УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Татарские «понятия»

2,7 т.
Татарские «понятия»

Республика Татарстан – особый регион в составе России. В начале 90-х годов, для того, чтобы убедить её президента Минтимера Шаймиева не поддерживать сепаратистов и не поднимать вопрос о восстановлении независимости татарского государства на Волге, Кремль согласился не вмешиваться в вопросы внутреннего администрирования в республике, а также отдал на откуп Казани всю татарскую экономику. Кроме того, в Москве до сих пор закрывают глаза на то, что Шаймиев фактически обеспечил за собой президентские полномочия пожизненно и является «полновластным хозяином» Татарстана.

Когда в 1990-е годы украинское государство строило и реализовывало планы создания совместного с татарскими акционерами предприятия на Кременчугском НПЗ, особое положение Татарстана в российской «вертикали власти» считалось большим плюсом. Режим Шаймиева выглядел куда более устойчивым и прогнозируемым, чем ельцинская камарилья и, казалось, договорённостям, освящённым украинским и татарским президентами ничего не угрожало.

Однако, уже к концу 90-х годов выяснилось, что не всё так безоблачно во взаимоотношениях с Казанью. В частности, в соответствии с уставными документами «Укртатнафты» в ее уставный фонд татарская сторона обязывалась передать права на нефть и нефтяной конденсат на 25 месторождениях этого сырья, расположенных в Татарстане. Их оценка составляла 267,6 миллионов долларов США. Однако, в 1997 году решением собрания акционеров «Укрататнфты» изменяется вид взноса татарских акционеров – вместо прав на нефть и нефтяной конденсат разрешают внести акции АО «Татнафта» и АО «Татнефтепром».  В итоге и это явно «протатарское» решение не выполнено – были внесены лишь акции АО «Татнефтепром». При этом действия менеджмента «Укртатнафты», по меньшей мере, выглядят подозрительно. Так, сначала по его инициативе не утверждается предложение Наблюдательного Совета предприятия относительно экспертной оценки акций «Татнефтепрома» (оценка проводилась московской компанией ИФК «Солид» и киевским СП «УВЕКОН») – в сумме 69,72 миллиона долларов США.

В результате было вынесено оригинальное решение – поручено Государственному комитету по управлению государственным имуществом Татарстана и Генеральному директору «Татнефтепрома» Р.Заринову заключить еще один договор на проведение экспертной оценки стоимости акций «Татнефтепома» с теми же ИФК «Солид» и СП «УВЕКОН». Вероятно, татарская сторона изыскала необходимые «веские аргументы» – новая оценка акций АО «Татнефтепром» составила 140,123 миллиона долларов США. Абсолютно необъяснимо – в результате чего стоимость акций «Татнефтепрома» за полтора месяца возросла более чем в 2 раза. Эта сумма явно «подгонялась» под задекларированную Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Татарстана сумму взноса в уставной фонд «Укртатнафты».

Отметим, что данные ценные бумаги не котировались на фондовых биржах, что делало невозможным установление их истинной рыночной стоимости. Естественно, ценные бумаги, внесенные в уставный фонд «Укртатнафты» правительством Республики Татарстан, были явно «мусорные», т.е. не имели никакой стоимости. При этом Украина в лице Фонда госимущества внесла в уставной фонд «Укртатнафты» абсолютно осязаемый актив – целостный имущественный комплекс «Кременчугнефтеоргсинтез», оцененный в 450 миллионов долларов. Кроме истории с внесением акций, татарская сторона так и не оплатила свои доли в уставном фонде.

Наконец, в начале июня 1999 года в «Укртатнафте» произошла смена акционеров. Из списка акционеров пропали владельцы мелких пакетов акций. Зато в списке появились американская корпорация «SEA GRОUP International inc» (9,960%), швейцарская компания «AmRUZ TRADING AG» (8,336%) и украинский «МТ-банк» (1,154%). Особое внимание стоит обратить на то, что три последних пакета по своему размеру меньше, чем 10% каждый, что позволило новым акционерам не получать согласие Антимонопольного комитета Украины на покупку акций. В результате Украина фактически утратила 18% акций предприятия. Проще говоря, эти акции были переданы под контроль татарской стороны.

Прошло почти десять лет и вот, руководство Минтопэнерго и НАК «Нафтогаз Украины» явно вознамерилось вернуть контроль над утраченным пакетом акций. Проведённые подготовительные мероприятия позволяли надеяться, что справедливость удастся восстановить уже 23 мая (именно на эту дату было запланировано созываемое по требованию НАК «Нафтогаз Украины» собрание акционеров. Однако татары не желают отдавать украденные акции. Вначале они нашли подход к Азарову, запретившему НАК «Нафтогаз Украины» принимать участие в собрании акционеров, созываемом по его ж инициативе. Впрочем, источники в Кабмине утверждают, что Николай Янович только подмахнул бумажку, подготовленную другим, профильным вице-премьером. Какие «аргументы» нашла татарская сторона для «убеждения» этого небезразличного к нефти и газу вице-премьера пока неизвестно. Но всё тайное, когда-нибудь становится явным.

Простого запрета на проведение собрания татарам показалось мало, и они организовали провокацию с пикетированием офиса «Укратанафты» маргинальными политическими организациями. Об этом уже много писали украинские СМИ.

Наконец, для дополнительной страховки, и.о. председателя правления «Укрататнафты» В.О. Федотов подписал на имя председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Е.Н. Бакулина письмо, исх. № 54/1214, от 22 мая 2007 года, в котором проинформировал, что правлением «Укрататнафты» принято решение об отмене собрания, назначенного на 23 мая, в связи с тем, что НАК «Нафтогаз Украины» также потребовал проведения собрания акционеров 30 июня.

Любой юрист подтвердит, что факт назначения одного собрания акционеров не может отменить другого, правление просто не имеет права отменить собрание, созываемое по требованию НАК «Нафтогаз Украины» (акционера, владеющего 43%-ным пакетом акций), если сам акционер не обратился с такой просьбой.

Более того, НАК «Нафтогаз Украины» уже заявил, что выполнит поручение Н.Азарова и не примет участие в собрании 23 мая. То есть, оно бы в любом случае было сорвано, но юридически корректно и без формальной засветки татарской стороны.

Иначе, чем паническими настроениями действия татарской стороны объяснить невозможно. Татары чувствуют, что лакомый пакет уплывает из их рук и начинают бояться собственной тени, совершенно неправовыми методами отменяя одни и те же собрания акционеров, пытаясь подкупить украинских политиков и организовывая политические провокации, с целью заставить Кремль сыграть на своей стороне. Впрочем, вряд ли Путин захочет втягиваться в грязную кампанию по защите татарстанских «бизнесменов» – ведь прибылями своими они с Кремлём не делятся.