Кто подсадил украинскую молодежь на "аптечный кайф"?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!

Аптечный бизнес в последнее время едва ли не самый выгодный после нефтяного, газового или наркобизнеса, хотя если разобраться, ничем не отличается от последнего. Хотя нет, есть одно, самое главное отличие – он полностью легализован.
Кое-кто из украинских фармамагнатов уже давно понял, что продавать витамины и валидол не особо выгодно. Другое дело - приторговывать трамадолом, траефетом и другими, пользующимися спросом у наркозависимых людей, препаратами.
Если в советское время ходили легенды о так называемых "аптечных наркотиках", то сегодня целое поколение выбирает уже не "Пепси", а трамадол.
Ужас происходящего не столько в том, что молодежь массово пристрастилась к аптечной дури, сколько в том, что высокопоставленные чиновники заинтересованы в том, чтобы ситуация оставалась неизменной, поскольку это очень выгодный бизнес, приносящий ежедневно большую прибыль.
Позиция чиновников Минздрава просто поражает. Как настойчиво утверждает заместитель главы государственной службы лекарственных препаратов при МЗУ Константин Косяченко, стоит разделять легальный и нелегальный оборот лекарственных препаратов.
Во-первых, по мнению Косяченко, в данной ситуации речь идет вовсе не о наркотических веществах, а о сильнодействующих отравляющих препаратах. На самом деле он прав: в украинском законодательстве данные препараты не относятся к наркотическим веществам, хотя вред от них куда страшнее, чем от курения марихуаны. Но почему до сих пор на высшем уровне не принято решение о переводе сильнодействующих препаратов из категории отравляющих в наркотические, остается только догадываться. Видимо, среди украинских парламентариев существует довольно сильное лобби, защищающее интересы фармабизнеса.
Во-вторых, убеждает чиновник, все, что касается легального оборота трамадола, находится под полным контролем госструктур. А нелегальный оборот, говорит он, извините, находится вне компетенции Минздрава.
То есть следуя логике представителя правительства, в украинских аптеках трамадол продают легально и нелегально. Противодействовать же нелегальной торговле очень сложно, поскольку существуют "хитрые схемы", прежде всего оптового распространения трамадола и прочих веществ. Получается, что не остается другого выхода, кроме как пожинать плоды и наблюдать за тем, как кое-кто зарабатывает на здоровье украинских подростков.
Рассказы господина Косяченко просто умиляют. Создается ощущение, что проблема перекладывается с больной головы на здоровую. Минздрав разводит руками и указывает на МВД. УБНОН в свою очередь говорит, что банально не имеет полномочий, чтобы зайти и "потрусить" аптеку.
В удивительной стране живем. Получается, что законы не позволяют контролировать деятельность коммерческих структур (аптек в том числе), а вот торговать наркотиками налево и направо - без проблем.
Хотя на самом деле, и это известно очень многим, особенно школьникам и студентам, трамадол и прочие препараты можно без проблем купить чуть ли не в каждом аптечном киоске.
Интересно то, что на среднестатистического обывателя, пришедшего в аптеку без рецепта и попросившего трамадол, аптекарь посмотрит с презрением, а вот подростку, который произнесет что-то наподобие: "Дайте трамал!" или "Витамин Т есть?" с легкостью продаст пачку другую и предложит стаканчик водички, дабы отпустить "клиента" без вещдока.
Так называемый чиновником нелегальный трамадол обойдется подростку в три-четыре раза дороже его "легальной" стоимости по рецепту. Цифры говорят сами за себя, при необходимости для лечения тяжелобольных 6 млн доз трамадола в Украине производится 176 млн доз ежегодно. Вот и решайте, кому это выгодно…
В Минздраве твердят, что в качестве противодействия данной ситуации в Госпредпринимательство направлены предложения по внесению изменений в законодательство по лицензированию фармацевтических заведений. В частности, в случае обнаружения несанкционированной торговли в аптеках трамадолом и прочими веществами, отпускающимися только по рецепту, аптека будет лишена лицензии. Странно, что до сих пор этого не сделано. Сейчас, оказывается, если аптекаря поймают "на горячем", максимум как его можно наказать – это штраф – 55 гривен. Смешно до слез, правда?
В то время как чиновники разводят руками, в очередной аптеке школьники покупают трамадол. По разным данным, только в Киеве существуют около 50 аптек, в которых свободно можно приобрести "сильнодействующие отравляющие вещества".
Говоря об этом, можно оставаться равнодушным, до тех пор, пока это тебя не касается или пока не увидишь лица молодых людей, которые после нескольких месяцев приема аптечной дури на всю жизнь останутся калеками.
Это подростки в возрасте от 12 до 17 лет, которые либо прикованы к постели, либо частично парализованы и, не достигнув еще 20 лет, уже инвалиды I группы.
В списке особо опасных лекарств не только трамадол. Не менее опасен для детей обычный препарат от простуды "Колдакт", который свободно продается в аптеках.
Указанный препарат содержит в своем составе фенилпропаноламина гидрохлорид, который по химическому составу и действию близок к эфедрину. Местные химики проявили максимум находчивости: соединив "Колдакт" с марганцовкой, получили поистине убийственную дурь. Убивает она прежде всего нервные клетки и клетки головного мозга, после чего наступает полный или частичный паралич.
Но контингент, употребляющий данный наркотик, вряд ли задумывается о последствиях. Рассказы сверстников о "приходе", доступность и относительная дешевизна весьма соблазнительны для еще несформировавшихся личностей, стремящихся испытать новые ощущения.
Безусловно, победить данный социальный недуг невозможно, используя сугубо административный ресурс или воспитательную работу. Для качественного результата необходим комплексный подход. Молодежные организации бьют тревогу, рассказывают молодежи обо всех ужасающих последствиях употребления наркотиков…
Но говорить о положительных результатах до тех пор, пока чиновники не согласятся поставить здоровье украинских подростков – будущего нашей нации – выше собственной выгоды, не приходится. Ведь пока в аптеке будут свободно продавать наркотические вещества, несмотря на все угрозы, найдутся те, кто будут их покупать, не боясь остаться калекой на всю жизнь.
Леся Домащенко, "Обозреватель"