УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Черноморский флот. Что делать будем? Взгляд из России

Черноморский флот. Что делать будем? Взгляд из России

Внешняя политика России, как и любая политика переходного периода, похожа на лоскутное одеяло, сшитое из разных по качеству кусков.

На каких-то направлениях политика уже определена, причем на долгосрочную перспективу, а где-то заставляет вспомнить выражение «ни два, ни полтора». То есть представляет собой нечто противоречивое и непредсказуемое. Кто-нибудь понимает, например, что мы собираемся делать на грузино-абхазском направлении? Примерно так же дело обстоит и с Украиной, где занозой в душе застрял Крым, Севастополь и Черноморский флот, который г-н Ющенко намерен выдворить с украинской территории в 2017-м году. Вся наша надежда здесь связана, похоже, лишь с будущими президентскими выборами в Украине. Иначе говоря, ставка делается на «авось».

Трудно счесть серьезным ответом на решение украинских властей заявление представителя нашего МИДа о том, что «Черноморский флот не угрожает Украине». Как будто речь шла об этом. Затем, несколько дней спустя, состоялся телефонный разговор президентов России и Украины. Из официального сообщения для печати следует, что Медведевым «было обращено внимание на необходимость руководствоваться в двусторонних отношениях принципами партнерства, не допускать принятия односторонних решений и других шагов, идущих вразрез с ранее принятыми договорными обязательствами».

Понять что-либо из подобного сообщения, естественно, нельзя. Возможно, президенты говорили о старой газовой проблеме, возможно, о Черноморском флоте, возможно, о нефтепроводе Одесса-Броды. А может быть, о том, как Украина на «Евровидении» голосовала за Диму Билана. Впрочем, вряд ли в ходе телефонной беседы можно всерьез обсуждать такую проблему, как наша база в Севастополе, так что, скорее всего, если эта тема и поднималась, то лишь в общем контексте. Не исключено, впрочем, что подробнее Медведев и Ющенко об этом поговорят в ходе предстоящего питерского экономического форума, где запланирована и их личная встреча.

На свой манер высказался глава ВМФ России Владимир Высоцкий: «Базовое соглашение дает нам возможность иметь на Черноморском флоте до сотни кораблей, а сейчас мы имеем 35, численность состава может доходить до 25 тысяч, а мы имеем 11. Тогда можно поставить вопрос: что нам мешает доукомплектовать количество до базового». И добавил: «Мы сегодня не ставим вопрос о выводе до 2017 года. Эта точка зрения не вызывает сомнений».

Но и это, к сожалению, не ответ на интересующий нас вопрос. И без г-на Высоцкого ясно, что Москва не «ставит вопрос о выводе» своего флота из Севастополя. А вот Киев ставит.

Иначе говоря, четко и аргументировано Россия свою позицию по поводу решения Ющенко пока не изложила. Между тем на подобное следует, на мой взгляд, отвечать быстро и внятно. В конце концов, речь идет о судьбе легендарного Севастополя, российского флота, а главное - о множестве русских, оставшихся в Крыму. Иначе неизбежно создается впечатление, что власти либо наплевать на все это, либо нечего сказать. В то, что «наплевать», не верю. Следовательно, именно здесь в нашем внешнеполитическом лоскутном одеяле зияет дыра, и кроме «авось» ничего серьезного, похоже, не наработано.

Между тем время до 2017 года, уверяю, пройдет быстро. Причем в Украине это как раз понимают, а не отговариваются тем, что до дня Х в стране еще сменится не одно правительство. Там меры давления на россиян продумываются заранее. Цитирую авторитетный украинский еженедельник «Зеркало недели»: «В мировой практике найдутся примеры, когда воинским подразделениям отключали электроэнергию, газ, воду. Однако у Киева есть куда более цивилизованные рычаги воздействия. Например, не стоит забывать, что сейчас в отношении российских кораблей Черноморского флота, базирующихся в Крыму, действует уведомительный характер пересечения украинской границы. А он может быть изменен на разрешительный. Киев также может использовать средства, имеющиеся у него в рамках двусторонних соглашений с Москвой, и ужесточить передвижение моряков-черноморцев по украинской территории и их пребывание на полуострове, сделав менее либеральным режим регистрации офицеров ЧФ России, проживающих в Севастополе».

Итак, каковы доминирующие настроения у нашего соседа? 2009 год, когда в Украине должны пройти президентские выборы, не за горами. Первое, что, казалось бы, говорит в пользу тех, кто ставит на «авось», это то, что рейтинг у Ющенко неуклонно падает. На сегодня инициатору выдворения нашего флота из Севастополя полностью доверяют лишь 8% граждан Украины. Среди главных причин: плохая экономическая ситуация и, в частности, рост инфляции, постоянная грызня между Президентом, правительством и парламентом, грызня внутри самих политических коалиций. Общая оценка ситуации в стране такова: половина граждан оценивает нынешнюю политическую ситуацию как «острую, конфликтную» или как «взрывоопасную».

Падает доверие и к Юлии Тимошенко, однако далеко не так быстро, как к Ющенко. Она по-прежнему остается одной из главных претенденток на президентское кресло на новых выборах. Если бы выборы состоялись завтра, то первый тур выиграл бы Янукович - 30,9% , но почти столько же (29,3%) у Тимошенко. Разница несущественная. А во втором туре шансы уже и вовсе равны: 42,2% у Януковича и 42% у Тимошенко. Так что «авось» - ставка на более лояльную к России фигуру, мягко говоря, шаткая. Не говоря уже о том, что в Украине промосковских лидеров нет и в обозримом будущем они не предвидятся: все крупные политики там националисты, включая Януковича, они лишь по-разному понимают украинский интерес.

Как уверено большинство россиян, Черноморский флот из Севастополя выпихивает НАТО. Не без этого. Нет сомнения, что в Брюсселе ухода русских хотят. Но вот загвоздка: более половины украинцев лишь обрадовалось тому, что на натовской посиделке в Бухаресте у Ющенко случился «облом» и Украину даже не включили в план будущего присоединения к Альянсу.

Итак, на самом деле Черноморскому флоту не страшен Ющенко - фигура уходящая. Не страшны и Тимошенко с НАТО, при условии, конечно, что будет выполнен закон по референдуму о вступлении в блок. Украина в НАТО явно не хочет. Значит, Черноморский флот выталкивает из Севастополя нечто иное. В этом и надо разбираться всерьез.

По мнению Центра «София», «маятник революционаризма качнулся в сторону меркантилизма и отстраненности. Поэтому искусство политического тайминга (планирования событий) приобретает для политиков решающее значение».

Цитирую выводы Центра далее: «Не получая содержательного ответа на вопрос о природе национального интереса, общество начинает действовать в соответствии с древним принципом «Qui prodest?» (Кому это выгодно?). Укрепляется уверенность в том, что любой наш выбор, тем более военно-политический, имеет внешнюю природу. В связи с этим граждане Украины начинают ориентироваться на поиск устойчивого баланса в треугольнике отношений Украина-Россия-Европа. Одновременно неуклонно растет число сторонников постоянного нейтралитета».

Последние слова выделены аналитиками Центра, но и я бы подчеркнул именно их, поскольку здесь и «зарыта собака». В обстановке затянувшегося хаоса и при отсутствии четко выраженного в Украине (не путать с доктринером Ющенко) внешнеполитического курса, понятного и близкого большинству граждан страны, в обществе начинает проявлять себя «интуитивный прагматизм».

И выгодным, с точки зрения украинского обывателя, оказывается нейтралитет, внеблоковая политика. А следовательно, отсутствие на украинской территории каких бы то ни было иностранных военных баз. Российских или натовских, значения не имеет. Это неуклонно нарастающее стремление к нейтралитету и выталкивает в первую очередь наш флот из Севастополя.

Таковы общеукраинские тенденции, что, само собой, не исключает особой точки зрения на этот вопрос, скажем, крымчан. Или, уж тем более, севастопольцев, часть из которых с выводом Черноморского флота потеряет не только связь с Россией, но и сам хлеб насущный - флот многим дает заработок.

Все это важно и очень болезненно, однако не отменяет общеукраинских настроений, о которых идет речь. Те же опросы, кстати, свидетельствуют о равно спокойном отношении украинцев к России и ЕС, об очевидной заинтересованности украинцев иметь именно с этими соседями самые тесные экономические отношения. И уж совсем не связан вопрос о базе с антироссийскими истериками некоторых украинских фанатиков, ненавидящих москалей только за то, что они москали. К Украине в целом это не имеет ни малейшего отношения.

Иначе говоря, украинец - не враг, а самый обычный сосед, как и многие, думающий лишь о своих собственных интересах. Хотите, называйте это махровым эгоизмом, хотите - здоровым прагматизмом. Это эмоции. Сути дела это не меняет.

Вот я и спрашиваю: что делать будем?

Недавно в Сети наткнулся на афоризм одного анонима: «Друзей не нужно иметь, с ними нужно дружить». Очень толковая рекомендация братьям славянам.

Вот только, не поздно ли?

РИА "Новости"

Черноморский флот. Что делать будем? Взгляд из России