Украинские беспризорники на грани выживания

С наступлением холодной поры правоохранители начали традиционные рейды по подвалам и чердакам с целью выявить и выловить обитающих там бездомников. Однако, что примечательно, после таких сезонных кампаний бродяг в шахтерской столице отнюдь не становится меньше. Особенно резво и изобретательно избегает встреч с милицейскими облавами уличная ребятня.
Никто точно не знает, сколько обитает их в промышленном городе с официальным населением в миллион человек. Специалисты осторожно называют цифры в диапазоне от 10 до 18 тысяч. Наверняка известно, что юные бомжи подвержены сезонным миграциям. Например, летом они любыми путями стремятся выбраться на юг области, к Азовскому морю. Там, в курортной толпе, легче прокормиться, найти временную подработку в закусочной, пансионате либо просто «свистнуть» бумажник у зазевавшегося пляжника. Поздней осенью стихийно образовавшиеся бригады несовершеннолетних бродяжек шерстят уже убранные поля пригородных сельских агрохозяйств: почему-то, несмотря на объявленный переход к частному предпринимательству, там остается в борозде много брошенного лука, моркови, свеклы — совсем как в советские времена. Все это, вымытое в какой-нибудь сточной канаве, затем продается на окраинных базарах. Либо сразу меняется у рыночных барыг на клей, хлеб и «паленую» водку.
Студеная пора года — самая тяжелая. Ватагам беспризорников следует поторопиться занять удобные для зимовки места: в подвалах, где проходят трубы с горячей водой, в колодцах и тоннелях магистральных теплосетей и т.п. Порой между двумя группировками подростков разворачивается самая настоящая война с человеческими жертвами за право «отабориться» на облюбованной точке. Но чаще конфликт улаживается путем мирных переговоров: юные изгои общества стараются сообща противостоять враждебному людскому окружению.
Экскурсию в один из «зимников» донецких детей-бродяжек "Вечерним Вестям" организовывали активисты городской общественной организации, специализирующейся на помощи этим обездоленным обитателям украинского индустриального мегаполиса. Уже несколько лет волонтеры благотворительного центра подкармливают и лечат заглядывающих к ним «на огонек» бомжат, при этом принципиально не пытаясь поставить их на какой-либо учет либо уговорить пойти «сдаваться» в казенный детдом. Потому чумазая уличная ватага доверяет тамошним работникам больше, нежели спецам по делам несовершеннолетних с милицейскими погонами на плечах.
Низкая, едва головой потолок не цепляешь, комната с бетонными неоштукатуренными стенами разделена занавеской на две части. В дальней обитают «атаман», несколько его великовозрастных приближенных да три прибившиеся к стае девчонки.
На «черной» половине, на брошенных на пол матрасах, ночует прочая малышня. Кроме того, здесь расположены самодельный стол и гордость колонии — электроплитка с длиннющим проводом, который, чтобы нелегально подключиться к напряжению, приходится тянуть в другой конец подвала. Свет в помещении — от старой шахтерской аккумуляторной лампы-«коногонки». Чумазые ребята наперебой рассказывают, что жэковские работники отлично знают об их «зимнике», бывает, проходят мимо, делая вид, что не замечают. А вот если грубо нарушать правила пожарной безопасности либо оставить незакрытым кран на водоводе, могут и милицию вызвать.
Вся дневная добыча здесь идет в общий котел. Чаще она состоит из подаяний сердобольных граждан, просроченных продуктов, которыми с «одноразовыми» юными грузчиками расплачиваются в продуктовых палатках, реже — из ворованного.
В Донецкой области на сегодняшний день функционирует 19 государственных подростковых интернатов, десяток частных благотворительных приютов для несовершеннолетних, и далеко не все из них пользуются дурной славой у обитателей. Наоборот, юные бездомники за десятки километров приезжают «устраиваться», например, в знаменитый мариупольский «Пилигрим» либо в макеевский «Мартин-клуб».
Те же из ребят, кто решается на свой страх и риск зимовать в большом городе, чаще всего имеют на то личные причины. Кто-то из них прочно подсел на наркоту либо ядовитый клей, другие, в силу изъянов психики, испытывают трудности с адаптацией к любому нормальному коллективу. Третьи, увы, успели всерьез преступить закон и теперь боятся разоблачения.
Буквально на корню самоликвидировался такой вид заработков бомжей и беспризорников, как нелегальный сбор черного и цветного металлолома. Нелегалы обанкротились вслед за легальным бизнесом в этой сфере.
Кроме того, добрые тетеньки и дяденьки, которые могли подкормить маленького скитальца или подбросить денежку, теперь в своих заботах о заработке, кредитах, ценах и прочих «прелестях» кризиса уже не так замечают эти грязные и холодные протянутые руки.
Читайте по теме:
Украинских беспризорников "продают" извращенцам
Кризис увеличит количество сирот в Украине
Сироты останутся несогретыми любовью олигархов
В детском приюте насиловали воспитанниц
Брошенный родными мальчик повесился… в приюте
Папаша-изверг оказался лучше приюта










