. И Тимошенко в этой новой конфигурации готова принять на себя неблагодарную роль баланса, противовеса президенту Януковичу. Но обязательно в премьерском кресле. Дальше – по ходу таких кулуарных переговоров - идет стандартная аналитика с объяснения всех плюсов и классическими уговорами. Кто-то уже начинает ломаться. Кто-то только иронично усмехается, резонно возражая, что «система сдержек при президенте Януковиче, как и при любом ином президенте, в любом случае сложится. И без насильственного соучастия в этом Тимошенко».

Впрочем, новый сценарий не предполагает отмены ключевых составляющих старого плана по продвижению бренда «Тимошенко». Переговоры переговорами, а выборы выборами. Ведь Юлии Владимировне все равно нужно показать максимальный – пусть и второй – результат. Только такой результат и будет определять последующие бонусы, которые можно выторговать. План же этот опирается на ряд обязательных (и не совсем корректных) инструментов. Агрессивная и чрезвычайно массовая реклама. В количественных параметрах существенно превосходящая рекламу все остальных кандидатов. Регулярные сообщения лживых социологических показателей, якобы демонстрирующих стойкую тенденцию на уменьшение разрыва между лидерской кандидатской двойкой. Ежедекадно - на тот же процент-полтора. Задача-минимум: прийти ноздря в ноздрю ко дню голосования. Задача-оптимум: показать перевес Тимошенко за неделю-другую до выборов и тем самым усилить мобилизационный эффект. Сразу начинает типичный лозунг - «Мы уже побеждаем!». Формирование при штабе полноценной «лаборатории слухов». Эта лаборатория, разумеется, будет работать не с «избирателем обыкновенным» (на него будут выливать банальные рекламные ушаты), но только с элитами. Старательно убеждая их (элиты) в том, что «она – побеждает». Это должны быть гораздо более тонкие слухи, опирающиеся на кулуарную информацию и передающиеся через знаковых (традиционных кулуарных) слухмейкеров. Наконец, уже началась стандартная подготовка к легким фальсификациям. В той же Западной Украине ставка будет сделана на «массовое голосование мертвых душ». А в центральных районах страны «неожиданно случится» массовая покупка голосов (такой себе масштабный римейк технологий Черновецкого и Литвина на прошлых столичных выборах). Так или иначе, ставки действительно очень высоки. И, между прочим, только Юлия Владимировна готовит различные сценарии для консервации собственного влиятельного статуса. С другой стороны, все эти шаги – прямое свидетельство Юлиной паники. Она ведь, в отличие от прочих, хорошо знает, что пока проигрывает. И проигрывает основательно…

Запасной сценарий