УкраїнськаУКР
русскийРУС

Европа просит "мазурика" передумать

Европа просит 'мазурика' передумать

Премьер Тимошенко продолжает наступление на Президента Ющенко на внешних фронтах. После Москвы следующим ее плацдармом стал Брюссель. В среду Европа попросила «мазурика» «передумать» касательно роспуска Рады.

Видео дня

«В Европе не понимают логику действий Ющенко»

Правила многовекторности лидер БЮТ блюдет четко. Первый официальный визит в премьерском статусе в начале года она нанесла в Брюссель. Вслед за тем поехала в Москву. Через полгода повторила маршрут в обратной последовательности.

Осенью, оттесняя гаранта от аппарата искусственного жизнеобеспечения шестой Рады, который он все норовит отключить, она заручилась поддержкой сперва Путина, теперь ряда лидеров европейских государств. Точнее, президентов и премьеров – членов политсил, входящих в состав Европейской народной партии. В Старом свете ее частенько называют«Партией власти».

Пособничество Путина ЮВТ - тактическое, а не стратегическое. Ему не столько Тимошенко мила, сколько Ющенко охота позлить. С европейскими деятелями ситуация похожая. Каких-то три года назад они встречали ВАЮ стоя и овациями. Народный союз «Наша Украина» как раз вошел тогда в ЕНП. Ассоциированным, а не полноценным членом, ибо Украина – не страна ЕС.

Сегодня в Брюсселе и Страсбурге авторитет нашего гаранта приблизительно такой же, как на родине. Немногим выше уровня плинтуса. Об этом корректно намекают с трибун и прямо говорят в кулуарах.

- Слишком большое разочарование. На Ющенко возлагали столько надежд, так ему помогали, - качает головой БЮТовский вице-премьер Григорий Немыря.

Место сидения на точку зрения, конечно, влияет, но в данном случае Немыря прав на все сто.

- В Европе не понимают логики его действий, - добавляет кадровый дипломат.

По большему счету, Старому свету сейчас вовсе не до Украины. Претерпевая от финансового кризиса, ни о чем другом тут думать не могут. А намерение провести перевыборы, когда рушатся экономические системы могущественных государств, считают и вовсе крамолой.

Тимошенко даже не пришлось убеждать Брюссель в том, что у Ющенко – локальное помешательство. Однако добиться однозначной поддержки собственной персоны и политсилы оказалось все же непросто. «Цена вопроса» известна одной Тимошенко. Какой бы она ни была, последствия брюссельского вояжа Премьер-министра, для Президента крайне неприятны.

Солана: из друзей Ющенко в друзья Тимошенко

Хотя визит этот не заладился с самого начала. Вопреки планировавшемуся двухдневным, Тимошенко в итоге посвятила ему лишь сутки. Несколько встреч, в частности продолжительный тет-а-тет с Баррозу, пришлось отменить.

На первую встречу в среду – с Соланой  она из-за сбоя в графике опоздала. Впрочем, в маленькой переговорной комнате на восьмом этаже админздания ее кроме журналистов все равно никто не ждал.

Более того, обозначить прибытие Тимошенко успели за минуту до того, как она появилась. Протокольные нормы предписывают проводить беседы первых лиц на фоне государственных флагов их стран. Флаг Евросоюза в комнатке висит постоянно. Полотнище на соседнем флагштоке меняют несколько раз в день. Желто-голубое пожилой чиновник натягивал впопыхах. Неглаженное. Судя по всему, оно хранилось у него, сложенное в четыре погибели в дальней коробке.

Тимошенко вошла стремительно и резко – несвойственной для нее походкой. Премьер явно была напряжена. В камеры старалась не смотреть. Осознав, что Соланы в помещении еще нет, она, застыв на секунду, инстинктивно отступила назад. Уже в дверном проеме ее перехватил руководитель аппарата главы КМУ Михаил Левинский. Сказал что-то коротко. Она кивнула. Вошел Солана.

Когда-то Ющенко назвал Верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности «большим другом Украины». Промолчав о том, что он  и его большой друг. Теперь Солана - друг Тимошенко.

По итогам их беседы планировался совместный брифинг для СМИ. Выйдя на него в одиночку, ЮВТ рапортовала о всецелой поддержке Соланой ее позиции и действий.

- Мы говорили, что когда кризис – угроза для всех стран мира, Украине нужна стабильность, - проинформировала она присутствующих. - Мы пришли к единому выводу, что политическая стабильность и общая ответственность всех политиков – то, что нужно сегодня Украине и то, чего от нее ожидают в европейском Союзе.

Вообще, тема финкризиса в Брюсселе стала для Юлии Владимировны буквально палочкой-выручалочкой. Лидеры европейских держав ее только и обсуждали, и грех было этим не воспользоваться. Пассажи, живописующие возрастание экономических угроз под влиянием «политических стрессов», мелькали в речи премьера повсеместно.

Разделяет ли подобный вывод Солана, узнать не удалось – общения с прессой он избегал.

Тем временем, Тимошенко вполне осознанно била Ющенко главной его картой,  именно – евроинтеграционными лозунгами, которые теперь она подняла уже не на оранжевые знамена.

Виктор Андреевич особо не сопротивляется. Контакт с ЕНП у него разлажен. Форумы партии он попросту игнорирует. Раньше хоть Кириленко вместо себя присылал, а теперь и этого не делает.

- Значит, ему все равно, что о нем думают в Европе и поддерживают ли его. Он поставил на этом крест, - коротко прокомментировала потом Тимошенко.

Меж тем, рассказывая о сеансе одновременного общения с Соланой, она, по-прежнему выглядела напряженной и, пожалуй, даже сердитой. Возможно, вспоминала, как год назад, наведываясь в Европу в качестве лидера оппозиции, убеждала в полезности внеочередных кампаний. В том числе – как инструмента устранения от власти мафии.

Сейчас Тимошенко сама угодила в яму, которую в 2007-м собственноручно рыла «регионам». Однако нельзя не признать: в отличие от Януковича, выкарабкивается она из нее куда более изящно. Хотя так же безуспешно.

- Нестабильность может стать серьезным препятствием на нашем пути к евроинтеграции, - забросила она в огород Ющенко еще один камень, и глазом не моргнув.

Справляться с эмоциями на людях она умеет. Хотя для более узкого круга их «качество и количество» очевидны.

Так, по пути в Брюссель ЮВТ нарушила собственную давнюю традицию – заглядывать во второй и третий «салоны» премьерского борта (сама она путешествует в первом) с тем, чтобы поприветствовать их пассажиров. Соответственно: сопровождающих и журналистов.

- Извините, я хотела чуточку поспать, - мило улыбалась она после.

Однако, увидав ее в брюссельском аэропорту спускающуюся по трапу под руку с начальником охраны мы поняли без слов: Юлия Владимировна не в духе. Сильно не в духе.

Причин тому, конечно, может быть множество. Главная всегда одна – Президент Ющенко.

«Проевропейское» большинство вместо «пророссийского»

Заочную полемику с ним она продолжила на последовавших затем двусторонних встречах с коллегами-премьерами Люксембурга, Франции, Италии и Польши. «Скученность» обуславливалась сокращением сроков визита ЮВТ. Встречи проходили за закрытыми дверями. Точнее сказать, в отдельном здании, охраняемом похлеще любого госучреждения не то что в Украине – в России. Немудрено: на саммит ЕНП в Брюссель съехалось руководство всего Старого света.

Проникнуть туда, несмотря на многочисленные порывы, оказалось совершенно невозможно. В прошлый раз аналогичная попытка моего коллеги закончилась приводом в полицию (репортажа из которого все равно не склеилось).

Оставалось довольствоваться сведениями источников из числа членов официальной делегации. По их «показаниям», украинскую тему обсуждали исключительно сквозь призму финансового кризиса.

- Нормальные люди не понимают, как можно проводить выборы, когда уже на еде все начинают экономить. Тем более, если парламент меньше года проработал, - сказал «Обозу» один из собеседников.

- Юле задавали очень много вопросов, все хотели понять, чего Ющенко добивается на самом деле, чем он руководствуется, - добавил второй.

- Спрашивали, какие мы (БЮТ, - С.К.) выдвигали требования для возобновления коалиции, - призналась сама Тимошенко уже по дороге домой. На обратном пути она таки заглянула в третий салон.

- И что?

- Ну, все очень удивились, узнав, что требования формулируем не мы, а нам, - засмеялась она мелким смехом.

- Но другую-то сторону не выслушали, - попыталась возразить я.

- Ющенко приглашали – он не приехал. И это уже не первый раз, - коротко напомнила Тимошенко.

Обернуть подобные настроения себе на пользу ей было несложно. В итоге, неважно начавшись, визит завершился вполне благополучно. Более того, успешно: лидеры Старого света целиком и полностью приняли ее сторону. Формально это материализовалось в официальном заявлении ЕНП, озвученном на совместной с ЮВТ пресс-конференции ее лидером Вильфредом Мартенсом.

- Мы поддерживаем возобновление и усиление демократической коалиции. В условиях финансового кризиса очень важно иметь стабильное и эффективное правительство. Стабильность – ключевое условие интеграции Украины в Европу, - чеканил он. Не понимавшая ни слова по-английски, Юлия Владимировна, тем не менее, мило улыбалась. Очевидно, содержание бумаги, лежавшей перед Мартенсом, ей было давно известно: "Преждевременные выборы – третьи за три года, подорвут стабильность. То, что нужно Украине сегодня – это не досрочные выборы, а ответственное руководство и стабильное правительство.

Мартенс уже начал повторяться. Для европейского деятеля, последние два понятия – синонимичны.

- Мы высказываем нашу полную поддержку лидерам в Украине, которые делают все, чтобы стабилизировать правительственную коалицию! – констатировал он хриплым старческим голосом.

Украинская гостья по-прежнему улыбалась, хоть и хранила еще на лице печать усталости от выполнения трудоемких задач. Трудоемкость – в филигранности. Позиция ЕНП сильно задела Ющенко, но все же не унизила. С точки зрения межгосударственных контактов, «правила приличия» были соблюдены. Хотя для документов подобного рода заявление получилось уж слишком однозначным. В том числе в превозношении Тимошенко. Именование демкоалиии именно «правительственной», а не парламентско-правительственной, а то и как-нибудь иначе, уже немало.

Мартенс, Меркель, Берлускони, Туск, Поттеринг, иже с ними, учитывая близость 2010-го года, не могут, конечно, не осознавать последствий подобного позиционирования. Тем более на фоне относительного сближения ЮВТ с Белокаменной. Которое Секретариат считая абсолютным, именует не иначе как «государственной изменой». Какую новую безумную формулировку выдаст Кислинский после брюссельского вояжа ЮВТ – загадка для студентов-психоаналитиков.

Одно из условий головоломки – чистосердечное признание самой Тимошенко:

- Я получила слова поддержки для стабильности в Украине. Я благодарна за это, - кивнула она, выслушав перевод. - Хочу еще раз обратиться к Президенту Украины, теперь уже – с позиции Саммита, - вернуть его политическую команду в демкоалицию и создать ей условия для работы. …Важно иметь от президента волю возобновить проевропейское большинство в парламенте, - акцентировала она на конечной фразе.

«Проевропейское большинство в парламенте» - новый термин, предназначенный для использования за пределами западных границ нашей Родины. И нежелательный для применения далее восточных рубежей.

Тимошенко о Ющенко: «глупо выглядит тот, кто делает глупости»

Отвечая на вопросы, Юлия Владимировна совершила несколько забавных открытий:

- Мы вынесли из сегодняшних встреч много практических рекомендаций, - поблагодарила она Мартенса, не умевшего, как мне показалось, улыбаться даже в раннем детстве. - Наша делегация записала много реальных практических предложений, которые необходимо использовать для преодоления кризиса в Украине, - заверила Премьер, запамятовав, видимо, что ни одного «профильного» чиновника – министра, руководителя ведомства в составе нашего маленького «десанта» не было.

Второе откровение:

- Блок Литвина высказывал желание войти в коалицию, но, к сожалению, не получил поддержки от Президента Украины.

«Обоз» не мог не вмешаться. Хотелось понять, как именно ЕНП может способствовать реставрации коалиции, если с Ющенко у них дисконнект.

Выслушав вопрос, глава партии покачал седой головой.

- Мы, лидеры европейских партий, просим вашего Президента поменять свое решение. Это не есть атака на него.

Мартенсу сложно было понять, какие Виктору Андреевичу еще нужны доводы, тем более предметные действия, и неужели «мэссиджа» от глав стран Евросоюза недостаточно.

- Сейчас проводить досрочные выборы невозможно, - вставила Тимошенко. Сроки проведения кампании сорваны, денег нет, необходимости – подавно. – У меня два совета Президенту: не издавать второй указ, поскольку первый уже утратил возможность быть реализованным и принять политическое решение о возобновлении коалиции.

- Пойдя на попятную, он будет выглядеть глупо, - возразила я.

- Глупо могут выглядеть только те политики, которые делают глупости, - резонно возразила лидер БЮТ.

Киев-Брюссель-Киев

Европа просит "мазурика" передумать
Европа просит "мазурика" передумать
Европа просит "мазурика" передумать
Европа просит "мазурика" передумать
Европа просит "мазурика" передумать
Европа просит "мазурика" передумать
Европа просит "мазурика" передумать