УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Литературный конкурс. Клара Цеткин (из цикла ЖЗЛ)

1,2 т.
Литературный конкурс. Клара Цеткин (из цикла ЖЗЛ)

   Начнём с того, что настоящая фамилия Клары Цеткин совсем не Цеткин. В 1877 году Клара, урождённая Цацкин, вышла замуж за немецкого социал-демократа Зигфрида Пецкина и взяла двойную фамилию Цацкин-Пецкин. Клара Цацкин-Пецкин была всем довольна (и фамилией, и мужем, и социал-демократической карьерой) до 1898 года, пока случайно не познакомилась на водах в Баден-Бадене с лидером российских революционеров Вовкой Лениным. Кларе был 41 год, Вовке Ленину 28. У Клары были: «бальзаковский возраст», плохая фигура и муж-импотент. У Ленина – ораторский талант, цинизм, безбрежный, как мировой океан, и закончились деньги. Советские историки пытались впихнуть невпихуемое в этот непримечательный эпизод, дескать, встретились немецкая теория и российская практика. Марксизм и взявшаяся за топор Русь. На самом деле это был чистой воды альфонсизм и адюльтер, никаких высоких материй, никаких революционных идей.

    Так вот, по поводу фамилии… Как-то в гости к чете Цацкиных-Пецкиных приехали Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Подлечить нервы и отдохнуть от революционных дел. Сразу скажу, насчёт подлечить нервы не получилось. Роза Люксембург как увидела Клару, так и завела свою балалайку: «А помните, Кларочка, когда Вы были у нас в гостях, в последний раз, в Берлине, так вот тогда же у Карла пропал кларнет… Вещь старинная, цены немалой…» И смотрит, как прокурор. Клара Цацкин-Пецкин тоже за словом в карман не лезла: «А когда Вы со своим Карлом были у нас в гостях в Штутгарте, у нас пропали фамильные кораллы…» И гаденько так улыбается.

   Ленина всегда живо интересовали дела немецких социал-демократов, поэтому он это всё конспектировал и ходил бубнил себе под нос: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет». Карл Либкнехт как-то подслушал это дело и довольно грубо поправил Ленина: «Не Ка’л, а Карл!!» Лидер российских революционеров уже собрался было полезть в бутылку, даже взялся руками за жилетку, как будто собрался танцевать «семь сорок»,  но Клара быстро отвела его в сторону и зашипела в ухо: «Владимир, умоляю, не связывайтесь с Либкнехтом, это вам не Цацкин-Пецкин!» Ленину так понравилось выражение «не Цацкин-Пецкин», что он тут же забыл про обиду, ходил и как ребёнок повторял: «Это вам не Цацкин-Пецкин!» Впоследствии, с лёгкой руки Каменева и Зиновьева выражение «это вам не Цацкин-Пецкин» стало крылатым и означало оно, что всё не так просто, как могло показаться сначала. А уж потом народные массы, особо не вдаваясь в тонкости биографии Ильича, переделали «Цацкин-Пецкин» на обтекаемое и обезличенное «цацки-пецки». Парадоксально, но это, пожалуй, самый интересный эпизод из жизни Клары Цеткин, чья фамилия на самом деле была Цацкин-Пецкин.