УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Первый бой мы уже отыграли…

Первый бой мы уже отыграли…

Боязнь за щитом «Беркута»

Да-да, она боится. Боится самой себя, потому что четыре года назад было дано позволение «открыть рот». Но суть не в том, какого цвета знамена насквозь коррумпированных политиков реют ныне над Банковой, Кабмином или КГГА. Суть в том, что власть боится того протестного посыла, который до сих пор жив в народе, и в первую очередь, это касается Киева. Здесь, в главном обиталище украинского среднего класса, в городе, который многие ненавидят именно за то, что в нем жируют «продавцы воздуха», в то время как народ вкалывает на шахтах, полях и рынках – в этом городе, еще недавно безбожно распухавшем на кредитном буме и буме недвижимости, потому и жив дух Майдана, что город этот с 2004 года не боится. И потому порядок, с точки зрения власти – что киевской, что верховной – нужно начинать наводить отсюда. Порядок жесткий, показывающий, что каким бы карикатурным не был тот, против действий которого жгут шины на Крещатике – этот кто-то есть представитель власти. И потому всякая акция, выходящая за рамки традиционных криков «Долой!», должна быть пресечена.

Киев в остальной Украине не слишком любят. Киеву злорадно желают больших цен. Мол, платите, зажравшиеся. Мол, Черновецкий – наказание вам за Майдан и Оранжевую революцию, мол, вы там все очень умные - вы, труженики офисов и банков, а вам бы в руки ломик и лопатку и на какой-нибудь ММК… И тем не менее столичность – это не только чванливость по отношению к остальным. Это еще и чувство собственного достоинства, самоуважения, гордость. И именно эти чувства позволяют киевлянам верить в свою правоту и возможность не обращаться с собой, как с доильным аппаратом мэра-сектанта. Да, Киев переизбрал Черновецкого. 30% проголосовавших на последних выборах – это около 250 тысяч человек. Мизер в общей массе живущих в городе киевлян и тем более в общей сумме «понаехавших», многие из которых уже давно ассоциируют себя с Киевом. И главное – они все платят. Потому они вправе заказывать музыку и вправе противостоять попыткам нагло топтать их права.

Регулярные акции протеста против наглеющих день ото дня застройщиков и начавшиеся теперь акции против транспортно-тарифной политики мэрии – это все позитивные моменты. Они показывают, что бороться с произволом нужно и можно. И власть тоже это знает. Она знает: если придушить протестные настроения в Киеве, в остальной стране не пикнут. Провинция будет бояться по самому факту, тем боле, что власть и наглость местных царьков зачастую страшнее и одиознее того же Лени-Космоса.

Началось?

9 ноября 2008 года, практически через четыре года после начала первых событий Оранжевой революции, киевский «Беркут» задержал 11 человек, протестовавших против повышения тарифов в транспорте.

На акцию пришло около 400 киевлян. Митинг против волюнтаризма киевских властей собрал разные организации – от сугубо гражданского движения «Сохраним старый Киев» до Компартии. Все они, в первую очередь, пиарят себя. Но всех их также объединяет одно – понимание того, что «с этим нужно что-то делать». В конце концов, большая часть участников этих митингов ездит в том же самом транспорте.

И неважно, какой общеполитической ориентации эти организации. Из названий и так видно, что «Украина-Беларусь-Россия» и «Коалиция ветеранов оранжевой революции» - абсолютно различны по своим воззрениям на будущее Украины. Но вот в отношении Лени-Космоса они едины.

Как же проходила эта акция гражданского сопротивления? У входа в мэрию «левая» часть митинговавших установила символический гроб с надписью «Гроб – буржуям». Немногим ранее участники акции, относящиеся к общественной молодежной организации «Шаленi пасажири» разложили около станции метро «Хрещатик» выкрашенные в голубой цвет автомобильные шины, символизирующие новые жетоны для проезда в метро. Акция проходила под лозунгами: «Пусть платят богатые», «Мы против подорожания проезда» и т.д.

Затем, согласно официальной информации столичной милиции, между 18 и 19 часами группа людей, которая собралась для участия в мероприятии возле мэрии на Крещатике, подожгла принесенные с собой автопокрышки. На просьбу стражей порядка прекратить противозаконные действия они ответили неповиновением, в результате чего были задержаны и доставлены в Шевченковский райотдел милиции для составления административного протокола. Апофеоз акции случился уже после «паковки» активистов митинга: взорвался спортивный двухдверный автомобиль марки Mercedes-Benz CLK желтого цвета. А взрыв на Крещатике – это уже серьезно.

Безусловно, подожженные автопокрышки и даже загоревшийся от них автомобиль – это не подожженная мэрия. Однако, похоже, это начало настоящего протеста. Киев пришел в себе после ценового шока, на удивление, быстро. Пришел в себя и начал огрызаться. Пока что только горящими автопокрышками и столкновениями с милицейским спецназом. Но, повторимся, запас прочности у «боротьбистов» с «космическим» самодурством большой. Если акция действительно разрастется, как было в 2001 с «Украиной без Кучмы», это будет означать лишь одно – процесс пошел.

Дадим слово одному из активных организаторов акции. По словам активиста «Шалених пасажирив» Виталия Атанасьева, «без улучшения качества и услуг повышение тарифов сразу вчетверо абсолютно не оправданно. К тому же рекламодатели платят бешеные деньги за рекламу в метро – это около 125 миллионов гривен в год. Метрополитен получает из этих денег всего 12 миллионов гривен – остальные деньги оседают в карманах у чиновников. Мы требуем у городских властей отменить позорное решение о повышении тарифов. Перевозка пассажиров - не бизнес».

У всякой акции есть несколько аспектов. Есть элемент справедливого протеста. Есть элемент «профессиональных митинговщиков» и денег, которые вкладываются кем-то в такие акции. И элемент выхода за рамки закона, без которого зачастую – никак. Иначе – не заметят, забудут. Нынешнюю акцию тоже могут забыть. Власть хочет этого напрямую. И чтобы не дать ей этого сделать, организаторы хотят сделать акцию бессрочной.

Повышать цены на проезд в период разрастания экономического кризиса, в период массовых увольнений и ценовой акробатики безумно и опасно. Похоже в Киевсовете совершенно искренне считают всех киевлян всего лишь электоратом. Но именно потому, что это происходит в Киеве, а не в каком-нибудь Усть-Мохнатске, и потенциал сопротивления здесь намного выше. Разработанная в заокеанских политтехнологических лабораториях «оранжевая революция» стала джином, которого уже не загнать в бутылку. Это – Франкенштейн, убивающий своих создателей и надсмотрщиков.

Киевсовет все более откровенно «разводит» киевлян на деньги, но они совершенно не горят желанием делиться с ним содержимым своих карманов. Опыт ноябрьских дней 2004 года убедил киевлян в том, что не стоит безропотно вытирать плевки. Лучше плюнуть в ответ. Что они и начинают делать. Тем более, что сейчас пришло время считать копейки.

Потому, каковы бы ни были спонсоры, идейные лозунги и моральный облик участников протестной акции, им хочется сказать спасибо. Власть всех уровней слишком быстро забыла, кому она обязана своим существованием, и от кого она кормится. Ей стыдно за не ушедший в кухонное «выпускание пара» протестный дух. И потому в ход идут банальные «демократизаторы» в виде дубинок. Все слишком пошло и однозначно.

9 ноября 2008 года окончательно стало ясно, что пост-оранжевый период в истории Украины закончился. И как бы это не радовало многих по факту, по сути стоит подумать о том, что делать, когда в любом ином городе или местечке столь же бесцеременно поднимут цены. Или каким-то еще образом нагло надругаются над собственным электоратом – то есть над нами. Тогда цвет лозунгов и флагов станет уже неважен. А будет лишь народный протест, который, как известно, иногда перерастает в бунт.

Первый бой мы уже отыграли…